
Шестнадцатого октября в Московском центре оценки и контроля качества образования объявили победителей XII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России‑2025». Бронзовым призером в номинации «Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления‑2025» стал детский оздоровительный лагерь им. Ю. А. Гагарина.
Директор лагеря, Светлана ПАВИЦКАЯ, в интервью «ЕЗ» поделилась подробностями участия в конкурсе, рассказала о том, какие преимущества выделяют лагерь среди аналогичных организаций, а также о том, каким трудом и упорством коллектив добился столь значимого для Евпатории успеха.
Обмен опытом и никакого соперничества
Организаторами XII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России‑2025» является Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ «Московский городской психолого-педагогический университет», а также Федеральный ресурсный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования. На мероприятии традиционно собрались лучшие эксперты со всей страны, которые понимают, как должен быть выстроен инклюзивный образовательный процесс.
Номинация «Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления‑2025» появилась на конкурсе сравнительно недавно, с 2023 года. Тогда лагерю имени Ю. А. Гагарина удалось получить лишь свидетельство лауреата. В 2024 году участие не принимали, поскольку реализовывали федеральный грант по созданию доступной среды. На выигранные средства была значительно улучшена инфраструктура: устранены недостатки по адаптации территории, обновлены помещения общего пользования и оборудованы спальные номера для маломобильных групп населения. В этом году лагерь стал победителем на региональном этапе среди всех подобных организаций отдыха и оздоровления детей в Крыму и уже более подготовленным вышел на федеральный уровень.
На федеральном этапе в данной номинации принимало участие 27 организаций, среди которых отобрали десять. Далее на очном этапе конкурса в Москве начальник ДОЛ имени Ю. А. Гагарина Лариса Гребенюк представила судейской коллегии проект по организации инклюзивной среды, реализуемой в детском лагере. В своем выступлении она подробно осветила вопросы инфраструктурной адаптации территории и помещений, рассказала о том, какое оборудование приобрело руководство лагеря, и самое главное — о педагогической практике, применяемой в работе с детьми.
— Забота, внимание, преданность и профессионализм участников конкурса были высоко оценены членами жюри, которые сказали каждому много поддерживающих слов, — поделилась впечатлениями Лариса Гребенюк. — На мероприятии царила доброжелательная, отзывчивая и теплая атмосфера: здесь собралось профессиональное сообщество, которое приехало не бороться за призовые места, а делиться своим опытом и перенимать лучшие практики. Большая многомесячная работа, вебинары, методические и практические семинары, диалоги и профессиональные дискуссии, а затем два дня очной работы и конкурсных испытаний объединили нас в стремлении развивать возможности особенных детей жить полноценной, безопасной и комфортной жизнью.
Конкурс изначально предполагал, что каждый из десяти финалистов уже является победителем в своей отрасли, независимо от итоговой оценки судей. Все участники получили призы от социальных партнеров мероприятия.
— Этап оглашения результатов стал очень волнительным для всех участников. Мы до последнего момента не знали, войдем ли в тройку победителей. У нас было достойное выступление и информационная поддержка Инклюзивного ресурсного центра города Симферополя. Почетное третье место стало для нас вдохновляющим и жизнеутверждающим результатом, потому что мы прилагаем очень много усилий для создания комфортной и безопасной среды на нашей территории для всех детей без исключения. В такие моменты понимаешь, что работаешь не зря, — с улыбкой сказала директор Светлана Павицкая.
«Доступный отдых для всех!»
Не каждый лагерь в стране способен принимать детей с особенностями здоровья в таком количестве, как детский оздоровительный лагерь имени Ю. А. Гагарина. Среди всех участников конкурса ни одна организация не могла представить столь внушительные цифры: за одну смену здесь отдыхают 760 детей, из которых 11,6% — ребята с ограниченными возможностями здоровья. При этом лагерь работает с широким спектром нозологий.
— Введение в практику инклюзивных смен было обусловлено ежегодно возрастающим количеством детей с ОВЗ и детей-инвалидов, приезжающих к нам на отдых и оздоровление. Практика впервые стала применяться в 2020 году с момента принятия на территории группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с расстройством аутистического спектра. Главная цель — обеспечить равное участие всех детей в мероприятиях и событиях лагеря вне зависимости от состояния здоровья. Вся программа в равной степени подходит как для детей с нозологией, так и для остальных ребят. Наш девиз: «Доступный отдых для всех!» — это не просто слова. Он отражает нашу философию и закрепляет формулу успеха: каждый ребенок имеет право на кружки, секции и участие в мероприятиях наравне с другими. При этом нередко именно дети с особенностями достигают впечатляющих результатов, ведь их сила воли и стремление к победам порой выше любой нормы, — рассказывает Светлана Павицкая.
Директор детского лагеря объяснила, что инклюзивные смены призваны устранить барьеры и создать равные условия для всех детей, независимо от их физических и умственных возможностей. Подобные мероприятия обеспечивают не только отдых, но и развитие ключевых жизненных навыков, которые помогут детям адаптироваться в обществе и взаимодействовать с окружающим миром. Коммуникация обычных ребят с детьми, имеющими ограничения, формирует эмпатию и понимание разнообразия, устраняет предвзятость и стереотипы, что ведет к более толерантному обществу в будущем, а также созданию дружеской атмосферы, где ценятся индивидуальные таланты и способности каждого.
Решаемые в ходе инклюзивных программ проблемы касаются, прежде всего, социальной изоляции, низкой самооценки, недостатка навыков взаимодействия с окружающими и безопасности в социуме. Ведь дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с отсутствием социализации из-за стереотипов и предвзятости в обществе. Такие смены помогают преодолеть эти барьеры и чувствовать себя частью команды, повышают уверенность и предоставляют возможность проявлять себя в совместной деятельности. Также они формируют навыки коммуникации и взаимодействия, развивают уважение к различиям. Для обычных детей это также важный жизненный опыт — они учатся видеть в равном партнере не диагноз, а личность.

В лагере оздоравливаются несколько ключевых целевых групп. Во-первых, это дети с различными физическими, умственными или сенсорными ограничениями, такими как: нарушение слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, соматические заболевания и ментальные нарушения. Для каждой категории было приобретено специализированное оборудование. Во-вторых, это дети без ограничений здоровья, которые являются важной частью инклюзивной смены. Третья группа — это семьи с детьми с ограниченными возможностями. Для них программа предполагает поддержку и вовлечение родителей, обеспечивая пространство для обмена опытом и ресурсами с другими семьями, а также участие в родительских собраниях и мероприятиях, направленных на помощь друг другу. И в четвертую группу входят педагоги и наставники, реализующие программу и сопровождающие детей.
— Основная цель всех этих групп заключается в создании безопасной и поддерживающей окружающей среды, где каждый ребенок может реализовать свой потенциал, взаимодействовать с окружающими и развиваться как личность. Инклюзивная смена способствует как индивидуальному, так и совместному развитию, создавая сообщество понимания и уважения, — подчеркивает директор лагеря. — Признание на всероссийском уровне стало важной вехой в развитии лагеря и подтверждением того, что создание комфортной и безопасной среды для детей с особыми потребностями — не просто цель, а ежедневная практика.
Что касается архитектурной доступности, то учреждение постоянно развивает свою систему безбарьерной среды. Здесь установлены телескопические пандусы для спальных корпусов и досугового центра, оборудованы общественные санузлы, приобретен лестничный подъемник для инвалидов, есть кнопки вызова персонала для мест общего назначения, индукционные системы, таблички с общей информацией, дублированной шрифтом Брайля, а также светодиодное табло со звуковым эффектом. Пляжная территория укомплектована системой дорожек, спуском в воду, лежаками и жилетами для людей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также специальными колясками для купания.
Все программы тематических смен адаптированы для участия в них детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Каждая смена посвящена какой-либо тематике, а ребята распределяются по отрядам равномерно с учетом возрастного ценза: обычно 2–3 ребенка на отряд, в сопровождении двух вожатых, специалиста по работе с детьми с ОВЗ и педагога-психолога.
— Инклюзивные отряды дают положительную динамику всем участникам. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, участвуя на равных во всех мероприятиях, улучшают свои навыки самообслуживания, общения, укрепляют физическую форму, так как постоянно находятся в движении. Обычные дети учатся взаимодействовать с детьми-инвалидами без страха и предубеждений, дружить, помогать и принимать различия как норму, — поясняет Лариса Гребенюк.
Педагоги выстраивают образовательные адаптивные маршруты для групп детей в соответствии с их потребностями. Для взаимодействий внутри группы с детьми проводятся беседы о важности принятия других детей такими, какие они есть, о доброте, дружбе и взаимопомощи. Педагоги включают обычных детей в процесс обучения детей с нозологиями. Для разных групп выбираются различные уровни сложности. Используются материалы и задания, соответствующие индивидуальному уровню подготовки обучающихся, упрощается подача материала. Вся информация визуализируется, применяются схемы, иллюстрации, графики и другие визуальные средства для более легкого усвоения информации.

Для организации процесса педагоги используют современные методики: проектное обучение, где дети работают в группах, развивают командные навыки и социальное взаимодействие; игровые технологии, где применяются игры для создания увлекательной среды. Не обходится без включения цифровых сервисов, обучающих приложений и видеоуроков для интерактивного вовлечения детей с ОВЗ. Кроме того, важнейшим элементом является постоянный мониторинг состояния и прогресса детей, а также эмоциональная поддержка.
— Формирование дружелюбной атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя безопасно, знает, что его услышат, и может обращаться за помощью, является нашим главным приоритетом, — подчеркивает руководитель.
Опыт инклюзивных преобразований в лагере имени Ю. А. Гагарина стал ярким подтверждением того, что настоящая инклюзия — это не формальность, а зрелая педагогическая система, основанная на уважении, внимании и вере в потенциал каждого ребенка. Эти изменения не только создают комфортные условия для детей с ОВЗ, но и обогащают жизнь всех ребят, делая ее более наполненной, разнообразной и человечной. Такая модель показывает, как важно формировать среду, в которой каждый человек может развиваться, учиться, общаться и уверенно чувствовать себя частью общества, независимо от своих возможностей. Коллектив лагеря доказал на практике, что инклюзивность становится не просто направлением работы, а философией и культурой, создающей пространство равных прав и реальных возможностей для всех.
Елена ФИЛАТОВА.
Фото из архива ДОЛ им. Ю. А. Гагарина.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 43(19695) от 31.10.2025 г.