Пространство равных возможностей

Шестнадцатого октября в Московском центре оценки и контроля качества образования объявили победителей XII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России2025». Бронзовым призером в номинации «Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления2025» стал детский оздоровительный лагерь им. Ю. А. Гагарина.

Директор лагеря, Светлана ПАВИЦКАЯ, в интервью «ЕЗ» поделилась подробностями участия в конкурсе, рассказала о том, какие преимущества выделяют лагерь среди аналогичных организаций, а также о том, каким трудом и упорством коллектив добился столь значимого для Евпатории успеха.

Обмен опытом и никакого соперничества

Организаторами XII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России2025» является Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ «Московский городской психолого-­педагогический университет», а также Федеральный ресурсный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования. На мероприятии традиционно собрались лучшие эксперты со всей страны, которые понимают, как должен быть выстроен инклюзивный образовательный процесс.

Номинация «Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления2025» появилась на конкурсе сравнительно недавно, с 2023 года. Тогда лагерю имени Ю. А. Гагарина удалось получить лишь свидетельство лауреата. В 2024 году участие не принимали, поскольку реализовывали федеральный грант по созданию доступной среды. На выигранные средства была значительно улучшена инфраструктура: устранены недостатки по адаптации территории, обновлены помещения общего пользования и оборудованы спальные номера для маломобильных групп населения. В этом году лагерь стал победителем на региональном этапе среди всех подобных организаций отдыха и оздоровления детей в Крыму и уже более подготовленным вышел на федеральный уровень.

На федеральном этапе в данной номинации принимало участие 27 организаций, среди которых отобрали десять. Далее на очном этапе конкурса в Москве начальник ДОЛ имени Ю. А. Гагарина Лариса Гребенюк представила судейской коллегии проект по организации инклюзивной среды, реализуемой в детском лагере. В своем выступлении она подробно осветила вопросы инфраструктурной адаптации территории и помещений, рассказала о том, какое оборудование приобрело руководство лагеря, и самое главное — о педагогической практике, применяемой в работе с детьми.

— Забота, внимание, преданность и профессионализм участников конкурса были высоко оценены членами жюри, которые сказали каждому много поддерживающих слов, — поделилась впечатлениями Лариса Гребенюк. — На мероприятии царила доброжелательная, отзывчивая и теплая атмосфера: здесь собралось профессиональное сообщество, которое приехало не бороться за призовые места, а делиться своим опытом и перенимать лучшие практики. Большая многомесячная работа, вебинары, методические и практические семинары, диалоги и профессиональные дискуссии, а затем два дня очной работы и конкурсных испытаний объединили нас в стремлении развивать возможности особенных детей жить полноценной, безопасной и комфортной жизнью.

Конкурс изначально предполагал, что каждый из десяти финалистов уже является победителем в своей отрасли, независимо от итоговой оценки судей. Все участники получили призы от социальных партнеров мероприятия.

— Этап оглашения результатов стал очень волнительным для всех участников. Мы до последнего момента не знали, вой­дем ли в тройку победителей. У нас было достойное выступление и информационная поддержка Инклюзивного ресурсного центра города Симферополя. Почетное третье место стало для нас вдохновляющим и жизнеутверждающим результатом, потому что мы прилагаем очень много усилий для создания комфортной и безопасной среды на нашей территории для всех детей без исключения. В такие моменты понимаешь, что работаешь не зря, — с улыбкой сказала директор Светлана Павицкая.

«Доступный отдых для всех!»

Не каждый лагерь в стране способен принимать детей с особенностями здоровья в таком количестве, как детский оздоровительный лагерь имени Ю. А. Гагарина. Среди всех участников конкурса ни одна организация не могла представить столь внушительные цифры: за одну смену здесь отдыхают 760 детей, из которых 11,6% — ребята с ограниченными возможностями здоровья. При этом лагерь работает с широким спектром нозологий.

— Введение в практику инклюзивных смен было обусловлено ежегодно возрастающим количеством детей с ОВЗ и детей-­инвалидов, приезжающих к нам на отдых и оздоровление. Практика впервые стала применяться в 2020 году с момента принятия на территории группы детей с ОВЗ и детей-­инвалидов с расстройством аутистического спектра. Главная цель — обеспечить равное участие всех детей в мероприятиях и событиях лагеря вне зависимости от состояния здоровья. Вся программа в равной степени подходит как для детей с нозологией, так и для остальных ребят. Наш девиз: «Доступный отдых для всех!» — это не просто слова. Он отражает нашу философию и закрепляет формулу успеха: каждый ребенок имеет право на кружки, секции и участие в мероприятиях наравне с другими. При этом нередко именно дети с особенностями достигают впечатляющих результатов, ведь их сила воли и стремление к победам порой выше любой нормы, — рассказывает Светлана Павицкая.

Директор детского лагеря объяснила, что инклюзивные смены призваны устранить барьеры и создать равные условия для всех детей, независимо от их физических и умственных возможностей. Подобные мероприятия обеспечивают не только отдых, но и развитие ключевых жизненных навыков, которые помогут детям адаптироваться в обществе и взаимодействовать с окружающим миром. Коммуникация обычных ребят с детьми, имеющими ограничения, формирует эмпатию и понимание разнообразия, устраняет предвзятость и стереотипы, что ведет к более толерантному обществу в будущем, а также созданию дружеской атмосферы, где ценятся индивидуальные таланты и способности каждого.

Решаемые в ходе инклюзивных программ проблемы касаются, прежде всего, социальной изоляции, низкой самооценки, недостатка навыков взаимодействия с окружающими и безопасности в социуме. Ведь дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с отсутствием социализации из-за стереотипов и предвзятости в обществе. Такие смены помогают преодолеть эти барьеры и чувствовать себя частью команды, повышают уверенность и предоставляют возможность проявлять себя в совместной деятельности. Также они формируют навыки коммуникации и взаимодействия, развивают уважение к различиям. Для обычных детей это также важный жизненный опыт — они учатся видеть в равном партнере не диагноз, а личность.

В лагере оздоравливаются несколько ключевых целевых групп. Во-первых, это дети с различными физическими, умственными или сенсорными ограничениями, такими как: нарушение слуха, зрения и опорно-­двигательного аппарата, задержка психического развития, соматические заболевания и ментальные нарушения. Для каждой категории было приобретено специализированное оборудование. Во-вторых, это дети без ограничений здоровья, которые являются важной частью инклюзивной смены. Третья группа — это семьи с детьми с ограниченными возможностями. Для них программа предполагает поддержку и вовлечение родителей, обеспечивая пространство для обмена опытом и ресурсами с другими семьями, а также  участие в родительских собраниях и мероприятиях, направленных на помощь друг другу. И в четвертую группу входят педагоги и наставники, реализующие программу и сопровождающие детей.

— Основная цель всех этих групп заключается в создании безопасной и поддерживающей окружающей среды, где каждый ребенок может реализовать свой потенциал, взаимодействовать с окружающими и развиваться как личность. Инклюзивная смена способствует как индивидуальному, так и совместному развитию, создавая сообщество понимания и уважения, — подчеркивает директор лагеря. — Признание на всероссийском уровне стало важной вехой в развитии лагеря и подтверждением того, что создание комфортной и безопасной среды для детей с особыми потребностями — не просто цель, а ежедневная практика.

Что касается архитектурной доступности, то учреждение постоянно развивает свою систему безбарьерной среды. Здесь установлены телескопические пандусы для спальных корпусов и досугового центра, оборудованы общественные санузлы, приобретен лестничный подъемник для инвалидов, есть кнопки вызова персонала для мест общего назначения, индукционные системы, таблички с общей информацией, дублированной шрифтом Брайля, а также светодиодное табло со звуковым эффектом. Пляжная территория укомплектована системой дорожек, спуском в воду, лежаками и жилетами для людей с ОВЗ и детей-­инвалидов, а также специальными колясками для купания.

Все программы тематических смен адаптированы для участия в них детей-­инвалидов и детей с ОВЗ. Каждая смена посвящена ­какой-либо тематике, а ребята распределяются по отрядам равномерно с учетом возрастного ценза: обычно 2–3 ребенка на отряд, в сопровождении двух вожатых, специалиста по работе с детьми с ОВЗ и педагога-­психолога.

— Инклюзивные отряды дают положительную динамику всем участникам. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, участвуя на равных во всех мероприятиях, улучшают свои навыки самообслуживания, общения, укрепляют физическую форму, так как постоянно находятся в движении. Обычные дети учатся взаимодействовать с детьми-­инвалидами без страха и предубеждений, дружить, помогать и принимать различия как норму, — поясняет Лариса Гребенюк.

Педагоги выстраивают образовательные адаптивные маршруты для групп детей в соответствии с их потребностями. Для взаимодействий внутри группы с детьми проводятся беседы о важности принятия других детей такими, какие они есть, о доброте, дружбе и взаимопомощи. Педагоги включают обычных детей в процесс обучения детей с нозологиями. Для разных групп выбираются различные уровни сложности. Используются материалы и задания, соответствующие индивидуальному уровню подготовки обучающихся, упрощается подача материала. Вся информация визуализируется, применяются схемы, иллюстрации, графики и другие визуальные средства для более легкого усвоения информации.

Для организации процесса педагоги используют современные методики: проектное обучение, где дети работают в группах, развивают командные навыки и социальное взаимодействие; игровые технологии, где применяются игры для создания увлекательной среды. Не обходится без включения цифровых сервисов, обучающих приложений и видеоуроков для интерактивного вовлечения детей с ОВЗ. Кроме того, важнейшим элементом является постоянный мониторинг состояния и прогресса детей, а также эмоциональная поддержка.

— Формирование дружелюбной атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя безопасно, знает, что его услышат, и может обращаться за помощью, является нашим главным приоритетом, — подчеркивает руководитель.

Опыт инклюзивных преобразований в лагере имени Ю. А. Гагарина стал ярким подтверждением того, что настоящая инклюзия — это не формальность, а зрелая педагогическая система, основанная на уважении, внимании и вере в потенциал каждого ребенка. Эти изменения не только создают комфортные условия для детей с ОВЗ, но и обогащают жизнь всех ребят, делая ее более наполненной, разнообразной и человечной. Такая модель показывает, как важно формировать среду, в которой каждый человек может развиваться, учиться, общаться и уверенно чувствовать себя частью общества, независимо от своих возможностей. Коллектив лагеря доказал на практике, что инклюзивность становится не просто направлением работы, а философией и культурой, создающей пространство равных прав и реальных возможностей для всех.

Елена ФИЛАТОВА.

Фото из архива ДОЛ им. Ю. А. Гагарина.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 43(19695) от 31.10.2025 г.






Актуальные новости


Внимание, ограничение водоснабжения

С 23-30 18.11.2025 до 20-00 19.11.2025 (ориентировочно) в связи с производственными работами по переподключению участка трубопровода будет ограничено водоснабжение пгт. Заозерное (кроме мкр-на Световой Маяк).

График плановых отключений на ноябрь 2025г.

В связи с плановым ремонтом электрооборудования в ноябре 2025 года в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.  

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей