В преддверии 70‑летия поэта Сергея Овчаренко члены фотоклуба «Евпатория» представили выставку работ, так или иначе связанных со стихами замечательного евпаторийца: либо определенные строки побудили сделать тот или иной снимок, либо на снятые когда-то кадры удачно легли те или иные строки. Экспозицию «Города прекрасней нет для меня…» представили в местном Доме молодежи. Она продлится до 30 ноября.
— По большому счету, это хороший был бы альбом, подарочное издание, — говорит Сергей Георгиевич и тут же с нескрываемой горечью добавляет, вспоминая бессмертные строки горячо любимого им Роберта Рождественского, — «А город подумал, ученья идут…». Никому не в обиду, но у нас не хватает такого подарочного издания, ударного. Была еще идея, которая засохла на корню: стихотворения ста (по одному каждого) поэтов о Евпатории, к каждому тексту — фотография с видом города. Там и классики, и современники. Причем авторы не только из России и стран ближнего зарубежья, но и из Франции, например, Германии, Израиля, Соединенных Штатов. Итого: сто стихотворений ста авторов, столько же фотографий за авторством семи евпаторийских фотохудожников. Фотографии подбирал ныне покойный Дима Болдин (поэт, педагог и фотолюбитель. — Ред.). И называлось бы это издание «Каждая из улочек звучит строчкой своего стихотворения». Но мой пыл изрядно охладили авторским правом, необходимостью искать наследников усопших авторов, с каждого брать согласие на использование произведения. А вообще, все тексты для этого издания взяты из свободного доступа. Например, стихотворение Юргиса Балтрушайтиса «Цветам былого нет забвенья…», написанное в 1943 году в Париже. А какой кадр подобран к нему: дача Терентьева (ныне корпус санатория «Золотой берег». — Ред.), туман, пустынный пляж, одинокое кресло стоит. Супер!..
Нисколько не отрицая уместность и, более того, необходимость, причем острую, таких изданий, остается только порадоваться тому, что крупицы этих не случившихся, но, безусловно, славных в зародыше начинаний на протяжении ближайших трех недель будут доступны взору евпаторийцев и гостей города. Радует, что в большинстве случаев это действительно живой творческий диалог. Хотя и есть несколько работ, в которых текст, что называется, притянут к картинке или наоборот. Но и они не портят общего впечатления от выставки. В самом таком методе, основанном на синтезе искусств, угадывается неповторимый стиль великого киммерийского затворника Максимилиана Волошина. После революции он все чаще подписывал свои пейзажи дву- или четверостишиями, следуя традиции японских художников, чье искусство в свое время сильно повлияло на него. Поэт подчеркивал, что сочетание стиха и пейзажа в его акварелях «не параллельно, а иррационально».
Сочетание стихов Сергея Овчаренко и работ членов фотоклуба «Евпатория» вполне рационально и выполнено, так сказать, максимально наглядно.
— Идею провести такую выставку я высказал в мае, — рассказывает поэт. — Летом переслал фотографам стихи. Подготовили больше работ, чем удалось разместить в рамках экспозиции. Провели с фотохудожником Александром Кустовским фотосессию: он водил меня по городу и фотографировал.
Овчаренко ожидает, что зрителями выставки станут и участники X Международного фестиваля «Поэтический маршрут. Трамвайчик № 23», который планируется провести в Евпатории 19 ноября. Отвечая на вопрос о фестивальном мероприятии под названием «70+30=100», он признался, что речь о грядущем семидесятилетии, которое суммируется с 30‑ю годами творческой деятельности.
— Но это шутка! — улыбаясь, предупредил Сергей Георгиевич и, возвращаясь к программе фестиваля, продолжил. — «Трамвайчик» продлится семь часов. Будет и поездка на трамвае («Поэтический маршрут»), и розы будем высаживать с участниками фестиваля, и вспомним ушедших от нас, будем слушать звуковые письма и сами выступать.
Открывая выставку, поэт без лишнего стеснения хвалил, и, пожалуй, заслуженно, своих соавторов, фотохудожников.
— Посмотрите, какие талантливые работы! — восклицал он. — Я вообще удивляюсь этим людям. Мы, горожане, привыкли к окружающему нас пространству, у нас замылился глаз, мы ходим мимо этих зданий, по этим улицам — и не видим этой красоты. А они увидели. Щелк — и вот она, наша Евпатория, наша красавица, это чудо из чудес!.. Эта выставка — малая толика нашей любви к родному городу, к своей малой родине. Мне хотелось бы, чтобы люди шли на эту выставку. Я буду только рад, если какую-то строчку вы унесете с собой.
А затем «будущий юбиляр», как полушутя назвали поэта соавторы по выставке (70 лет Сергею Георгиевичу исполнится 16 ноября. — Ред.), прочитал собственные стихи, написанные еще в прошлом веке:
Малая родина, мой городок,
Мы ведь с тобою в чем-то похожи:
Пляжи сжимая шагреневой кожей,
Время уходит мое, как песок.
Много наделал я в жизни грехов,
Вряд ли простит их Владыка Всевышний.
Чтоб мои доводы смог Он услышать,
Брошу на чашу тетрадку стихов.
Брошу любовь свою к этой земле,
К улочкам тесным и парков просторам,
Брошу любовь свою к Черному морю,
Мерно дышащему в утренней мгле.
Бог, оказав мне суровый прием,
Молча осмотрит весы многократно,
Скажет: «Ступай» — и отправит обратно.
Так что, ребята, еще поживем!
Следует отметить, что открытие выставки получилось необычайно красочным благодаря слаженной работе местного департамента культуры, спорта, молодежной политики и межнациональных отношений. Сотрудники подведомственного департаменту Центра культуры и досуга провели яркую презентацию выставки. На церемонии, в частности, учащиеся евпаторийских общеобразовательных школ прочитали стихи Сергея Георгиевича. Тот, в свою очередь, пообещал каждому из выступивших юных чтецов подарить по сборнику своих стихов с дарственной надписью.
Олег СЕРГЕЕВ.
Фото Sergey Kott.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 44(19594) от 10.11.2023 г.