Такая работа — людям помогать

Ежегодно 8 июня в России отмечается День социального работника — профессиональный праздник тех, кто трудится в сфере социальной защиты населения. Об особенностях этой профессии «ЕЗ» рассказали Ольга Мегалинская и Дарья Ляхова — социальные работники ГБУ РК «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Евпатории».

Главное — желание поддержать

Ольга Мегалинская по специальности швея, и несколько лет трудилась именно на этом поприще. Вот только удовлетворения женщине профессия не приносила, не дарила ощущения собственной значимости, нужности. Наверное, поэтому, когда ей предложили попробовать себя в роли социального работника, Ольга Николаевна согласилась, почти не задумываясь. Прошла собеседование, необходимое обучение и приступила к работе.

Для общительной женщины, которая всегда с уважением относилась к пожилым людям, профессия соцработника оказалась идеальной. Да, были определенные сложности, поскольку нередко подопечные обладают непростым характером, но она справлялась со всем шутя. Причем в прямом смысле этого слова: в случае назревающего конфликта никогда не грубила в ответ подопечному, старалась отвлечь внимание, перевести разговор на другую тему, обернуть все в шутку. Подобная тактика неоднократно показала свою эффективность.

В обязанности соцработника входят услуги по уборке дома, приготовлению пищи, покупке продуктов, лекарств. Кроме того, соцработник сам берет в поликлинике рецепты на льготные медикаменты для подопечного и сам же потом их получает или приобретает в аптеке. Оформление необходимых документов, программы реабилитации, составление договоров с коммунальными службами и оплата коммунальных платежей — все это также входит в обязанности соцработников. И всем этим они занимаются на постоянной основе.

По словам Ольги Мегалинской, хороший социальный работник должен быть общительным, с уважением относиться к окружающим, быть терпимым, уметь слушать и слышать других. Ведь практически все подопечные — это одинокие пожилые люди, которым прежде всего не хватает общения, внимания. Нередко они ждут соцработника не потому что в доме срочно нужна уборка, а просто чтобы поговорить. И, бесспорно, для хорошего соцработника очень важно желание помочь подопечному, облегчить его тяжкую участь, потому что в центр соцобслуживания обращаются те, кто в силу возраста или определенных заболеваний не может сам себя обслужить.

Все подопечные — люди очень интересные, за спиной каждого — богатый жизненный опыт. Многие прошли Великую Отечественную вой­ну. И каждый из подопечных обладает своим характером, привычками, к каждому нужно уметь найти индивидуальный подход. Объединяет этих людей только то, что все они по той или иной причине оказались одинокими.

— Помню, была у меня подопечная — Надежда Мацакова. В свое время она была опытным рентгенологом. С ней всегда было очень интересно общаться, пока я выполняла работы по дому, она мне рассказывала разные истории из своей юности, молодости, рабочей практики. А ­как-то прихожу к Надежде Максимовне, а та шваброй полы намывает! Я руками всплеснула и спросила, зачем это она у меня хлеб отнимает, работу мою делает. А та мне на полном серьезе и отвечает, мол, ­что-то давление поднялось, а как только швабру с тряпкой в руки беру, так оно и нормализуется сразу! — вспоминает Ольга Мегалинская.

С особенным теплом Ольга Николаевна вспоминает и Татьяну Никифоровну Демешко, которая ­когда-то работала школьным учителем. Этой исключительно выдержанной, утонченной, тактичной женщине в свое время пришлось очень многое пережить. И все невзгоды она встречала с гордо поднятой головой.

В силу своего одиночества подопечные нередко очень сильно привязываются к соцработникам и все их проблемы переживают как свои. Поэтому нередко стараются помочь хотя бы хорошим советом. И главный совет, который обычно дают Ольге Мегалинской: не воспринимать слишком близко к сердцу все, что происходит вокруг, не пропускать все через себя. Ведь иначе человека надолго не хватит.

Ольга Николаевна, конечно, старается следовать этому совету, но в силу характера получается это у нее далеко не всегда. А пока она очень счастлива, что ­когда-то последовала совету знакомой и связала свою жизнь с профессией соцработника. Ведь только на этой работе женщина в полной мере ощутила свою значимость, поняла, что ее труд приносит этому миру ощутимую пользу, и что есть люди, которые не только нуждаются в ее помощи, но и испытывают искреннюю благодарность за ее усилия. О чем свидетельствуют нередкие звонки с благодарностями в центр социального обслуживания.

Важно быть человеком

Дарья Ляхова пришла в сферу соцобслуживания около шести лет назад — молоденькой 26‑летней девушкой, которая до этого даже не подозревала о существовании подобной службы и вида деятельности. Услышала от знакомых и решила попробовать себя в этой профессии. Прошла обучение и вышла на работу.

Девушке всегда было интересно, с одной стороны — как живется тем, кто постоянно помогает людям, а с другой — как справляются те, кто оказался в трудной жизненной ситуации, у кого нет родных и близких. Став соцработником, она получила ответы на все эти вопросы, а заодно нашла свое призвание.

— Больше всего в этой профессии мне нравится то, что мы помогаем, поддерживаем, заботимся о наших подопечных. Взамен мы узнаем много нового и интересного: эти удивительные люди, прожившие долгую и увлекательную жизнь, рассказывают нам истории о Великой

Отечественной вой­не, делятся своим жизненным опытом, рецептами, ­какими-то ситуациями из прошлого, советами, — отмечает Дарья.

Конечно, не обходится в этой деятельности и без сложностей, ведь работать приходится с людьми с разными характерами, разным жизненным опытом и разным восприятием тех или иных ситуаций. Поэтому к каждому подопечному нужен свой индивидуальный «ключик», который соцработнику приходится аккуратно подбирать. Это довольно непростая задача, поэтому и каждый подопечный запоминается по-своему. С ними бывает смешно, бывает грустно — в жизни всякое случается. К сожалению, в силу того, что большинство подопечных центра соцобслуживания — люди пожилого возраста, многие из них покидают этот мир. Но Дарья помнит каждого, с кем довелось работать.

— Была у меня подопечная Августа Иннокентьевна — 93‑летняя женщина, что называется, старой закалки: она была очень интеллигентная, образованная, читала много книг. Несмотря на солидный возраст, у нее была отличная память и ясный ум. Бабушка была всегда опрятно одета, всегда с прической. И тут прихожу я к ней в современных штанах с дырками на коленях. Она, когда меня увидела, с такой искренней жалостью воскликнула: «Бедная моя девочка! Это что же, тебе совсем нечего надеть? Ходишь у меня в порванных штанах!» Для нее тогда было удивительным, что ­кто-то может надеть штаны с дырками не из-за нужды, а потому что так модно. Эту забавную ситуацию я часто вспоминаю. К сожалению, сейчас уже Августы Иннокентьевны нет, но я эту исключительную женщину запомнила на всю жизнь, — вспоминает Дарья Ляхова.

Ежегодно в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Социальная поддержка граждан Республики Крым» Министерство труда и социальной защиты Республики Крым проводит конкурс социальных работников среди сотрудников Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Евпаторийский центр соцобслуживания всегда принимает активное участие в этом конкурсе. В нынешнем году в числе участников выступила и Дарья Ляхова. По результатам конкурса Евпатория вошла в пятерку лучших коллективов Крыма, что является очень хорошим результатом.

Многие думают, что труд соцработников очень прост, мол, сходил, купил продукты и лекарства по списку, оплатил коммуналку, помог убрать по дому, приготовил еду и свободен. Но это далеко не так. Редко соцработники ограничиваются должностной инструкцией, искренне и всем сердцем привязываясь к своим подопечным. Ведь душевное тепло нельзя задекларировать ни в каких документах. Поэтому не удивительно, что все эти одинокие бабушки и дедушки с нетерпением ждут прихода своего соцработника, торопясь поделиться последними новостями или рассказать недавно всплывшую в памяти смешную историю.

Как отмечает Дарья Ляхова, в этой сфере очень важно всегда оставаться человеком и, что важно, — человеком добрым, понимающим, заботливым:

— К­огда-нибудь все мы станем пожилыми, и еще неизвестно, как сложится наша жизнь. Дай бог, чтобы наши родные и близкие всегда были рядом, но жизнь идет, все меняется, и случиться может что угодно. Поэтому хотелось бы, чтобы наша служба существовала всегда, чтобы одинокие люди в трудной жизненной ситуации всегда могли рассчитывать на ­чью-то поддержку и надежное плечо. Ну и, конечно же, хотелось бы поблагодарить нашу администрацию: директора, заведующих отделением, которые всегда поддерживают нас и наших подопечных, помогают избежать конфликтов.

Записала Людмила ПУШКИНА. Фото из личных архивов героев публикации.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 22(19572) от 9.06.2023 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей