Вспоминают дети войны

«ЕЗ» продолжает цикл публикаций с историями тех, в чьих судьбах навсегда оставила отпечаток Великая Отечественная вой­на.


Взорванное детство

Мерьем АБДУРАИМОВА, 1936 года рождения, уроженка Евпатории:

«До войны наша семья проживала на окраине города, по улице Больничной, 26. Уклад жизни был традиционный: дом, сад, корова… Взрослые почитали за счастье трудиться изо дня в день, радоваться общим достижениям, праздникам в кругу родных, друзей и соседей. Все изменилось летом 1941-го: помню отчетливо, что мужчин призывали на фронт, а женщины часто плакали. Время оккупации вспоминается строгими запретами родителей покидать пределы двора. Детей приучали не бегать, не шалить, не затевать шумные игры. Страх витал вокруг вплоть до весны 1944-го.

Но вот, наконец, наступили долгожданные для всех горожан дни, когда советские части изгнали фашистских оккупантов из Евпатории. Детвора, чувствуя общую радость, свободно гоняла по окрестностям. Я с подружкой Музие Мамбедалиевой 24 апреля, через десять дней после освобождения города, поспешила порезвиться на пустыре за трикотажной фабрикой. Там и нашли мы немецкую мину. Приняв железку за игрушку, брат Музие ударил по ней камнем. Прогремел взрыв страшной силы. Мальчик погиб на месте. Меня и подружку отбросило, оглушило. Подоспевший из казармы солдат быстро доставил нас в больницу. Теряя сознание, я сохранила в памяти образ женщины-врача, которая закатывала рукав белого халата — она готовилась к прямому переливанию крови.

Полгода вели медики борьбу за мою жизнь и здоровье. К сожалению, правой ножки я лишилась. Последовало несколько операций, борьба с гангреной… Своей спасительницей считаю хирурга Тамару Сергеевну Лукашову. Вот такими должны быть настоящие врачи! Они не спрашивают, есть ли у пациентов деньги, какой они национальности. Просто спасают. Дарят счастье жить! Выхаживали нас с подружкой и медсестры, и санитарки Дуся и Надя.

Однако одновременно нагрянула еще одна беда — депортация нашего народа из Крыма. Моих родителей и старших сестер погрузили в машины и отправили в Узбекистан. А я и Музие остались в госпитале. Мы очень горевали. Персонал как мог подкармливал выздоравливающих, прятал, когда спецкомиссия намеревалась препроводить сирот в детдом. Доктор Лукашова сделала все возможное, чтобы оформить документы и отправить меня и мою подружку к родным в Джамбульский район Самаркандской области. Там моя семья жила в далеком кишлаке, очень бедствовала. В школу я пошла на костылях. Когда подросла и окрепла, сделали протез. Однако боли мучат по сей день. С годами тяжело стало передвигаться даже по квартире…

Моя жизнь постепенно вошла в мирную колею. Окончила школу, финансовый техникум, стала бухгалтером. Вышла замуж, родила и воспитала сына и дочь. Конечно, при первой возможности возвратилась в родной город. А здесь, как говорится, люди добрые похлопотали о присвоении мне и Музие статуса инвалидов Великой Отечественной вой­ны.

Спасибо нынешнему руководству Крыма и города за внимание к землякам старшего поколения. А председателю Евпаторийской городской ветеранской организации Александру Елисееву (бывшему военному комиссару Евпатории), а также членам инициативной группы президиума городского совета ветеранов во главе с Марией Марченко низкий поклон за большое благородное дело по сбережению памяти о патриотизме и преданной любви к Родине евпаторийцев — детей войны».


«За все судьбу благодарю…»

Валентина Павловна ДАРЗИНСКАЯ (СЕРГЕЕВА), 1941 года рождения, уроженка Евпатории:

«Представьте себе обычную молодую семью в предвоенный 1939-й год. Он — пекарь, она — медсестра. Мирно живут и трудятся в курортном городке, любовно пестуя годовалую дочку. И вдруг неожиданно дочь умирает — во время эпидемии холеры… Пережив тяжелое потрясение, мои родители через два года обрели новую надежду на семейное счастье — появилась на свет я, их второй желанный ребенок.

Мне не исполнилось и месяца, когда началась Великая Отечественная война. И вновь чувства любви и верности моих родителей подверглись испытаниям на прочность. Имея бронь, они вместе вызвались на военную службу. И отправились к месту назначения, на Кавказ, всей семьей. Мне еще и полугода не было. Ежедневно отправляясь в воинскую часть вслед за отцом, мама оставляла меня под присмотром знакомой женщины. И однажды я, тыкаясь в халат няни в поисках материнской груди, наткнулась глазом на острую иглу. Результат — грубый шрам на роговице глаза на всю жизнь, бельмо и ослабленное зрение.

Следующее место дислокации воинской части, где продолжилась служба родителей, — Средняя Азия. Там в то время свирепствовала малярия, и я, конечно, надолго и тяжело заболела. Добавился стойкий испуг от постоянных бомбежек. Меня при звуках стрельбы или взрывов начинало трясти и подбрасывать на кровати, резко поднималась температура. Жили в тесноте. Каждая женщина с ребенком занимала угол в комнате. Дети разного возраста оставались одни, пока мамы были на работе. Был случай, когда пятилетняя девочка погибла предположительно от яда змеи, чей выводок питался из наших тарелок.

Когда воинскую часть, где служили родители, перевели в Подмосковье, мне было около трех лет. Я была истощена до состояния полной дистрофии, ходить еще не могла. Со стороны некоторым казалось, что я не жилец на этом свете. Однако за меня взялась местная бабуля. После сеанса ее лечения я беспробудно проспала целые сутки, а после пробуждения впервые за много дней попросила поесть. Однако есть было нечего… Дочь хозяина дома тайком давала для меня одну картофелину в день.

Шел уже четвертый год войны, когда воинскую часть перебросили в Белоруссию. Папа туда отправился один — мама не могла осилить тяжелый переезд с больным ребенком. А в 1945 году отец прямиком возвратился в освобожденную от фашистов Евпаторию, в свою воинскую часть. Вскоре и мама вместе со мною прибыла, наконец, домой.

Помню Победное 9 мая. Папа, придя со службы, сообщил, что объявлена капитуляция Германии. Мне было непонятно, почему все так шумно обрадовались и тут же заплакали. А когда повсюду зазвучало радостное: «Победа!», «Победа!», до меня дошло, что война кончилась, и скоро сбудется моя долгожданная мечта — мы поедем в гости к бабушке, в Ленинград!

Отец мой, Павел Николаевич Сергеев в то время был очень бледный и очень-очень худой. Сразу после войны рентгеновский снимок выявил у него закальцинированный очаг туберкулеза. Однако он еще прослужил некоторое время сверхсрочником, постепенно окреп. А после демобилизации вернулся на хлебозавод, к своей мирной профессии. Долгие годы он настойчиво овладевал знаниями, приобретал бесценный опыт хлебопека. Был мастером, заведующим цехом, заведующим лабораторией, главным инженером и, наконец, стал директором предприятия. Я была свидетелем того, как после каждого внедрения новой технологии отец приходил домой с горящими глазами и взахлеб рассказывал о тестомесильных машинах, транспортерах, строительстве хлебозавода № 2… Он тогда был счастлив и радовался как ребенок.

И мама моя Татьяна Матвеевна, под стать мужу, трудилась всегда с полной отдачей, с любовью к людям. Как опытную медсестру ее помнят и в детской горбольнице, и в детской поликлинике, откуда она ушла на пенсию. И повсюду она активно участвовала в общественной жизни: постоянно была членом местного комитета профсоюза, избиралась депутатом горсовета (в течение двух созывов).

По примеру мамы я тоже пошла в медицину. Сразу после окончания школы устроилась санитаркой в горбольницу. Там посчастливилось трудиться рядом с замечательными врачебными специалистами Станчо и Кальфа. А затем, выучившись в Симферополе на медсестру, я 40 лет оздоравливала детей в санатории «Смена». Воспитанная на примере своих родителей, я всегда была в гуще общественных дел: возглавляла комсомольскую организацию, в профком избиралась, в спортивных соревнованиях побеждала. В художественной самодеятельности и городских творческих конкурсах участвовала в течение 15 лет. Награждена значком «Отличник здравоохранения СССР», медалью как безвозмездный донор. С мужем мы вырастили двух прекрасных дочерей.

Всеми своими достижениями я горжусь и благодарю судьбу, которая распорядилась мудро: в детстве, омраченном страшной войной, дала шанс превозмочь лишения и страдания, а в мирной жизни подарила счастье быть полезной Отчизне, малой родине Евпатории и любимой семье. Желаю процветания нашему российскому Крыму, здоровья и мира дорогим землякам».

Письма к публикации подготовила Нина ЩЕРБАКОВА, член президиума городского совета ветеранов.Фото из личных архивов героев.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 24(19523) от 25.06.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей