Юрий КАЧАЛКИН: «Дети всегда разные»

Евпатория продолжает удивлять талантливыми педагогами. Одержавший не так давно более чем заслуженную победу в региональном этапе конкурса «Учитель года России — 2024» Юрий Качалкин, учитель русского языка и литературы средней школы № 11 имени Героя Советского Союза Евграфа Рыжова, намерен в сентябре в Саратове побороться за звание лучшего школьного учителя страны. Поэт по призванию, евпаториец с исполненным высокого лиризма трепетом относится к своему педагогическому труду, отдавая детям вместе со знаниями всего себя.

«Все зависит от воспитания»

— Юрий Васильевич, помимо собственно преподавания русского языка и литературы, вы еще и классный руководитель.

— Да, а это и классные часы, и «Разговоры о важном», то есть мероприятия, на которых мы воспитываем личность, которая приносила бы пользу обществу. Я стараюсь в своих ребят закладывать такие черты, как доброта, смелость и благородство — совокупность тех качеств, которые должны быть присущи человеку. У меня класс преимущественно мужской, и потому мне кажется, благородство, честь, смелость для ребят — ключевые понятия, которые им пригодятся. Надеюсь, мои старания небезрезультатны.

— Кто он, классный руководитель?

— Связующее звено между учеником и его законными представителями и учителем-­предметником. Если возникают ­какие-то проблемные ситуации, то классный руководитель должен приходить на помощь. В моем случае конфликтных ситуаций, по счастью, было немного.

— Действительно ли гаджеты тормозят интеллектуальное развитие нынешних школьников?

— Конечно, гаджеты отвлекают внимание современных учеников. И в конце прошлого года вступил силу законодательный запрет на использование смартфонов во время проведения учебных занятий (за исключением случаев возникновения угрозы жизни и здоровью детей или педагогов, а также иных экстренных случаев). Тем не менее современные дети довольно любознательны. Как учитель литературы могу ответственно заявить, что все равно дети читают. Может быть, не так много, как хотелось бы, но я стараюсь им любовь к литературе прививать. Да и вообще, если говорить о современном поколении, то я вижу, что оно — довольно хорошее. Я не склонен относиться к подрастающему поколению с пессимизмом. Наоборот, в первую очередь вижу в детях открытость, искренность, доброту, вежливость. Многие, ругая современных детей, сетуют, что раньше ребята были более вежливыми. Дети всегда разные, все зависит от воспитания. Но я, действительно, вижу много детей и вежливых, и чутких. Поэтому нельзя сказать, что современное поколение — ­какое-то не такое. Мне доставляет большое удовольствие работать с детьми.

«Подмечать красивое»

— Каким вам представляется современный педагог?

— На мой взгляд, это человек, который не боится нового, то есть прогрессист. В то же время он сохраняет здравую нотку консерватизма и, обладая рассудительностью, способен применять и лучшие современные, и не устаревающие педагогические практики. Это человек, который открыт детям, любит их, расположен к ним и понимает их проблемы. От поколения к поколению, от эпохи к эпохе проблемы эти ­все-таки меняются.

— Вы и есть современный педагог?

— Не знаю, могу ли я так себя назвать (со стороны виднее), но всячески стремлюсь к тому, чтобы таковым в полной мере являться (улыбается). Каждый урок строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. И один из этапов занятия — этап мотивации, на котором учитель должен заинтересовать ребенка. У него есть маленький промежуток времени, чтобы увлечь ребенка, чтобы не потерять его внимание, а, напротив, погрузить в урок. И на этом этапе я использую различные методы и приемы, чтобы ребенка заинтересовать своим предметом. Если это урок литературы, то я использую прием, который условно называю «разговоры о счастье». Во время такого разговора я, например, предлагаю школьнику поразмышлять: а что же хорошего было в сегодняшнем дне? Разумеется, такие разговоры я не начинаю с порога, едва вой­дя в класс. Для начала могу рассказать ­какую-то притчу, стихотворение, поставить ­какой-то проблемный вопрос, чтоб затем предложить детям над ним поразмышлять. Важно, чтобы дети умели подмечать в каждом дне ­что-то хорошее, красивое. Тема красоты — одна из фундаментальных в курсе «Родной литературы», в котором много посвященных этому стихотворений. А поэзия, как известно, почти вся — о красоте мира. И я стараюсь привить детям поэтическое восприятие мира, чтобы они видели красоту в каждом дне. Она может быть разной: в хорошей погоде, в улыбке друга и так далее. Чаще всего для них самым хорошим становилась положительная оценка, которую они получили в этот день. Благодаря таким заданиям день ото дня они подмечали все больше и больше хорошего и радостного. Мне кажется, это очень полезный опыт.

— Часто ли приходится повышать квалификацию?

— Современным педагогам требуется подтверждать свою аттестацию раз в пять лет. Существует несколько квалификационных категорий: молодой специалист, первая и высшая категории. Так, первую категорию впервые пришедшему в школу молодому специалисту могут присвоить по итогам трех лет работы. Не так давно появились отдельные квалификационные категории: педагог-­методист и педагог-­наставник. Это учителя, которые, в частности, работают с молодыми педагогами, отметились ­какими-то методическими разработками.

«С умом и душой»

— Насколько важно говорить о любви к Родине на уроках русского языка и литературы?

— Программа по литературе к этому располагает: очень много стихотворений, которые воспевают любовь к Родине, особенно в курсе девятого класса: это и стихотворение Николая Майорова «Мы», и стихотворение Иосифа Бродского «Мой народ», это строки, которые воспевают величие многонационального народа России. Когда мы буквально по крупицам разбираем каждую строку и пытаемся вникнуть в смысл, который в них есть, — это довольно интересная работа. Я всегда радуюсь, когда удается подтолкнуть ребят к верному направлению мысли, когда они делают для себя ­какие-то открытия.

— По вашим оценкам, какое место в жизни современного школьника занимает патриотизм?

— Довольно большое. Много внимания воспитанию патриотизма уделяется и в Республике Крым в частности, и в Российской Федерации в целом. Упомянутые выше «Разговоры о важном» действительно способствуют воспитанию любви к Родине. Этот курс сделан с умом и душой. В его рамках разработано весьма много методических материалов, которыми может пользоваться любой учитель. Это и видеоролики, и короткометражные фильмы для каждого конкретного урока. Людьми, которые готовят этот курс, проделана колоссальная работа. Когда во время «Разговоров о важном» видишь заинтересованность ребят, удивление в их глазах, это не может не радовать. Мне кажется, что у современных детей не так много возможностей узнать, что страна не стоит на месте и развивается. Порой никто кроме школьного учителя и классного руководителя им об этом не может рассказать. В интернете и всяческих других источниках информация не всегда тщательным образом отфильтрована. «Разговоры о важном» — курс, который очень деликатно и с большой душой рассказывает детям о том, какова их Родина на самом деле.

«Довольствуйся малым»

— Кто подвиг вас на участие в конкурсе «Учитель года — 2024»?

— Завуч моей школы Виктория Васильевна Чуб, она предложила мне поучаствовать в муниципальном этапе конкурса. Для меня это был новый вызов. Я рад, что смог успешно проявить себя на этом этапе. В школе все были тоже рады. От себя не ожидал, что стану победителем. Моя задача была вой­ти хотя бы в пятерку лауреатов. Тем не менее свою роль сыграл и девиз, которым я стараюсь руководствоваться: довольствуйся малым и стремись к большему. До сих пор сложно поверить, что получилось добиться такого высокого результата.

— Какова архитектура выступления конкурсанта?

— Предусмотрено четыре испытания: методическая мастерская, в которой участник рассказывает о методах и приемах, которыми владеет, конкурсный урок (наиболее важное мероприятие), разговор со школьниками (проще говоря, классный час) и мастер-­класс, на котором конкурсант показывает, чем он лучше всего владеет. По завершении этих мероприятий жюри выставляет оценки. На региональном этапе к вышеперечисленным испытаниям добавляется конференция с участием пяти финалистов, на которой обсуждаются важнейшие и актуальные вопросы образования. В моем случае она длилась около двух часов, и каждый из участников имел возможность высказаться по каждому вопросу.

Кстати

Символ конкурса «Учитель года России» — пеликан. По замыслу организаторов мероприятия, эта птица олицетворяет родительскую любовь, милосердие и самопожертвование. За хрустальную статуэтку пеликана участникам конкурса предстоит побороться на всероссийском этапе, который пройдет уже осенью.

Олег СЕРГЕЕВ.

Фото из личного архива Юрия Качалкина и из ТГ-канала министра образования,

науки и молодежи РК Валентины Лаврик.






Актуальные новости


Вниманию заинтересованных лиц

В соответствии с п. 6 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» редакция газеты...

График плановых отключений на июль 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в июле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей