Полет нормальный

Присуждение премии имени Семена Дувана хореограф из Евпатории Оксана Алтунина, уроженка советского Ленинграда, считает своим символическим посвящением в евпаторийцы. Несмотря на то, что в городе 25 веков она провела большую часть жизни, неустанно вдыхая новизну в творческую жизнь руководимых ею танцевальных коллективов «Таис» и «Фидан».

В мире сказки

Знакомясь с жизненным путем этого необычайно преданного своему делу человека, не устаешь повторять про себя слова старой доброй песни: «Ну что тебя так тянет танцевать? Мне не понять, мне не понять, тебя мне не понять». А ведь тянет, да еще как, причем с самых ранних лет.

— Мечтой всей моей жизни было танцевать, — рассказывает Оксана Алтунина.

По собственному признанию, в детстве танец окрылял ее.

— Казалось, крылья вырастают, поднимаешься, в плечах ощущение легкости, и ты несешь себя, ­какой-то отрыв от обыденности (но не побег от действительности, нет), — говорит хореограф. — Для меня танец — это сказка. Своим воспитанникам я говорю, что, когда они танцуют, они — дети из сказки, дети, которых нельзя встретить на улице, совсем другие, что они наполнены красотой, тем, чего так не хватает нам в обыденной жизни. «Вы несете людям красоту и радость, — говорю им. — Выражением глаз, лица, движениями вы должны это нести, чтобы люди, увидев вас, забыли о том плохом, что у них, может быть, случилось, а если у них все хорошо, то их радость от соприкосновения с вами должна умножиться».

Начало своей хореографической карьеры Алтунина ведет с 2005 года, когда образовалась школа-­студия восточных танцев, а нынче образцовая школа-­студия танца «Таис».

— До этого я работала в детском саду, но прикосновения к хореографии, тем не менее, были постоянными, — рассказывает она. — Они сопутствовали моей работе. Тогда, в начале века, в моду вошел восточный танец, поэтому изначально это была школа-­студия восточных танцев. Потом же нам стало тесно в этой хореографии. Позже поняли, что невозможно продолжать творить без тренажа, и появился классический танец. А затем мы ушли от восточной хореографии, потому что нам стало тесно в ее рамках.

С «Фиданом» по жизни

Тем временем перспективного хореографа пригласили стать художественным руководителем караимского ансамбля песни и танца «Фидан» Евпаторийского центра культуры и досуга. В коллектив, который в этом году отмечает четверть века, Алтунина пришла в 2007 году.

— После ухода предыдущего художественного руководителя меня попросили подержать ансамбль на плаву до тех пор, пока не появится новый руководитель, — с улыбкой рассказывает хореограф, подтверждая справедливость расхожего выражения о том, что нет ничего постояннее, чем временное. — Те, кто меня пригласил, ­почему-то считали, что, как человек, занимающийся восточными танцами, я должна хорошо знать караимскую культуру, весьма особенную. Пришлось ее изучать, и, честно говоря, было сложновато погружаться в ее своеобразный мир. Если женский танец, например, мне еще был понятен в силу того, что я сама женщина, то с постижением мужского было сложно. Я-то родилась на материке, в семье военного. Когда мы ездили по разным регионам, будь то Ленинград или Якутия, везде танцевала, исполняя в том числе народные танцы. Но с танцевальной культурой крымских татар и караимов не соприкасалась. Так что было очень интересно открывать для себя богатый мир караимской культуры, притом что сначала многое было непонятно. Когда пришла в коллектив, у него уже был свой почерк, созданный моей предшественницей Татьяной Садовской. Свою задачу я видела в том, чтобы как минимум его сохранить.

Надо ли по прошествии 17 лет говорить, что эту задачу Алтунина не только выполнила, но и перевыполнила?.. Весной этого года «Фидан» принял участие в представлении творческих программ «25 веков — не возраст для тебя, город солнца Евпатория» и «Евпатория морская, курортная» на Международной выставке-­форуме «Россия», которая проходила на ВДНХ. В 2018м коллектив стал финалистом конкурса III Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России», что проходил в Москве на Воробьевых горах. Евпаторийцы участвовали в гала-концерте конкурса, состоявшемся в Большом кремлевском дворце. В том же году ансамбль вошел в число лауреатов республиканского фестиваля-­конкурса «Соцветие культур Крыма».

— Мне вообще интересно любое народное творчество, — говорит Оксана Алтунина. — И когда мы с мужем путешествуем по стране, этнографические и краеведческие музеи — наши самые любимые. Супруг даже первым спрашивает, прежде чем отправиться в то или иное место, есть ли там краеведческий музей. Искусство любого народа, костюмы, обычаи — все это очень интересно. Что касается народного танца, то в пластике, на мой взгляд, передается самобытность и характер того или иного народа. Взять, к примеру, молдавский и караимский народный танец: сразу видно различие характера. Интересно через пластику познавать различие народов и знакомиться с их традициями.

Алтуниной, по ее признанию, удалось подготовить костяк юных исполнителей, которые сейчас танцуют в обоих ансамблях.

— Это одни и те же дети, которые могут проявлять себя в двух коллективах, — поясняет она. — Когда участников было мало, мы пробовали их разделять. Сейчас в «Таис» детей много, у всех серьезная базовая подготовка, что включает в себя как народный, так и классический танец. Есть дети с подготовленным телом танцора, которые могут схватить, например, особенную технику караимских рук.

В этом году исполнилось 30 лет, как Оксана Алтунина переехала вслед за супругом в Евпаторию, где за это время добилась значительных творческих успехов. Последние стали основанием для присуждения ей Дувановской премии.

— Традиционно ее лауреатами, по моим наблюдениям, становились коренные евпаторийцы, которые много сделали для города, — призналась она. — Для меня известие о премии стало приятной неожиданностью. И я очень благодарна городу за то, что меня, можно сказать, приняли в этот клуб евпаторийцев.

Олег СЕРГЕЕВ.

Фото из архива Оксаны Алтуниной.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 35(19636) от 6.09.2024 г.






Актуальные новости


Военная служба по контракту
График плановых отключений на октябрь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в октябре 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Присоединяйся к СВОим

Защита Отечества – долг и обязанность каждого гражданина, каждого мужчины.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции






Рубрики новостей