
На этой неделе в Евпаторийской центральной городской библиотеке имени Александра Пушкина прошла творческая встреча с ярким гармонистом из Санкт-Петербурга, лауреатом международного фестиваля «Балтика. Гармоника‑98», гармонистом золотой десятки Геннадия Заволокина Игорем Шипковым.
Волшебная музыка
Как только не называли этого яркого музыканта: и человек-оркестр, и именитый гармонист, и человек-праздник. Все — про него. Праздник, который всегда с ним, — это его гармоника.
Достаточно Игорю прикоснуться к ней, как жизнь вокруг в одночасье оборачивается праздником. Истинно народным. По духу, а не по характеру и уж тем более происхождению исполняемых Игорем песен. Признаться, окунуться в водоворот такого праздника — чрезвычайно приятно. За такие моменты иной раз особенно крепко любишь и без того любимую профессию. Артист, как чародей, едва выйдя к зрителям, тут же завладевает их вниманием и без особых, как может показаться, усилий удерживает его до самого конца концерта. Это ли не то, что принято называть Божиим даром?.. Не говоря уже о том, что гармонь по праву остается одним из элементов так называемого русского национального культурного кода. Достаточно навскидку вспомнить строки из знакомых с ранних лет старых добрых песен: «Только слышно — на улице где-то одинокая бродит гармонь…», «И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза», «Отчего, отчего, отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста», «Штиблеты и сапожки под русские гармошки, под бересту и ложки прославили кадриль» и, наконец, «А я играю на гармошке у прохожих на виду». Не говоря уже о бессмертных есенинских строках: «Сыпь, гармоника! Скука… Скука…» или «Ты играй, гармонь, под трензель, отсыпай, плясунья, дробь!», или «Позовите, девки, гармониста, попрощайтесь с ласковой подружкой».

Для Игоря Шипкова гармонь — его волшебная палочка или магический кристалл. Начав в нежном возрасте как первоклассный инструменталист, вскоре музыкант понял, что на одной виртуозности и удивительно беглых пальцах далеко не убежишь. А жутко хотелось как можно с большим числом соотечественников поделиться переполняющей радостью нового дня, светом, что освещает сердце, и теплом, которым согрета творческая душа. И Игорь стал исполнять песни. Как народные, так и авторские, в том числе собственного сочинения (благо Господь отметил не только потрясающей техникой игры, но и лирическим и композиторским даром).
Евпаторийский старт
В Евпатории, как рассказывает сам исполнитель, и началась его музыкальная карьера в далеком 1991 году. Жившая здесь бабушка будущего гармониста купила внуку «в магазине на проспекте Победы неподалеку от самолета (речь о самолете Ил‑18, установленном на пересечении проспекта Победы и улицы Некрасова и переоборудованном под кафе. — Ред.)» первую гармонь. Здесь же мальчик из Северной столицы сделал первые шаги навстречу счастью заниматься любимым делом, раздувая меха гармоники и утопая в рождаемых здесь и сейчас «звуках сладких».
— «Троянка», как сейчас помню, — уточняет он. Спустя несколько лет, давно вернувшись в Северную Пальмиру, мальчик отправился с евпаторийским подарком (как оказалось, не только бабушки, но и судьбы) в Удельный парк, где на пятачке тогда собирались гармонисты.
— Они приходили поиграть, попеть, целая толпа собиралась, задор был такой, что удержаться было невозможно: пляски, песни, частушки звучали! — рассказывает музыкант. — Мне уже было лет десять, и я там сплясал и спел частушки — и заработал два кармана конфет! Приходил туда поиграть каждые выходные, и кто как мог «подкармливал» меня пряниками, сушками, кто-то рубашку концертную подарил. Вот так все и началось, с самого раннего детства.
Через некоторое время вундеркинда пригласили в фольклорный ансамбль.
— Там уже традиционная народная культура преобладала, меня учили не только играть, но и держаться на сцене, петь русские и народные песни, — вспоминает артист. — В 1996 году у меня началась бурная концертная деятельность, а в 1997‑м, когда мне было двенадцать, мы поехали за границу, в Чехию, где я в проводившемся там конкурсе завоевал первое место, выступая на центральной площади Праги. Появились первые деньги, накупил воды, пряников, конфет, всяких вкусностей, накормил весь ансамбль!

Благодаря победе в пражском конкурсе в 1998 году юный виртуоз отправился в Севастополь на конкурс Балтийской гармоники, стал его лауреатом и получил в качестве приза «маленькую гармошку».
— А выиграть конкурс было просто нереально! Его проводил профессор Санкт-Петербургской консерватории Олег Шаров (заслуженный артист РСФСР, профессор кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова. — Ред.). И там студенты старших курсов всех ленинградских высших учебных заведений играли на аккордеонах, баянах и гармонях. Вы представляете, какой был уровень! И все же я его выиграл! — вспоминает Шипков.
Место силы
А через год, в 1999‑м, 14‑летний петербуржец стал гармонистом второй Золотой заволокинской десятки.
— Это самая высокая планка, которую может взять гармонист! — убежден Игорь.
Для молодого поколения важно напомнить, что саму десятку формировал основатель и ведущий телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!» (до 1996 года «Играй, гармонь!»), отечественный композитор, баянист и гармонист, поэт, народный артист РФ Геннадий Заволокин (1948–2001). Надо сказать, что в рамках своего телевизионного проекта Геннадий Дмитриевич, активно популяризируя народное творчество, знакомил телезрителей с музыкальным самобытным и профессиональным творчеством людей, исполняющих народную музыку на различных музыкальных инструментах (в основном на гармонях), а также песни, частушки, танцы.
По словам Игоря, Евпатория для него — место силы, в которое он стремится снова и снова. Тем и объясняет бесплатный формат евпаторийского выступления, которое по насыщенности и полуторачасовой продолжительности программы не уступает полноценному сольному концерту.
— Я здесь зарядился силой, надо поделиться, отдать людям, — отшучивается он.
В этом, пожалуй, весь Игорь Шипков. Его широкая душа и открытое сердце, подлинная любовь к городу, в котором он впервые в руки взял гармонь, чтобы, впредь не расставаясь с этим удивительным инструментом, дарить людям праздник.
Это не первое выступление Игоря в стенах Евпаторийской центральной библиотеки имени Пушкина. И, как несколько лет назад, с первых минут покоривший публику колоссальной искренностью и невероятной самоотдачей артист дружески общался со зрителями, шутил, делился различными впечатлениями и комментировал факты из своей биографии, говорил о Санкт-Петербурге и о Евпатории и вновь и вновь играл и пел. Казалось, инструмент в его руках летает и пляшет, живя сам по себе, собственной веселой жизнью.

Неудивительно, что в песнях и стихах Игоря встречаются евпаторийские штрихи — например, разноцветные трамваи, бегущие прочь от влюбленного героя. Гармонист исполнил песню об истории нашего города. Вообще, почти все, что он пел, так или иначе было о любви: к петербургским ли улицам, к неразлучной ли гармошке… Завершая концерт, Игорь подарил зрительному залу замечательное попурри из старых советских шлягеров, а потом еще не раз спел на бис.
Справка
Игорь Шипков (род. 1985) — неоднократный победитель престижных международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Сотрудничал с такими деятелями культуры и искусств, как Эдуард Хиль, Евгений Раевский, Марк Алпатов, Иван Краско, Георгий Штиль. Руководитель центра «Играй, Невская гармонь!» и Театра Игоря Шипкова, организатор фестивалей «Блокадная гармонь» и «Шипковская ярмарка».
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото Sergey Kott.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 25(19626) от 28.06.2024 г.