«Кино» по-евпаторийски

На фасаде концертно-­спортивного комплекса «Спартак», где летом 1988 года выступала группа «Кино», установили мемориальную доску Виктору Цою. Открытие памятного знака приурочили к 32‑летию со дня гибели артиста.
 

«На стадионе Витька»
Инициаторами установки выступили трое евпаторийцев, которые около 30 лет назад подружились на почве увлечения музыкой группы «Кино»: предприниматель Геннадий Арутюнян, фотохудожник Андрей Перец и поэт Николай Столицын. В комментарии «ЕЗ» Арутюнян отметил, что церемония открытия памятного знака прошла при поддержке администрации Евпатории и гордского совета.
— Уверен, что он займет достойное место среди других аналогичных объектов, призванных хранить память о выдающихся людях и событиях, связанных с нашим городом, — подчеркнул евпаториец.
После церемонии открытия мемориальной доски на КСК «Спартак» состоялся концерт кавер-группы Chivas, исполнившей для публики русские рок-хиты, в том числе песни группы «Кино».
По словам Николая Столицына, сегодня нелишне напомнить подрастающему поколению о человеке, что «сделал нас настоящими, открытыми, честными, знающими, что любовь «стоит того, чтобы ждать».
— Да и если учредить в довесок к памятному знаку, например, фестиваль начинающих музыкантов, разве это не станет не просто памятью, но живою, работающею на современность?.. — считает он. — Чтобы мальчишки из 10‑х годов 21‑го века ударяли по струнам новейших гитар и горланили свои новые песни о вечном. На стадионе Витька. Того самого, который простыми, а, главное, точными, правильными словами описывал внутренний мир растущего человека, говорил о любви, жизни, совести.
Сегодня с улыбкой Столицын вспоминает, как в 1991‑м, будучи учеником выпускного класса, вместе с одноклассником (ныне полковником Воздушно-­космических сил РФ) расписывал стены сакральными фразами вроде «Цой жив!».
А ведь жив до сих пор. Да что там! Так и подмывает перефразировать великого Маяковского: Цой и теперь живее всех живых. Один из инициаторов установки памятного знака местный предприниматель Геннадий Арутюнян срывает с него покров, отходит в сторону — и начинается паломничество. Все — и пришедшие на церемонию, и прохожие — подходят к плите, достают смартфоны, делают селфи со звездой по имени Виктор, что взирает с мемориальной доски, просто фотографируют знак. Наблюдая за таким паломничеством, понимаешь, что «феномен Цоя» — это не просто фигура речи или досужий вымысел «киноманов». Это реальность.
Цой — источник вечной молодости, если угодно. Не той, о которой пел Сергей Чиграков в песне о школьном ансамбле. Молодости, которую мы проносим через жизнь, сохраняя способность удивляться и удивлять. Молодости как некой живинки, которая позволяет чувствовать то, что называют вкусом жизни. Нередко иные высоколобые эстеты склонны противопоставлять тексты Виктора Цоя и, к примеру, Ильи Кормильцева, навешивая на первого ярлык эдакого пэтэушника — малообразованного автора незатейливых песен. Надо ли объяснять, что подобное сравнение — не более чем игра в бисер, в которой, выражаясь словами того же Цоя, «игра не стоит свеч, а результат труда». Да и как тут не вспомнить рассказ музыканта Олега Сакмарова о знакомстве с Кормильцевым в 1987 году в Свердловске, когда во время застолья в привокзальном ресторане после концерта группы «Наутилус Помпилиус» «забавный человек вовсе не рок-н-ролльной внешности», забравшись на стул, вдруг запел, пародируя собственный текст: «Я хочу быть как Цой… И я буду как Цой!».


Колыбель «Малыша»
Вообще, в истории «Кино» Крым — место поистине знаковое. Группа «Гарин и гиперболоиды», позже названная «Кино», была создана в селе Морском под Судаком. Летом 1981 года трое друзей — Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский приехали туда из Ленинграда отдохнуть. По словам Рыбина, первый концерт музыканты дали на местной набережной. В 2011 году силами судакского рок-клуба в Морском установили памятник, посвященный 30‑летию образования группы. Он представляет собой скульптурное изображение устремленной грифом в небо гитары.
А в августе 1988‑го уже популярная группа «Кино» дала концерт на городошном стадионе евпаторийского концертно-­спортивного комплекса «Спартак». Чтобы понимать масштаб действа, важно вспомнить, что за почти полгода до этого на большой экран вышел культовый фильм Сергея Соловьева «Асса», в финальных сценах которого Цой пел о переменах, которых «требуют наши сердца». Более того, в том же 1988‑м всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила первый официальный релиз «Кино» — пластинку «Ночь» (притом что альбом был записан за три года до этого).


На том концерте первый и последний раз «Кино» выступила с малоизвестным еще в ту пору певцом, обладателем шикарного диапазона Сергеем Пенкиным. Тогда на территории концертно-­спортивного комплекса «Спартак» проходили сборные концерты молодых исполнителей. Многие их них на глазах становились звездами, в том числе Наталья Ветлицкая и Дмитрий Маликов. После одного из таких концертов артисты отправились в Ялту, а Пенкина уговорили остаться, чтобы выступить вместе с «Кино». По словам артиста, он не хотел выступать с рокерами, но Цой убедил его исполнить несколько песен, заверив, что подготовит публику к появлению столь яркого исполнителя. Ныне покойный барабанщик группы Георгий Гурьянов признавался, что именно Пенкину Цой посвятил шуточную песню «Малыш». Тем более что, по словам гитариста «Кино» Юрия Каспаряна, «малыш» было «словечко Пенкина». Сам Сергей Михайлович вспоминал, что Цой был человеком очень теплым и добрым, а девушка лидера «Кино» перед концертом в Евпатории помогала ему пришивать блестки к арабским штанам — атрибуту тогдашнего сценического образа.
Притчей во языцех среди евпаторийцев и гостей города стало снесенное в тот вечер зрителями ограждение, призванное ограничить допуск на стадион. И хотя тот был рассчитан на 250 сидячих мест и организаторы предусмотрели билеты на стоячие места, на желающих услышать и увидеть «Кино» в тот вечер их катастрофически не хватило. Не случайно спустя годы барабанщик «Кино» Георгий Гурьянов отмечал, что концерт в Евпатории был, пожалуй, «началом больших, стадионных выступлений» группы.
«Сражены наповал»
— А концерт действительно был крутым и знаковым, — вспоминает музыкант, лидер винтаж-­группы «Приморский бульвар» Артем Приписнов. — Туда я пришел с другом детства Костей Рогожниковым. Нас усадили на трибуну, но мы быстро поняли, что такой концерт нужно смотреть вблизи, и спешно перебрались к сцене. Далее ведущий объявил молодого вокалиста Сергея Пенкина. Спел он несколько песен. Во время исполнения «Санта Лючия» вдруг убрал микрофон от лица и затянул «живым голосом». Тут все поняли, что чувак «реально могет»… Наконец, на сцену вышли музыканты «Кино». С первых аккордов мы были сражены наповал. Это был первый серьезный рок-концерт, на который я попал в своей жизни, так что эмоции хлынули через край. Я не был фанатом «Кино», но был рокером, у меня была кассета с альбомом «Группа крови». Парни из Питера в черных рубашках с горящими стальными глазами по-особенному смотрели сквозь толпу и казались мне живыми полубогами. В тот момент они были для нас попросту квинтэссентом русского рока.
И если вначале концерта вблизи сцены было достаточно свободно, что зрители могли танцевать, размахивая руками, то со временем людей становилось все больше и больше.
— Билет стоил денег, которые мало у кого из неформалов были, и, скорее всего, организаторы сознательно впустили толпу, чтобы подогреть ажиотаж, стоячих мест ведь оставалось достаточно, — предполагает Приписнов. — В итоге началась давка. Когда концерт подходил к финалу, понял, что лучше ­как-то выбираться из толпы. А когда выбрался, увидел, что на моей рубашке не осталось ни одной пуговицы.
Дождавшийся вместе с папой-­меломаном окончания концерта будущий строитель Дмитрий Жаворонков на всю жизнь запомнил улыбающегося Цоя с букетом цветов.
— После этого концерта я, десятилетний пацан, начал слушать русский рок, — признается он. — На него меня повел отец, который очень любил рок-музыку и следил за ее развитием. Мне запомнился момент, когда у Юрия Каспаряна порвалась струна. И пока он ее менял, Цой решил спеть песню под акустику. Он сел на корточки с гитарой прямо напротив меня, которого отец усадил с краю сцены.
Директор концертно-­спортивного комплекса «Спартак» Станислав Рудич вспоминает, как во время концерта разгоряченные зрители тревожили артистов через открытые в импровизированных гримерках окна.
— В двух помещениях на трибунах, на уровне верхних рядов, находились комнаты, в которых перед концертом разместились артисты, — рассказывает он. — А поскольку стояла летняя жара, окна были нараспашку. И наиболее смелые, скажем так, зрители, заглядывая в них, то и дело спрашивали у артистов, нет ли чего выпить.
Когда же зрители смели ограждение, руководство стадиона и организаторы концерта открыли калитку, выходившую на улицу Горького, и на стадион беспрепятственно хлынули толпы людей.
По словам Рудича, за прошедшие годы он не раз становился свидетелем того, как разные люди с детьми ли, внуками, друзьями или знакомыми подходили к забору комплекса и рассказывали тем о легендарном евпаторийском концерте «Кино».

Василий АКУЛОВ.
Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 32(19531) от 19.08.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей