Вспоминают дети войны

«ЕЗ» продолжает цикл публикаций с историями тех, в чьих судьбах навсегда оставила отпечаток Великая Отечественная вой­на.
 
Жанна Алексеевна ФЕДОРОВА (Азарьева), 1938 года рождения, уроженка Евпатории:
 
«Родилась я в Евпатории 22 декабря 1938 года. По рассказам родителей, жизнь в Крыму была мирной и счастливой. Через год после меня родился братик. Как говорится, живите и радуйтесь — растите детей, трудитесь на благо людей. При этом мама моя стремилась быть полезной обществу, проявить свои способности. А в воспитании малышей ей помогала сестра. И надо же было так сложиться обстоятельствам, что летом 1941‑го года мамина сестра вместе с маленьким племянником — моим братишкой — отправилась погостить к родным на Украину. Маленький родственник из Крыма там всем пришелся по душе, нянчили его с удовольствием, кормили всякими вкусностями. Вот и договорились, что до осени поживет мой братик в гостеприимном украинском селе. А тетя возвратилась в Евпаторию одна. Кто же мог знать, что через несколько дней начнется Великая Отечественная вой­на! Маленький ребенок оказался оторванным от семьи на несколько мучительно тяжелых военных лет.
Конечно, я совершенно не помню довоенного времени, не помню и октября 1941‑го, когда отца призвали в армию и направили воевать в Севастополь. Там он был ранен в январе 1942 года, после чего попал в госпиталь, два года долечивался и учился ходить на костылях на Дальнем Востоке. Едва встав на ноги, весной 1944 года, будучи инвалидом, мой отец рванул из Уссурийска на Украину. Там разыскал четырехлетнего сына и вместе с ним возвратился домой — в Евпаторию, к нам с мамой.
В моей памяти всплывают лишь отрывочные эпизоды военного времени — уже после того, как началась оккупация. Мои ровесники не знали и не понимали, что раньше была другая жизнь — без гортанной немецкой речи, без выстрелов в закоулках старых кварталов, без развалин складов, где копошились голодные старики и дети. Нам не с чем было сравнивать свое настоящее. Поэтому мы безропотно довольствовались тем, что есть.
Поначалу мы даже не опасались немцев — наблюдали за ними издали, вот и все впечатления. Но после морского десанта, который высадился на евпаторийском берегу 5 января 1942 года и был зверски уничтожен фашистами, они начали лютовать. Взрослые старались оградить маленьких детей от любых контактов с немцами и румынами. Но однажды возле нашего проходного двора (а жили мы на улице Хозяйственной, 5) появился возбужденный немец, схватил меня за руку и на невнятном русском языке требовал отдать украденные у него часы. Я лишь молча смотрела на него широко открытыми глазами. В итоге выяснилось, что часы у немца тайком умыкнул румын и тут же, пытаясь замести следы, указал на меня, дескать, вот воровка. У немца хватило понимания, что у маленькой русской девочки самой природой не заложена способность взять чужое. Он меня отпустил. Но страх перед чужаками уже поселился в сознании.
По-настоящему ужас и страх я испытала после того, как стала невольным свидетелем последствий жуткой расправы фашистов с мужским населением города. Тетя моя жила в районе, где располагался санаторий имени 40‑летия Октября. И мы с мамой ходили туда пешком в вечернее время. Освещения на улицах, конечно, не было. Шли через сад имени Ленина, тогда он был огорожен забором. И вдруг мы натолкнулись на дерево. Слева на ветке висело бездыханное тело. Мы помчались от него в панике. Возле роддома наткнулись на второго повешенного, на улице Приморской — на третьего. Так расправлялись фашисты с мужчинами, устрашая всех горожан. Сочувствующих морякам-­десантникам также уничтожали. Так, мамин брат был расстрелян на Красной горке, бабушка периодически ходила туда, нашла там резиновую калошу, до конца своей жизни показывала ее всем родственникам, храня память о сыне.
Еще помню рассказ соседки о том, что после десанта раненые моряки, истекая кровью, прятались среди зарослей на берегу. Женщина отважилась приблизиться к берегу в надежде, что ей удастся тайком перебросить страдальцам куски белой простыни для перевязок. Однако немец грубо отогнал ее от кустов, пригрозив автоматом.
Среди плененных евпаторийцев оказался и муж моей тети. Его отправили в лагерь ­где-то под Саками. Обезумевшие от горя женщины — тетя и моя мама, прихватив с собой меня (не с кем было оставить), отправились пешком к этому лагерю. Понятно, что путь был изнурительный и безрезультатный. Возвращаться домой, да еще со мной на руках, уже не было никаких сил. Женщины буквально упали на дороге. Водитель ехавшей в сторону Евпатории немецкой санитарной машины пытался прогнать нас с проезжей части. Затем разрешил влезть внутрь машины, под железные походные настилы с матрацами (для перевозки раненых). Мы всю дорогу лежали на железном полу, в духоте и пыли под матрацами. На постель не положили даже ребенка. Побрезговали. Но хоть довезли…
Когда Евпаторию освободили, 13 апреля 1944 года, я уже осознанно радовалась, что вокруг не было фашистов. А вскоре случилось самое радостное событие в нашей семье. На станции Товарной мы с мамой и тетей встречали моего папочку и братика, добравшихся домой с освобожденной Украины. Отец с трудом ковылял на костылях. Мы с восторгом смотрели на него, настоящего героя. И я впервые осознанно вглядывалась в родные лица. И братик, конечно, тоже.
После долгожданной Победы жизнь постепенно наладилась. В 1946 году я пошла в школу. Для всех моих сверстников это была большая радость. Учились старательно. Гордились школьной формой, пионерским галстуком. После школы я окончила медицинское училище, профессию выбрала по призванию. Прежде всего хотела облегчить состояние инвалидов, таких как мой отец. Он ведь нашел в себе силы превозмочь болезни, трудился до конца жизни, никогда не падал духом. Вот и я следую его примеру. Работала медсестрой в Центральной курортной поликлинике, санатории «Ударник». Трудовой стаж у меня — 37 лет. А еще я всегда с удовольствием занималась общественной работой. Была членом городского комитета народного контроля. Активно участвовала в различных конкурсах, викторинах. Очень люблю нашу городскую газету «Евпаторийская здравница». С 2014 года регулярно участвовала и не раз побеждала в проводимых редакцией викторинах, награждена дипломами и ценными подарками.
И сегодня я стараюсь шагать в ногу со временем, несмотря на перенесенную болезнь. Превозмогать трудности мне помогает закалка военных лет, а также надежная поддержка дочери, внуков, трудовых коллективов, друзей и ветеранов города. Свои раздумья я облекла в стихотворную форму:
 
Мы все уйдем в далекий мир.
И Бог нас пригласит на пир.
На том пиру не будем есть и пить,
А будем о прошедшем говорить.
Я сделать многое хотела,
Но жизнь прошла — я не успела.
Всевышний принимает ежедневно.
Когда мой час придет —
желательно мгновенно.
А вы живите дружно, плодотворно,
Творите добрые дела проворно!
 
Спасибо любимой Евпатории. Желаю всем здоровья, светлых помыслов и благополучия».
 
Публикацию подготовила Нина ЩЕРБАКОВА, член президиума городского совета ветеранов.
Фото из личного архива Жанны Федоровой.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 39(19538) от 7.10.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей