
15 октября в Детском технопарке «Кванториум» ГБОУ ДО РК «Малая академия наук «Искатель» прошел Республиканский этап Межрегионального конкурса проектов в области цифровых технологий «IT-Fest». В этом году свои работы на конкурс представили более ста ребят в возрасте от 7 до 17 лет, приехавшие из разных уголков Крыма. Результаты будут оглашены в течение месяца.
Условия, цели, задачи
«IT-Fest» — это конкурс в формате профильной выставки, который объединяет ребят, увлеченных IT и цифровыми технологиями. Он ежегодно проводится Министерством образования, науки и молодежи
Республики Крым, при этом организационно-методическое сопровождение возлагается на Детский технопарк «Кванториум».
Цель конкурса — создание условий для выявления и поддержки талантливых и одаренных детей, проявляющих интерес и способности в области информационных технологий. Мероприятие привлекает внимание школьников к современным тенденциям цифровизации и роботизации различных сфер жизнедеятельности.
В «IT-Fest» принимают участие учащиеся образовательных учреждений всех форм собственности Республики Крым. В этом году на конкурс в Евпаторию приехали талантливые ребята из Белогорска, Симферополя, Керчи, а также Нижнегорского, Советского, Белогорского, Сакского и Симферопольского районов.
Соревнуются в двух возрастных категориях: первая — учащиеся 7–11 лет и вторая — учащиеся 12–17 лет.
В этом году участники продемонстрировали высокий уровень подготовки индивидуальных проектов по направлениям:
• создание игр и мультфильмов на языке Scratch;
• создание сайтов на конструкторе;
• робототехника WeDo и EV3;
• web-программирование;
• программирование на языке Python;
• робототехника Spike;
• создание компьютерных игр на движке Unity/ Unreal, в среде Roblox и в среде Minecraft.
Открывая мероприятие, организаторы разделили конкурсантов на треки (группы), каждый из которых соответствовал номинации, теме и профилю проектов ребят. Всего было пять треков:
— Трек № 1 «Создание игр и мультфильмов (на языке Scratch)»;
— Трек № 2 «Робототехника WeDo, EV3, Робототехника Spike»;
— Трек № 3 «Web — программирование, создание сайтов на конструкторе»;
— Трек № 4 «Программирование на языке Python»;
— Трек № 5 «Создание компьютерных игр (на движке Unity/ Unreal/ в среде Roblox/ в среде Minecraft)».
После этого участники разошлись по аудиториям и приступили к защите подготовленных на конкурс работ. Представители жюри отметили высокую социальную направленность и креативность проектов этого года. Среди наиболее популярных тем оказались культура и экология Крыма, а также новаторские подходы в образовательном процессе.
Для многих названия вышеперечисленных номинаций могут прозвучать простым набором слов, и это нормально: направление специфическое, а ребята, чтобы разбираться в этих темах, упорно и увлеченно занимаются не один год. Чтобы читателям было более понятно, чем же увлекается современная талантливая молодежь, расскажем о каждом из треков более подробно.
Трек № 1 «Создание игр и мультфильмов (на языке Scratch)»
В этой номинации выступают начинающие программисты, которые только делают свои первые шаги в выбранной сфере деятельности. С помощью цифровой визуальной среды Scratch ребята создают компьютерные игры или анимационные фильмы. Данное направление в этом году представлял 51 участник в возрасте от 7 до 11 лет.
Один из проектов, представленных на конкурс, — «операционная система». Участник с помощью цифровой визуальной среды Scratch создал рабочий стол, на котором размещены ярлыки некоторых программ — калькулятор, несколько мини-игр. Все они запускаются в отдельных окошках и закрываются. В работе использовано много различных команд, продуманы переходы и сообщения, отрисованы все спрайты. Проект логически завершен, работает без ошибок. Ценность данной работы заключается в том, что ребенок смог создать свой проект именно в среде Scratch, что является действительно непростой задачей.
Другой участник представил проект «Античный Крым», который по своей сути является отличной идеей и помогает привлечь внимание школьников к изучению истории родного края. В нем ребенок во время экскурсии перемещается в прошлое и в мини-играх добывает ключи для дракона. Каждая мини-игра посвящена какому-либо исторически значимому месту Крыма. Среди достоинств этой работы можно отметить интересную идею, качественную отрисовку персонажей, логическую завершенность. При этом ребенок провел отличную презентацию: он не только смог объяснить механику проекта, но и увлекательно рассказал о крымских легендах, которые лежат в основе работы.

Трек № 2 «Робототехника WeDo,EV3, Робототехника Spike»
В этой номинации выступили шестнадцать участников. Ребятам необходимо было собрать на базе конструкторов различные робототехнические решения от прототипов сервисных роботов до роботов, предназначенных для сферы развлечения.
Так, например, среди представленных работ были робот-газонокосильщик, уборщик обочин, ветряк, роботизированный фрезерный станок и другие. Все они функционируют и способны выполнять конкретные задачи.

Трек № 3 «Web — программирование, создание сайтов на конструкторе»
Эту номинацию представляли 11 участников. Ребята должны были продемонстрировать свое мастерство по Web-дизайну, показать, как они умеют создавать сайты, интерфейс которых отвечал бы критериям удобства среднего пользователя.
Среди работ, представленных в данном треке, можно выделить проект по распознаванию видео и созданию конспектов. Программа выделяет звуковую дорожку в видео и генерирует из нее текст.

Трек № 4 «Программирование на языке Python»
В этой номинации участвовали 20 юных программистов. Их задачей было создание различного программного обеспечения на языке программирования Python.
Например, одна из работ была посвящена визуализации процессов, происходящих в организме человека с целью диагностирования его состояния с помощью радиотехнических средств. В частности, программа, созданная участником, переводит радиочастотные показания в цифровые, затем генерирует их в изображение, которое выводит на экран.
Еще один участник создал проект при помощи универсального инструмента для программирования «Perl». Разработанная им программа после авторизации с электронным школьным дневником выводит в текстовом виде решения всех домашних заданий, используя искусственный интеллект (Chat gpt). Это может значительно облегчить процесс самопроверки при подготовке домашних заданий для школьников.

Трек № 5 «Создание компьютерных игр (на движке Unity/ Unreal/в среде Roblox/ в среде Minecraft)»
В этой номинации участие принимали 18 ребят. Юные программисты должны были продемонстрировать мастерство разработки компьютерных игр на базе игровых движков Unity/Unreal, в среде Roblox и в среде Minecraft.
Один из участников создал интерактивный симулятор, наглядно показывающий, как предотвращать и тушить пожары. Проект не только очень увлекательный, но и обладает огромной практической пользой, формируя культуру безопасности у подрастающего поколения.

Людмила ПУШКИНА.
Фото Sergey Kott.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 42(19694) от 24.10.2025 г.