Присуждение премии имени Семена Дувана хореограф из Евпатории Оксана Алтунина, уроженка советского Ленинграда, считает своим символическим посвящением в евпаторийцы. Несмотря на то, что в городе 25 веков она провела большую часть жизни, неустанно вдыхая новизну в творческую жизнь руководимых ею танцевальных коллективов «Таис» и «Фидан».
В мире сказки
Знакомясь с жизненным путем этого необычайно преданного своему делу человека, не устаешь повторять про себя слова старой доброй песни: «Ну что тебя так тянет танцевать? Мне не понять, мне не понять, тебя мне не понять». А ведь тянет, да еще как, причем с самых ранних лет.
— Мечтой всей моей жизни было танцевать, — рассказывает Оксана Алтунина.
По собственному признанию, в детстве танец окрылял ее.
— Казалось, крылья вырастают, поднимаешься, в плечах ощущение легкости, и ты несешь себя, какой-то отрыв от обыденности (но не побег от действительности, нет), — говорит хореограф. — Для меня танец — это сказка. Своим воспитанникам я говорю, что, когда они танцуют, они — дети из сказки, дети, которых нельзя встретить на улице, совсем другие, что они наполнены красотой, тем, чего так не хватает нам в обыденной жизни. «Вы несете людям красоту и радость, — говорю им. — Выражением глаз, лица, движениями вы должны это нести, чтобы люди, увидев вас, забыли о том плохом, что у них, может быть, случилось, а если у них все хорошо, то их радость от соприкосновения с вами должна умножиться».
Начало своей хореографической карьеры Алтунина ведет с 2005 года, когда образовалась школа-студия восточных танцев, а нынче образцовая школа-студия танца «Таис».
— До этого я работала в детском саду, но прикосновения к хореографии, тем не менее, были постоянными, — рассказывает она. — Они сопутствовали моей работе. Тогда, в начале века, в моду вошел восточный танец, поэтому изначально это была школа-студия восточных танцев. Потом же нам стало тесно в этой хореографии. Позже поняли, что невозможно продолжать творить без тренажа, и появился классический танец. А затем мы ушли от восточной хореографии, потому что нам стало тесно в ее рамках.
С «Фиданом» по жизни
Тем временем перспективного хореографа пригласили стать художественным руководителем караимского ансамбля песни и танца «Фидан» Евпаторийского центра культуры и досуга. В коллектив, который в этом году отмечает четверть века, Алтунина пришла в 2007 году.
— После ухода предыдущего художественного руководителя меня попросили подержать ансамбль на плаву до тех пор, пока не появится новый руководитель, — с улыбкой рассказывает хореограф, подтверждая справедливость расхожего выражения о том, что нет ничего постояннее, чем временное. — Те, кто меня пригласил, почему-то считали, что, как человек, занимающийся восточными танцами, я должна хорошо знать караимскую культуру, весьма особенную. Пришлось ее изучать, и, честно говоря, было сложновато погружаться в ее своеобразный мир. Если женский танец, например, мне еще был понятен в силу того, что я сама женщина, то с постижением мужского было сложно. Я-то родилась на материке, в семье военного. Когда мы ездили по разным регионам, будь то Ленинград или Якутия, везде танцевала, исполняя в том числе народные танцы. Но с танцевальной культурой крымских татар и караимов не соприкасалась. Так что было очень интересно открывать для себя богатый мир караимской культуры, притом что сначала многое было непонятно. Когда пришла в коллектив, у него уже был свой почерк, созданный моей предшественницей Татьяной Садовской. Свою задачу я видела в том, чтобы как минимум его сохранить.
Надо ли по прошествии 17 лет говорить, что эту задачу Алтунина не только выполнила, но и перевыполнила?.. Весной этого года «Фидан» принял участие в представлении творческих программ «25 веков — не возраст для тебя, город солнца Евпатория» и «Евпатория морская, курортная» на Международной выставке-форуме «Россия», которая проходила на ВДНХ. В 2018‑м коллектив стал финалистом конкурса III Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России», что проходил в Москве на Воробьевых горах. Евпаторийцы участвовали в гала-концерте конкурса, состоявшемся в Большом кремлевском дворце. В том же году ансамбль вошел в число лауреатов республиканского фестиваля-конкурса «Соцветие культур Крыма».
— Мне вообще интересно любое народное творчество, — говорит Оксана Алтунина. — И когда мы с мужем путешествуем по стране, этнографические и краеведческие музеи — наши самые любимые. Супруг даже первым спрашивает, прежде чем отправиться в то или иное место, есть ли там краеведческий музей. Искусство любого народа, костюмы, обычаи — все это очень интересно. Что касается народного танца, то в пластике, на мой взгляд, передается самобытность и характер того или иного народа. Взять, к примеру, молдавский и караимский народный танец: сразу видно различие характера. Интересно через пластику познавать различие народов и знакомиться с их традициями.
Алтуниной, по ее признанию, удалось подготовить костяк юных исполнителей, которые сейчас танцуют в обоих ансамблях.
— Это одни и те же дети, которые могут проявлять себя в двух коллективах, — поясняет она. — Когда участников было мало, мы пробовали их разделять. Сейчас в «Таис» детей много, у всех серьезная базовая подготовка, что включает в себя как народный, так и классический танец. Есть дети с подготовленным телом танцора, которые могут схватить, например, особенную технику караимских рук.
В этом году исполнилось 30 лет, как Оксана Алтунина переехала вслед за супругом в Евпаторию, где за это время добилась значительных творческих успехов. Последние стали основанием для присуждения ей Дувановской премии.
— Традиционно ее лауреатами, по моим наблюдениям, становились коренные евпаторийцы, которые много сделали для города, — призналась она. — Для меня известие о премии стало приятной неожиданностью. И я очень благодарна городу за то, что меня, можно сказать, приняли в этот клуб евпаторийцев.
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото из архива Оксаны Алтуниной.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 35(19636) от 6.09.2024 г.