
Евпаторийский театр-студия кукол «Марионетки» достоин общественного признания и любви своих зрителей. Ведь в его стенах работают истинные преданные искусству деятели, которые вкладывают все свои силы и время в постоянное развитие театра. Благодаря их самоотверженному труду сегодня учреждение культуры пользуется большой популярностью среди детей и взрослых, а подтверждение тому — многочисленные положительные отзывы и аншлаги в новогодние праздники.
Корреспондент «ЕЗ» пообщалась с создателем и директором театра, заслуженным работником культуры Республики Крым Ларисой ДУБОВОЙ и узнала интересные подробности о закулисной жизни, новшествах и готовящихся для зрителей сюрпризах.
Зарождение легенды
Вот уже более тридцати лет маленьких и взрослых евпаторийцев радует спектаклями театр-студия кукол «Марионетки». Сегодня это единственный театр в Крыму, профессионально работающий с системой кукол-марионеток, а также готовящий постановки для зрителей в возрасте от одного года. Здесь можно увидеть потрясающих кукол различных видов и размеров. Кроме марионеток, актеры театра освоили вождение тантамаресок и кукол-масок, планшетных и напольно-ростовых кукол. Коллектив в разные годы принимал участие и становился призером театральных фестивалей в России, Украине, Польше и Германии. Однако начиналась история «Марионеток» далеко отсюда…
Получив диплом филолога Ташкентского педагогического института, Лариса Дубова устроилась на работу в филармонию. Там ей довелось познакомиться со знаменитым кукольником Николаем Никифоровичем Колесником, представлявшим программу «Смех на ниточках».
— Тогда я впервые вживую увидела классическую куклу-марионетку и сразу влюбилась в это искусство, — с трепетом вспоминает создательница театра. — Спустя два года Колесник опять приехал к нам на гастроли. Я пришла к нему и попросила дать мне попробовать вести куклу. Он разрешил, а потом сказал: «Я прожил очень длинную жизнь и первый раз вижу, чтобы человек взял марионетку, и она у него сразу пошла. Молодец, из тебя выйдет хороший артист». Он захотел передать моей маме, которая работала главным администратором в «Узбекконцерте», свой театр с пятью куклами за определенное вознаграждение, потому что в возрасте 80 лет ему было сложно продолжать дело жизни. Я уговорила маму согласиться.
Спустя некоторое время Лариса Дубова прошла двухлетнюю практику по инженерии, изготовлению и механизации кукол в единственном в Союзе театре марионеток «Домини» в Ленинграде.
— Чувствовать куклу — это Божий дар, это дано свыше. Я решила открыть свой театр, в котором стала режиссером, директором, художественным руководителем и создателем кукол в одном лице. Первым спектаклем стала постановка «Машенька и Медведь». Затем обучила группу из четырех человек, и мы стали ездить на гастроли, — рассказывает Лариса Дубова.
В 1986 году театр Дубовой выступал в Евпатории, где его отметила второй председатель горкома партии Вера Новикова, которая пригласила артистов работать в нашем городе. Несмотря на многочисленные сложности, Лариса Владимировна и ее мама открыли здесь школу театрального искусства, стали обучать студентов. Сегодня в «Марионетках» работает уже четвертое поколение воспитанников. Статус обучающего театра-студии учреждение получило в 1991 году.
Новшества
— После пандемии коронавируса жизнь театра вернулась в привычное русло: в 2024 году количество спектаклей и посещающих их зрителей увеличелось, — с улыбкой рассказывает Лариса Дубова. — Также наш коллектив пополнился новыми талантливыми кадрами — режиссером Игорем Маликовым и администратором Тимофеем Лукиным. Игорь приехал из Санкт-Петербурга, он очень креативный, активный, неординарный и воодушевленный сотрудник, который идет в ногу со временем и постоянно генерирует идеи и интересные предложения. В то же время благодаря активности администратора у нас значительно увеличилось количество гастролей.
Недавно в театре кукол вышел новый спектакль «Антарктический Дед Мороз», главную роль в котором исполнил сам режиссер. К слову, он же выступил автором пьесы и постановки. Нестандартный костюм подчеркнул самобытность и величие настоящего русского Мороза. Женская часть коллектива справилась с подготовкой премьеры достаточно оперативно и, как всегда, слаженно. Пьеса рассказывает детям о дружбе Пингвина и Деда Мороза, о волшебстве, подарках и исполнении желаний. Сюжет получился достаточно динамичным, юмористическим и увлекательным.

— Наш театр-студию кукол с нетерпением ждут и радостно встречают в Севастополе, Ялте, Симферополе и пригородных районах, со школами которых заключены договоры о сотрудничестве. Сейчас выездной график артистов настолько плотный, что порой в их гастрольном туре нет выходных, — рассказывает Лариса Дубова.
Театр-студия работает круглый год, а специально подобранный репертуар спектаклей радует зрителей в любой сезон. Например, на летних каникулах представления организованно посещают школьники.
Сегодня в репертуаре театра-студии кукол «Марионетки» 14 спектаклей для детей разных возрастов. Например, бэби-театр для самых маленьких зрителей представляет интерактивный спектакль «Гномик и волшебный сундучок», который труппа адаптирует под любой сезон. С помощью этого представления дети узнают о временах года, танцуют, играют, разгадывают загадки и веселятся в доброй семейной обстановке. Все спектакли «Марионеток» наполнены любовью к детям и стремлением научить их познавать мир, совершать добрые поступки и помогать ближним.
Весной зрителей ждет новый спектакль «Уроки волшебства». Лариса Дубова написала сказку-пьесу и уже создала главную героиню представления — добрую и яркую куклу Зусю. Выйдет волшебная, веселая, добрая, занимательная и приключенческая премьера…
Таинство создания
Помимо основной деятельности, сотрудники театра проводят мастер-классы и экскурсии, на которых знакомят юных гостей с методикой и техникой выпуска спектаклей: от задумки, поиска или написания пьесы до проведения художественного совета, утверждения и реализации идеи. Так как в студии кукол нет художника и бутафора, их работу берет на себя директор Лариса Дубова: она рисует эскизы, кроит костюмы и шьет их вместе с артисткой театра Марией Пориц, после чего они занимаются художественным наполнением и созданием кукол, а также изготовлением декораций с нуля.

— Декорации и куклы пилятся, строгаются, лепятся из пластилина, вырезаются из пенопласта по вылепленной форме, обклеиваются папье-маше, шлифуются наждачной бумагой, а потом раскрашиваются. Затем делаются ваги, на которые вешаются куклы. Если кукла должна открывать и закрывать глаза, то она механизируется. Пока создаются куклы, артисты с режиссером занимаются вычиткой сценария, учат его, репетируют, распределяют обязанности. Чтобы научить куклу что-то делать, артист театра должен сам это уметь. Затем движения артиста вместе с куклой сопоставляются с текстом и музыкой, — рассказывает директор «Марионеток».
Когда в штате театра были художники и технические работники, процесс создания спектакля занимал два месяца. Сейчас эта работа растягивается до полугода, потому что многие обязанности приходится совмещать — в штате всего семь человек. Маленький творческий коллектив учреждения сам пишет сценарии, создает кукол, ставит спектакли, выступает на сцене, ведет бухгалтерский учет…
Лариса Дубова часто берет домой своих кукол, чтобы закончить работу в срок.
— Мне нравится процесс рождения куклы. Это меня настолько увлекает, что я испытываю душевный подъем и энтузиазм, — делится она. — Благодарность и заинтересованность зрителей мотивирует меня быть лучше, дает силы и ощущение, что я занимаюсь нужным делом. Я люблю детей, их смех и шепот в зале, то, как они учатся добрым делам на наших спектаклях. Театр — это целый мистический мир для меня, наполненный смыслом бытия.
В арсенале театра есть столетняя кукла Гриша. С этой марионеткой во время Великой
Отечественной войны шестнадцатилетний Николай Никифорович Колесник ходил по госпиталям и пел частушки военнослужащим для поднятия боевого духа. Сегодня артисты театра-студии кукол, в свою очередь, проводят благотворительные представления для детей военнослужащих из зоны СВО, а также для социально незащищенных групп населения.
У Ларисы Дубовой и сотрудников театра одна мечта — увеличение штата, чтобы в учреждении появились художники, декораторы, актеры, звукорежиссер, осветитель.
— Если у нас заболевает хоть один человек, то спектакль приходится отменять. Это очень расстраивает юных зрителей, а нам бы хотелось их только радовать. Кроме того, нужно адаптировать здание для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы очень хотим, чтобы театр развивался полноценно, постоянно рос, увеличивал репертуарные спектакли и прославлял наш город далеко за его пределами, — говорит директор «Марионеток».
Елена ФИЛАТОВА.
Фото из архива театра.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 4(19656) от 31.01.2025 г.