Величие Антонины Булатовой

К 150летию гимназии имени Ильи Сельвинского

В романтизированном изложении евпаторийских революционных событий и собственной биографии Илья Сельвинский на финише жизни напишет: «…Октябрь сдул с России все рогатки, барьеры… Россия ста народов хлынула в революцию». «Хлынула» молодежь, «лишенная науки и искусства, отрезанная от военной, морской, железнодорожной и других профессий». Среди них — удивительная своей судьбой Антонина Булатова. Ее имя известно старым евпаторийцам.

Жаждущая знаний

Антонина Степановна Булатова (в девичестве Полякова) родилась 23 июня 1898 года в Красноярске, в городе, возникшем еще в первой трети XVII века как поселение сибирских казаков, целеустремленных, верных долгу и отечеству людей.

Она первый ребенок семьи рабочего одного из красноярских заводов Андрея Яковлевича Болотова и домохозяйки Веры Степановны Поляковой. На момент рождения брак родителей не был официально зарегистрирован, поэтому по дореволюционным законам ребенок получал отчество и фамилию матери. После регистрации брака фамилия изменилась, но отчество осталось прежним.

За участие в революции 1905 года Андрей Яковлевич был выслан с семьей из Красноярска на место своего рождения — в Пермский уезд Пермской губернии на Юго-­Камский завод — и до 1917 года находился под надзором полиции без права выезда. Четверо детей — три дочери и сын — были свидетелями явок ссыльного отца в полицию, тягот его несвободы, поэтому они формировались в идеологии большевизма и с жадной потребностью знаний. Так что становление личности и профессиональное самоопределение старшей дочери происходило в Пермском крае, на Урале.

К 16ти годам Антонина, окончив двухклассное училище в Юго-­Камске, а также городское высшее начальное училище в городе Оханске уже имела приличное образование. В 1914–1916 годах, продолжая образование в Оханске на педагогических курсах, безошибочно пришла к профессии — получила звание учительницы. И сразу — место в отделе народного образования бывшей земской управы города Оханска в качестве секретаря школьного отдела. Но канцелярской работе предпочла активное участие в ликвидации безграмотности. В 1919 году во время Партийной недели большевиков, работая учительницей в селе Уксянском Шадринского округа, вступила в ряды ВКП(б). Так оказалась на передовом участке просветительского фронта партии большевиков — в образовании.

С билетом члена ВКП(б) и свидетельством об окончании Оханских педагогических курсов отправилась выполнять партийное задание: учить детей начальной школы в селе Канаши Шадринского района, где и трудилась с 1919 по 1927 год учительницей и заведующей учебным заведением. Видная, активная, она была избрана секретарем сельской партийной ячейки, стала членом Канашинского сельсовета, отвечала за работу с женщинами — канашинскими кустарницами, членами артели Шадринского кустарно-­промыслового объединения. Село Канаши и этот высокий час культурной революции в России стали значимыми в судьбе Антонины. Здесь она вступила в первый брак с Н. С. Яковлевым и овдовела, здесь стала женой Василия Булатова, партийного работника, и родила сына.

В феврале 1926 года на одном из собраний женщин-­половичниц ковроткацкой артели Антонина предложила присутствующим обратиться к Надежде Крупской, чтобы та дала согласие на присвоение артели ее имени. Ткачихи ее горячо поддержали. Так что в современном селе Канаши Шадринского района Курганской области (бывшей Пермской губ.) до 2003 года функционировала ковроткацкая фабрика имени Н. К. Крупской, названная так с легкой руки Булатовой.

Учительница проводила большую работу по ликвидации неграмотности и малограмотности, принимала участие в работе комитета бедноты, была уважаема канашинскими женщинами — членами ковроткацкой артели. По-видимому, желая поощрить за это умную и пытливую учительницу, Шадринский окружком в 1927 году командировал Антонину Яковлеву в Москву на учебу в Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Поддержала и мама, Вера Степановна Полякова, взяв на себя заботу о воспитании внука Игоря на период учебы дочери в Москве.

Так Антонина Степановна Яковлева стала студенткой организационно-­инспекторского факультета столичного вуза. В период учебы однажды даже присутствовала на встрече женщин с Надеждой Крупской и Кларой Цеткин. Это запомнилось на всю жизнь. У нее потом брали интервью для журнала «Крестьянка», женщины писали ей благодарные письма и расспрашивали, как это было.

Конечно, образование Антонина получила замечательное. Это было очень добротное на тот час советское образование.

Образцовая школа

С педагогическими знаниями и с дипломом столичной академии А. С. Булатова по распределению оказалась руководителем педагогического техникума на станции Ленинск Омской железной дороги (1929–1930). Еще год преподавала политэкономию в Зооветинституте в Омске и два года — этот же предмет в Западно-­Сибирской высшей коммунистической сельскохозяйственной школе им.т. Эйхе Р. И. Там же, в городе Омске.

К 35 годам у Булатовой была любимая преподавательская работа в большом городе на родной земле, столичные связи, семья, двое детей. В первый день 1925 года, в период работы в селе Канаши, родился сын Игорь. 27 января 1932 года родилась дочь Тамара.

Болезнь сына — туберкулез кости тазобедренного сустава — перевернула-­перенаправила всю ее жизнь. В 1933 году семья переехала в Крым, в детскую здравницу — в Евпаторию. И, конечно, Антонина Степановна сразу устроилась на руководящую работу — директором старейшей школы Крыма, Евпаторийской средней школы № 1 имени Горького, преподавателем истории и Конституции СССР до 1941 года.

Десятилетие 1920–1930 годов было периодом глубокого реформирования образовательной системы города на основе большевистской идеологии, которое ослабило школу, бывшую дореволюционную мужскую гимназию. Приняв учебное заведение от И. П. Зеленева, новый директор положила два года жизни, чтобы в апреле 1935 года школа под ее руководством была утверждена Наркомпросом РСФСР как образцовая и с этим статусом внесена в титульный список образцовых школ страны.

Отмечали труд Булатовой и в городе. Например, в 1939 году городской совет Евпатории принял решение о вручении 1й средней школе как лучшей в городе переходящего красного знамени городского совета, а также о премировании отличников тысячью руб­лями от горсовета и еще 500 руб­лями за счет сметы народного образования. Директору за умелое руководство школой в 1938/1939 учебном году была объявлена благодарность. Вручение знамени и ценных подарков отличникам учебы провели 13 апреля 1939 года на торжественном заседании в городском театре.

Школой гордились ученики, ею гордились родители и город. В школу стали приезжать даже иностранные делегации. В 1934 году принимали, к примеру, французов. Это был лучший час Евпаторийской школы № 1 предвоенного времени.

Воин просветительского фронта

В августе 1941 года, до вхождения немецких частей в Евпаторию, Булатова с двумя детьми была эвакуирована в Уфу. По направлению железнодорожного отдела просвещения два года работала директором и преподавала историю в средней школе № 44 на станции Раевка Куйбышевской железной дороги, близ Уфы. Неожиданно 31 октября 1943го прямо в школу пришла правительственная телеграмма: ее отзывали в освобожденный Краснодар в распоряжение Наркомпроса Крымской АССР для подготовки к работе по восстановлению Крыма после оккупации.

13 апреля 1944 года в Евпаторию вошли части 2й Гвардейской армии 4го Украинского фронта, а следом вторым эшелоном — подготовленные в Краснодаре руководители жизнеобеспечивающих структур. Среди реэвакуированных коммунистов Евпатории — Антонина Булатова с семьей. Приказом № 1 от 18 апреля 1944 года она зафиксировала: «Приступила к своим обязанностям заведующей отделом народного образования Евпатории». Следующими приказами №№ 2 и 3 закрыла школы оккупационного периода и открыла пять советских школ. В городе немедленно организовали учет учителей, воспитателей и работников учреждений культуры, отправили запросы на возвращение педагогов из эвакуации. Выявляли детей, оставшихся без родителей, организовали учет всех городских потенциальных школьников.

19 апреля городу разрешили открыть советские школы — на следующий день в Евпатории возобновились занятия в учреждениях, функционировавших в период оккупации. Наркомпрос Крыма постановил завершить последнюю четверть, восполнив пробелы в знаниях, доучив с учениками то, что не проходили при оккупантах, заканчивая учебный год с каждым классом по мере прохождения учебного материала с 20 мая до 25 июля. Но самое трудное в первые месяцы восстановления мирной жизни — это открывать не функционировавшие во время вой­ны школы, набирать учителей, возвращать занятые школьные здания, формировать рациональную сеть. Шла последовательная непростая работа по переходу на мирные рельсы.

Летом 1944 года провели большую работу по определению ущерба, нанесенного немецко-­фашистскими захватчиками. Зафиксировали: ущерб составляет 9 миллионов руб­лей. В середине августа, в соответствии с приказом Наркомпроса Крыма, провели в IV, VII и X классах осенние проверочные испытания по основным предметам: русскому языку, арифметике, алгебре, геометрии и литературе.

В сентябре 1944/1945 учебного года в Евпатории открыли уже 15 школ, в которых за парты сели 5 765 учеников и 117 учителей стали за учительский стол. Не было учебников, не было тетрадей. Школьницы из плакатов нарезали по размеру школьной тетради листы, сшивали их иглой и разлиновывали страницы. Выполнять домашние задания по литературе старшеклассники бегали в читальный зал соседней Пушкинской библиотеки: не было, конечно, у евпаторийцев после вой­ны домашних библиотек. Еще очень острой была проблема освещения школьных зданий. С наступлением зимнего периода и отсутствием света школам-­семилеткам и средним школам разрешили сократить академический час до 40 минут, перемены — до 5 минут, большую перемену — до десяти.

В ведомство Антонины Степановны входили также учреждения культуры. Так что ее отдел укомплектовывал кадрами и открывал в 1944 году библиотеки, краеведческий музей, Дом культуры. Управление процессами послевоенного функционирования системы образования и просвещения полностью лежало на отделе Булатовой. С 17 мая 1944 года все сотрудники Народного комиссариата Крыма были переведены на казарменное положение. Соответственно и на местах работали в аналогичном режиме — на износ.

По состоянию здоровья 20 ноября 1948 года Крымский областной отдел народного образования освободил Булатову от обязанностей заведующей городским отделом Евпатории, но преподавание истории в родной школе сохранилось. А к новому учебному году, согласно приказу № 120 от 20 августа 1949 года, она вернулась директором и преподавателем истории средней школы № 3. Той самой, только под другим номером, которою она руководила до вой­ны. Одновременно до 1953 года была председателем городского комитета профсоюза учителей Евпатории.

Награды

1945 — за восстановление школ после немецкой оккупации г. Евпатории награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной вой­не 1941–1945 г.г.».

1945 — за организацию работы в детских учреждениях награждена медалью «За трудовую доблесть».

1948 — Министерство просвещения РСФСР отметило деятельность А. С. Булатовой значком «Отличник просвещения».

1949 — за отличную организацию работы школ г. Евпатории награждена медалью «За трудовое отличие».

1957 — за долголетний добросовестный труд награждена медалью «За трудовую доблесть».

 

Достойные наследники

В январе 1957 года Антонина Степановна ушла на пенсию. Час заслуженного отдыха настал. Можно было подводить итоги. Подумать о детях.

Особенно о сыне. Всесоюзная детская здравница Евпатория поставила его на ноги, подготовила к полноценной профессиональной жизни. Сам он гордился, что трудовую деятельность начал в октябре 1943 года учеником слесаря в Краснодаре и что сразу после освобождения Евпатории, куда семья вернулась в апреле 1944 года, работал инструктором городского комитета комсомола.

Именно в Евпатории ярче всего реализовались знания и умения сына Булатовой — Игоря Васильевича Булатова, выпускника физико-­математического факультета Крымского педагогического института

им. Фрунзе (1950–1956) и радиофизического факультета Горьковского университета (1962–1966). По первому образованию он учитель физики и математики, по второму — инженер-­радиотехник. Словно сознательно, он долго шел к школе, накапливая знания, трудясь то младшим научным сотрудником в лаборатории автоматики НИИ совнархоза в городе Горьком, то начальником лаборатории лазерной техники. Получил даже опыт работы учителя физики в нескольких школах России, чтобы 1 декабря 1969 года быть назначенным в Евпаторийскую среднюю школу № 10, где утвердился как блестящий учитель физики. В истории образования Евпатории Игорь Васильевич Булатов — один из самых талантливых и ярких преподавателей этого предмета, отдавший без малого 20 лет служению евпаторийским детям. Они выходили из школы с глубокими знаниями по физике и легко поступали в лучшие вузы страны.

Дочь Тамара росла и развивалась на крымской земле, в Евпатории. В 1949 году с медалью окончила среднюю женскую школу № 3, лучшую в городе, и сразу поступила в Московский Государственный институт международных отношений МИД СССР. Институт окончила с отличием по специальности «история международных отношений» с присвоением квалификации «историк-­международник» и направлением в аспирантуру. Так что к свидетельству о браке, зарегистрированном в марте 1954 года в Москве с Риамиром Измайловым, тоже евпаторийцем, окончившим Евпаторийскую мужскую среднюю школу № 10 и Харьковский авиационный институт, дочь Булатовой, как видим, присовокупила диплом МГИМО. Риамир впоследствии стал главным конструктором на различных предприятиях Министерства авиационной промышленности СССР. Тамара Васильевна и Риамир Адамович воспитывали трех дочерей, внучек Булатовой.

Антонина Степановна могла гордиться своими детьми.

Место проживания Булатовой в Евпатории — улица Дачная, 9а / улица Школьная, 6. Рядом с дорогой ее сердцу школой, где бывшего директора легко находили ученики разных лет, отмечая юбилеи своего выпуска.

Антонина Степановна Булатова умерла 6 февраля 1987 года в возрасте 88 лет, прожив последние годы в семье дочери в городе Жуковском Московской области. Урна с ее прахом захоронена в Евпатории на старом кладбище, расположенном по улице 51й Армии, 5, в секторе № 16.

Судьба Булатовой — олицетворение революционной эпохи XX века, эпохи советского строительства в России. Ее величие состояло в том, что определенная рождением быть «маленьким» человеком, она безоглядно участвовала в революционном созидании своей страны. Молодой большевичкой сражалась на Урале с безграмотностью, как формулировали идеологи Советов, на третьем фронте. Просветительском! Стала выдающимся руководителем Евпаторийской средней школы № 1, позже № 3. Талантливый организатор восстановления системы образования и просвещения в освобожденной Евпатории весной 1944 года и последующих послевоенных лет, она занимает значимое место в истории города. 23 июня 2023 года предстоит 125летие со дня рождения Антонины Булатовой, большого педагога, связанного профессиональной судьбой с историей города, с историей гимназии имени Ильи Сельвинского.

Людмила НИКИФОРОВА.

Фото предоставлено автором.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 3(19553) от 27.01.2023 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей