Евпаториец Виктор Потапов — человек талантливый и многогранный. Например, наш герой занимается астрологией и любит проводить китайские чайные церемонии. Но главное его хобби — музыка, а именно игра на блокфлейте. Этот музыкальный инструмент сопровождает Виктора на протяжении всей жизни. Давайте окунемся в мир музыканта, окутанный ненавязчивыми чарующими нотами блокфлейтовых композиций и манящими ароматами китайского чая.
— Виктор, каким был ваш путь к музыке?
— В начале 80‑х вышла пластинка инструментальной группы «Зодиак», и мне очень нравилось, как там исполняет партию ударник. Я слушал и мечтал научиться играть так же. Как-то с другом мы возвращались из школы, и он сказал, что собирается на репетицию ансамбля в Доме культуры. Я захотел посмотреть. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что в группе не хватает барабанщика и я могу попробовать занять его место! Меня усадили за ударную установку, показали, как надо держать палочки и что надо сыграть. С тех пор я из музыки не ухожу уже более сорока лет. В старших классах состоял в духовом оркестре, потом окончил Артемовское музыкальное училище по классу валторны. Некоторое время учился в Харьковском институте культуры.
— Как вы пришли к игре на блокфлейте?
— В конце 90‑х мой друг, тоже валторнист, предложил мне поиграть интересную музыку и познакомил меня с этим инструментом, пообещав, что научит на нем музицировать. У нас сложился ансамбль из трех блокфлейт и барабанщика. Через некоторое время появилась концертная программа, мы выступали в городе. Я влюбился в этот инструмент и уже более 20 лет не расстаюсь с ним. Игра на блокфлейте поднимает мне настроение и дает необходимое общение с миром музыки.
— Почему не распространены концерты профессиональных исполнителей на блокфлейте?
— Блокфлейта имеет богатую историю, уходящую корнями в древние времена. Но, к сожалению, у нас этот инструмент незаслуженно отодвинут «за кулисы сцены», на роль так называемого переходного инструмента для детей. Тем не менее в западной Европе игре на блокфлейте обучают в средних и высших музыкальных учебных заведениях, она является полноправным участником и солистом профессиональных камерных ансамблей старинной и современной музыки. Я стараюсь и прилагаю все усилия, чтобы люди узнали как можно больше об этом удивительном инструменте.
— Чем же он так примечателен?
— Можно сказать, что это очень правильный инструмент во всех смыслах. Блокфлейта доступна для любого возраста и уровня музыкальной грамотности. Инструмент не трудный для освоения первичных навыков игры, при этом удобный и легкий по весу, что важно для детей и людей пожилого возраста. Более того, игра на блокфлейте полезна для здоровья. Включается в работу дыхательная система, задействуется артикуляционный аппарат, активно участвуют пальцы, благодаря чему развивается мелкая моторика, что особенно полезно в детском возрасте. В совокупности эти факторы положительно влияют на работу мозга, способствуя появлению и сохранению нейронных связей, а это уже полезно и для людей пожилого возраста. Помимо физической пользы, человек расширяет свой кругозор, соприкасаясь с искусством и культурой. Он узнает больше о музыке, композиторах, развивает слух и чувство ритма. Так воспитывается культура, повышается интеллект и формируется музыкальный вкус. И, что важно, инструмент доступен в финансовом плане.
— Относительно недавно вы создали камерный ансамбль из шести человек. Блокфлейта, гитара, фортепиано, металлофон, перкуссия, бас-гитара, ударные создают мелодии, которые можно услышать на выступлениях в уютной музыкальной гостиной. Как проходят музыкальные встречи ансамбля?
— Мы играем музыку разных эпох и стилей, написанную как непосредственно для блокфлейты, так и в обработке для нее — от средневековых произведений Западной Европы до пьес современных композиторов. Музыкальное образование помогает мне делать самостоятельно аранжировки для нашего коллектива. Друзья и знакомые очень тепло встречают нас, все получают массу положительных эмоций.
— Какие композиции оказываются особенно сложными в исполнении?
— Неожиданно для меня легкая, воздушная, будто бы даже детская ирландская народная мелодия оказалась самой трудной. Вот вроде и простая — но аппликатура в этой тональности и широкие скачки нот добавили сложности. Наиболее трудными для исполнения считаются произведения в медленном темпе, они требуют опорного дыхания, вибрато, культуры исполнения начала и завершения ноты. Adagio Томазо Альбинони с двумя модуляциями, эмоциональным накалом и переходами оказалось удобнее исполнять, а наивную песенку — трудно. Так всегда: ты думаешь, что произведение легкое, не дорабатываешь его, и оно становится самым сложным.
— Планируете ли вы расширяться и выступать на большую аудиторию?
— Своей главной задачей я вижу популяризацию блокфлейтовой музыки. Мой коллектив будет стараться продемонстрировать как можно большему числу зрителей эту музыку и звучание этого инструмента. Исполнительская практика очень трудная: нужно из тишины взять инструмент и сыграть все правильно с первого раза. Потому что второй попытки просто не существует. Сейчас у ансамбля еще нет названия. Мы ждем, когда оно появится естественным путем, в какой-то момент времени оно точно должно родиться и понравиться всем нам.
— Есть ли у вашей музыки определенный посыл?
— Я всегда стремился к музыке, которая несет натуральные, природные вибрации. Любые акустические инструменты и голос создают колебания звуковых волн, которые всегда способствуют благости слушателя, флейта тому пример. Посыл состоит в возвращении к натуральному звучанию инструментов, когда мелодии воспроизводятся человеком, а не электроникой.
— Кем или чем вы вдохновляетесь?
— Я люблю слушать любую блокфлейтовую музыку. Это и сольные произведения, и ансамбли. Имена этих исполнителей известны узкому кругу любителей. Кроме того, часто слушаю джаз.
Дарина БОЙЧЕНКО.
Фото из личного архива Виктора Потапова.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 28(19629) от 19.07.2024 г.