Прошло уже немало десятков лет, как в нашей стране отгремела Великая Отечественная война. На полях сражений до сих пор лежат сотни тысяч пропавших без вести солдат и офицеров, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками. Сколько осталось безымянных героев, сосчитать невозможно. Но есть люди, которые круглый год, и в зной, и в стужу, приезжают на места сражений прошлого, чтобы отыскать и поднять из земли останки павших солдат. Они не получают зарплат, их профессии не учат в институтах, а дело их — трудное.
Общее дело
О деятельности поисковых отрядов, многие годы работающих на полях битв Великой Отечественной, слышали, наверное, многие. Но далеко не все представляют себе масштаб проблемы незахороненных останков советских бойцов. Почти в каждом населенном пункте России можно увидеть обелиск памяти воинов Великой Отечественной. Эти памятники погибшим на фронтах землякам свидетельствуют о том, что павшим героям отданы последние почести. Среди них есть безымянные, но нет забытых. Однако прошло почти восемь десятков лет с тех пор, как сначала с запада на восток, а потом с востока на запад прокатилась по нашей стране война, и все равно есть еще сотни тысяч советских воинов, останки которых до сих пор лежат там, где застала их гибель.
В Евпатории проживает Оксана Мицурина — руководитель поискового отряда Крымской таможни «Наследие». Она рассказала, что в стране история поискового движения началась еще в начале 1950‑х годов с деятельности энтузиастов, которые проводили работы по розыску и установлению имен безвестных героев Великой Отечественной войны и перезахоронению их останков. В дальнейшем инициатива получила развитие как военно-патриотическое, культурно-историческое и благотворительное общественное движение в деле увековечения памяти павших защитников Отечества. Организованную форму оно получило позже, в 1988 году, на 1‑м Всесоюзном сборе представителей поисковых отрядов Советского Союза. Именно там было принято решение о создании Всесоюзного координационного Совета поисковых отрядов.
А вот история поискового отряда Крымской таможни «Наследие» началась совсем недавно — в июне 2020 года, он входит в состав поискового объединения «Крымский рубеж» ДОСААФ России. «Немало усилий и огромного труда в организацию слаженной работы отряда внес его командир и вдохновитель Игорь Владимирович Сальников — человек, который начал огромное дело с надеждой на успех и поддержку коллектива», — отметила Оксана. Сейчас она продолжает координировать работу поискового отряда, руководствуясь основными принципами и методами, заложенными предшественником.
Есть безымянные, но нет забытых
Казалось бы, что здесь такого — бросить клич, собрать людей, закинуть в багажник машины лопату, поисковый прибор и — вперед. Однако не все так просто. Каждый шаг в поисковой работе — кропотливый труд: поиск информации в архивах и музеях, изучение карт и рассказов очевидцев, участников событий, огромная работа с материалами на месте раскопок. Еще сложнее объединить вокруг себя людей, готовых не только помочь физически, но и поддержать в любых начинаниях, смотреть в одном направлении, жертвовать личным временем, материальными средствами и комфортом ради одной цели — найти тех, кого ищут.
«За период существования отряда Игорь Владимирович смог собрать совершенно разных людей, объединенных одной целью, горящих одной идеей, готовых идти за своим командиром ради выполнения одного дела — поиска Героев», — рассказала Оксана. За время поисковых работ командой «Наследия», совместно с другими поисковыми отрядами Крыма, Севастополя, Кубани, Татарстана, были подняты и перезахоронены останки около 140 бойцов, найдены родственники трех солдат и офицеров.
Кстати
21 апреля в Севастополе, в районе Мекензиевых высот, открыли «Вахту памяти», которая продлится до 6 мая. Ежегодно туда съезжаются поисковики из разных районов Крыма и регионов России. Несколько недель они проводят в поисках бойцов, навсегда оставшихся лежать в земле. Найденные останки поисковики передают для перезахоронения. Также специалисты будут работать с архивами, чтобы установить личности погибших и выяснить, остались ли у бойцов родственники.
«В 2020 году в наш отряд записалось много людей, тогда же состоялась первая «Вахта памяти» в городе Феодосии, работы проводились на Ак-монайских позициях», — вспоминает Оксана. В первой поездке сформировался костяк отряда «Наследие». «Это стало большим воодушевлением для нашей команды, пришло осознание того, зачем мы это делаем. Ведь можно бесконечно много рассказывать, как это правильно — возвращать бойцов к их родне, потому что очень многих ищут до сих пор и потому, что воин должен быть захоронен в определенном месте с определенными почестями. В первой поездке у нас сформировался отряд. Кто-то сразу понял, что такой труд не для него, но есть и те, кто остался. Сейчас у нас в команде всего 15 человек — это сотрудники Крымской таможни. Двое из Евпатории, остальные поисковики — из разных городов Крыма. В таком составе мы работаем уже третий год», — рассказала руководитель отряда.
В первый выезд команда поисковиков Крымской таможни вместе с другими единомышленниками нашла останки более 20‑ти советских солдат. Также было найдено два медальона — личных опознавательных знака (ЛОЗ), но прочесть их не удалось. Для каждого поисковика находка такого медальона — большая удача. Это эбонитовые футляры для хранения листочка с личными данными владельца. Обычно там содержатся фамилия, имя, отчество, год и место рождения, военкомат, в котором бойца призвали в армию, и информация о родственниках. «Мы даже находили ЛОЗ, в котором было написано: «Моей дорогой и любимой маме», — поделилась Оксана. Поэтому личный опознавательный знак — один из важнейших источников информации для поисковиков.
Однако такой артефакт необходимо не просто найти, но и прочитать. К сожалению, часто к моменту находки это не удается сделать из-за того, что внутрь медальонной капсулы успела просочиться вода, которая превратила бумажный вкладыш в кашу, или он просто сгнил. Для расшифровки испорченных записей и восстановления имени погибшего участникам поисковых отрядов и объединений приходится обращаться в бюро экспертизы, но и в таком случае может подстерегать неудача. Подавляющее большинство обнаруженных солдатских останков не удается идентифицировать, и их хоронят безымянными. «Очень часто футляр личного опознавательного знака бойца оказывается пустым. Многие солдаты верили в такую примету: заполнишь медальон — тебя обязательно убьют. Такие предрассудки и поверья были на фронте. Поэтому многие засыпали туда соль, клали спички, делали игольницу и использовали его под разные другие нужды», — рассказала руководитель.
В некоторых случаях имя солдата можно установить по сохранившимся личным вещам, так как обычно котелки, фляжки, ложки, расчески и другие предметы обихода подписывались их владельцами. Однако, по мнению поисковиков, любые подписанные предметы, которые они находят рядом с останками, не дают стопроцентной гарантии, что это именно тот человек. Вот, например, некий Петров мог воевать, но в бою погиб, а его именной котелок или ложку взял товарищ бойца — Иванов, которого и нашли через многие годы поисковики с вещами Петрова. Поэтому личный опознавательный знак — это единственная надежда опознать останки и узнать имя героя.
Патриотическое воспитание
Доброй традицией стал организованный для школьников выездной музей артефактов, найденных на местах боевой славы в Крыму в ходе поисковых работ. В экспозиции — оружие, каски, посуда. Все предметы поисковики разрешают подержать в руках и внимательно изучить. Совсем недавно такая выставка была организована в памятную для евпаторийцев дату, 13 апреля, в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. «Презентация такого музея — основная составляющая воспитательной работы, которую с большим успехом и вдохновением проводят мои коллеги — сотрудники поискового отряда Крымской таможни «Наследие» для молодого поколения», — рассказала Оксана. Однако ценные предметы — это всего лишь предметы. «Я горжусь всей коллективной работой нашего отряда. И в первую очередь тем, что мы поднимаем бойцов, находим их родственников, перезахораниваем солдат с определенными почестями, которых они заслуживают. Мы должны знать этих героев и помнить. Даже один солдат, чье имя станет известно, стоит большого и кропотливого труда. Поэтому обязательно нужно искать и находить. А что касается материальных ценностей, то мы, конечно, не растаскиваем их по пыльным полкам и не распродаем на вернисажах. У нас есть выездной музей, в который каждый может прийти бесплатно, а наши поисковики с удовольствием проведут экскурсию. Мы постоянно проводим открытые выставки, уроки мужества, показываем людям находки и привлекаем в поисковое движение», — поделилась Оксана Мицурина.
Главное — не навыки, а любовь к Родине
Поисковики — это люди, которые работают на чистом энтузиазме, объединенные одной идеей. У них нет разделений на статусы, возраст и профессии. Говорят, внутри отряда все равны. В этом деле навыки — не главное. Ведь в первую очередь важны желание, чувство долга перед защитниками Отечества и любовь к Родине, а все остальное нарабатывается с опытом. Поэтому присоединиться к команде поисковиков может каждый, у кого есть желание помогать. Это можно сделать, написав в группу отряда «Наследие» в соцсети «ВКонтакте»: vk.com/club201490394 (Военно-патриотический отряд «НАСЛЕДИЕ» Крымской таможни).
Анастасия ТАРИНСКАЯ. Фото предоставил поисковый отряд «Наследие» Крымской таможни.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 16(19566) от 28.04.2023 г.