
В минувший понедельник исполнилось 85 лет Светлане ПОЛЯЧЕНКО. Она из тех детей, чьи первые осознанные воспоминания о жизни и этом мире связаны с войной, оккупацией, ужасами, страхами, лишениями, холодом и голодом. Выросшая в таких суровых условиях, эта женщина отличается невероятной добротой, силой воли и щедростью.
«Все время хотелось есть»
Родилась Светлана в городе Чугуеве Харьковской области УССР в семье военнослужащего в 1940 году. До войны отец Серафим Одегов работал механиком авиазвена Чугуевского военного авиационного училища Харьковского военного округа. Осенью 1941‑го он был эвакуирован вместе со всем составом училища в Казахстан, в город Чимкент (ныне Шымкент). Так получилось, что всей семье пришлось остаться в Чугуеве.
Мама, опасаясь, что ее угонят в Германию, устроилась работать на санитарном поезде, оставив троих детей (Светлану и старших сестру и брата) на их старенькую бабушку.
Период оккупации Светлана Серафимовна немного помнит, несмотря на то что ей тогда было два-три года: «Немцы нас собирали специальным гудком — приглашали местное население на казнь: прилюдно расстреливали партизан или других «нарушителей». Явка была для всех обязательной.
При этом строго приказывали: никому глаза не завязывать. Бабушка нас тихонько просила: «Детки, закройте глазки, пожалуйста». Бомбежек много было. При одной из них погибла моя сестра… Ели что придется. Носили что придется. Со старых самолетов обдирали обшивку, и из перкали (хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некрученых нитей, в первой половине XX века использовалась в авиационной промышленности для изготовления обшивки крыльев, фюзеляжа, элементов оперения и иных поверхностей самолетов. — Ред.) бабушка шила нам одежду».
После освобождения Харькова вся семья воссоединилась в Чимкенте, где продолжал нести службу отец. Здесь у четы Одеговых родился еще один сын.
После победы в Великой Отечественной войне вернулись домой, в родной Чугуев. Однако жить оказалось негде: большинство домов было разрушено. Перевелись в Волчанск, затем в Харьков. Здесь им нашли жилье сначала в подвале, а через несколько лет дали комнату в коммунальной квартире — 18 метров на шесть человек.
«Все время хотелось есть, — вспоминает Светлана Серафимовна. — В школе у каждого ученика были свои подопечные, которым мы помогали в быту. У меня было пять инвалидов: оказывала им помощь по дому, в хозяйстве, передвижении, отоваривала карточки. Вот отоваришься, несешь этот хлеб, а он так пахнет, тебя аж выворачивает: хоть бы только корочку съесть — сами ведь голодные были. Но вспомнишь, что бабушка строго-настрого сказала, мол, если вы возьмете хоть крошечку, человек умрет, это все будет на вашей совести. И терпишь.
Работали также на расчистке города, при госпитале помогали кормить больных — детские руки тоже были нужны. В общем, детства у нас не было. Ни своего времени, ни игрушек, ни книг…»
Средняя женская школа № 116 в то время находилась в подвале жилого разбитого дома. Чтобы ее отапливать в холодное время, учителя и ученики приносили дрова. К третьему уроку оттаивала чернильница и можно было снять верхнюю одежду. Сидели по три человека за партой. В кабинете начальной школы было три ряда: для первого, второго и третьего классов. В каждом классе было 15 человек: и учитель умудрялась давать знания одновременно для каждого уровня обучения.
Знакомиться с некоторыми книгами ходили в читальный зал центральной библиотеки. «Учительница соберет нас по 10–15 человек, ведет в библиотеку. Полчаса мы читаем по абзацам, после обсуждаем прочитанное, закрепляем материал», — рассказывает женщина.
Пока страна восстановилась, детство закончилось.
«Я сильная»
В 1957 году юная Светлана окончила технологический техникум по специальности «Швейное производство», была направлена на работу на швейную трикотажную фабрику «Путь Октября», при которой окончила школу рабочей молодежи экстерном.
В 1961 году оформилась по контракту на военную службу в Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск, получила первую форму секретности, стала кандидатом в члены КПСС. После работы бегала на вечернюю учебу в Харьковский институт радиоэлектроники, который окончила в 1965 году, став экономистом. В этом же году вышла замуж за военнослужащего Валерия Поляченко.
Спустя год у супружеской пары родился первенец, и судьба «отправила» молодую семью в новом составе служить на Дальний Восток, в город Уссурийск. Здесь Светлана работала в должности начфина воинской части 14038, активно занималась общественной работой, входила в состав женсовета, вела направление по патриотическому воспитанию, в рамках которого возила детей в исторические места. Например, на могилу героя-комсомольца, участника Гражданской войны Виталия Баневура — чтобы знали и помнили.
В 1969 году занималась эвакуацией женщин и детей из зоны военных действий на Даманском острове во время китайско-советского пограничного конфликта. За это была награждена медалью «За воинскую доблесть в ознаменование 100‑летия со дня рождения В. И. Ленина».
В 1973 году семья служащих космических войск переехала в Евпаторию. В воинской части 34436 они проработали до выхода на пенсию. Здесь у четы Поляченко родился второй сын, который, к слову, в данный момент является участником специальной военной операции и защищает границы нашей Родины.
«Пока ждали жилье, было сложно ютиться в служебных комнатушках. Но мы с мужем за 40 лет совместной жизни ни разу не поссорились. Жили дружно, никогда не выпивали и всегда находили интересные занятия», — рассказывает ветеран космических войск.
В 1990‑м Светлана Серафимовна вышла на пенсию. Но трудиться не переставала. В сложные времена после развала Советского Союза бралась за любую возможность подработать: пекла выпечку на заказ, шила по бартеру — за продукты. В этом ей, кстати, помогала бабушкина швейная машинка, которая строчила и перкаль в Великую Отечественную, и дефицитные ткани из 90‑х и до сих пор находится в рабочем состоянии. Работала наша героиня также бухгалтером в санаториях «Орбита», «Фотон», головой «Университета третьего возраста».
«Что помогало мне не сдаваться? Сила, — утверждает ветеран труда. — Я давала присягу и говорила, что я сильная. И эти слова являются моим стержнем, моей поддержкой в любой ситуации. Даже сейчас я обхожусь без соцработника, не даю себе раскиснуть, чем-то себя занимаю».
Общественная деятельность, помощь ближнему для Светланы Поляченко — неотъемлемая часть жизни. Ее до сих пор называют «Серафимовна, наша космическая мама» за душевное участие в жизни каждого, за организацию различных мероприятий, в том числе патриотической направленности.
Она принимала активное участие в подготовке референдума, после помогала оформлять новые паспорта и льготы ветеранам вооруженных сил и их женам. С 2014 года неуемная евпаторийка занимается отправкой гуманитарной помощи на Донбасс, сейчас помогает СВО. В том числе каждый месяц отправляет средства на поддержку наших бойцов, передает им свою домашнюю выпечку, книги и другие вещи. Она до сих пор является членом совета общественной организации «Инвалиды войны и ветераны вооруженных сил» и выполняет некоторые обязанности, несмотря на то что стала плохо видеть и плохо ходить, является инвалидом I группы. Имеет медали «За заслуги в воссоединении Крыма с Россией», «За содействие СВО».
Варвара БОНДАРЕВА.
Фото предоставлены Светланой Поляченко.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 29(19681) от 25.07.2025 г.