Ольга Соболева: «Школа задает человеку направление для работы над собой»

В интервью «ЕЗ» директор евпаторийской общеобразовательной школы № 15 Ольга СОБОЛЕВА рассказала о том, почему важно уважать педагогический труд, чем хороши миллениалы и каким должен быть идеальный школьный учитель.


«Выбор был очевиден»

— Как вы пришли в педагогику? Чем был обусловлен профессиональный выбор?

— Многим педагогическая деятельность представляется монотонной, она может отпугивать кажущейся рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленностью и неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя — неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям» — так назвал одну из своих книг Василий Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть моей педагогической деятельности, которая стала для меня призванием. Для меня выбор профессии был очевиден: я росла в семье, где образцом такого человека была моя мама. И именно она научила меня осознанно определять перспективы профессионального роста и выполнения жизненных задач.

— Не обидно ли, что в руководящей должности вы, грубо говоря, в большей степени заняты официальными бумагами, нежели собственно преподавательской деятельностью?

— Меня не пугает бумажная рутина. Как мать троих детей я знаю, что от этих бумаг порою зависят судьбы моих детей, коллег, родителей и поэтому сущность моей работы — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других».

— Правда, что от директора в школе зависит все? Или ­все-таки преподаватели и завучи правят бал?

— Думаю, да. Директор, работающий на результат, стремится обеспечивать качество реализуемых школой образовательных программ, вовлекает учителей в создание педагогической концепции школы, организует работу сотрудников по изучению, отбору и внедрению современных педагогических практик, методов оценивания. В результате такой деятельности у каждого ученика повышаются шансы на успех. Эффективность школы чаще всего связывают именно с работой ее директора по обеспечению качественного образования, индикаторами которого являются высокие баллы выпускников основной и средней школы и победы учащихся в различных олимпиадах. Понятно, что эти результаты зависят от постоянной тщательной работы директора по созданию условий для развития профессионального мастерства учителей и сотрудников школы и, конечно же, от слаженной работы его команды.

— Действительно, необходимо пройти большую школу жизни, прежде чем рискнуть занять такой ответственный и трудоемкий пост?

— Полагаю, что прежде, чем рискнуть занять ответственный и трудоемкий пост, необходимо обязательно иметь достаточно высокий профессиональный уровень подготовки. Именно профессионализм, требовательность, высокое чувство ответственности, интеллигентность, преданность делу помогут снискать заслуженное уважение, авторитет. «В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам», — так говорил Бернард Шоу. Поэтому, думаю, не обязательно иметь большую жизненную школу.


«Воспитание — задача семьи»

— В последнее время от родителей школьников, особенно учащихся средних и старших классов, нередко звучат критические замечания по поводу системы общего образования в современной России. В качестве идеала нередко приводят советскую систему общего образования, указывая, в частности, на то, что она была ориентирована прежде всего на воспитание личности, а не оказание неких образовательных услуг.

— Замечания по поводу системы общего образования и воспитания в России звучали во все времена, только может это было не так открыто. Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами. Советская система обладала как неоспоримыми преимуществами, так и серьезными недостатками. В числе положительных моментов — окончательная ликвидация безграмотности и обеспечение всеобщего среднего образования, мировое лидерство в сфере высшего технического образования, в естественных и точных науках, ключевая роль образования в обеспечении индустриализации, победы в Великой Отечественной вой­не и научно-­технических достижений в послевоенный период. Кроме того, высокий престиж и уважение к профессии учителя, высокий уровень мотивации педагогов и учащихся, высокий уровень развития спортивного образования, широкое поощрение спортивной деятельности, упор на техническое образование, который позволял эффективно решать многие важнейшие для советского государства задачи. Среди отрицательных моментов — отставание от Запада в сфере гуманитарного образования ввиду негативного влияния идеологии и внешнеполитической ситуации (особенно сильно досталось преподаванию истории, экономики и иностранных языков), чрезмерная унификация и централизация школьного и в меньшей степени вузовского образования вкупе с его малыми контактами с внешним миром. Это привело к потере множества успешных дореволюционных практик и нарастающему отставанию от зарубежной науки по ряду направлений. Художественное образование страдало от цензуры и высокой заидеологизированности, а также от препятствий для освоения зарубежных методик. Одно из важнейших следствий этого — упадок дизайна, архитектуры и градостроительства в позднем СССР. Частичная вина системы образования в деградации семейных ценностей и в общем падении нравов в поздний период СССР, что привело к негативным тенденциям в развитии демографии и общественных отношений. Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, что в итоге привело к неспособности общества эффективно противостоять манипуляциям в ходе информационной вой­ны. То есть в своем гуманитарном аспекте советская система образования в конечном счете не помогла решить ключевые задачи по сохранению и укреплению государства в мирный период. Что, впрочем, не отменяет наличия множества достижений Советского Союза в области гуманитарных наук и искусства.

— Старорежимные россияне зачастую норовят обвинить миллениаллов и идущие за ними поколения в отсутствии элементарной грамотности, будь то правописание или знание дат и персон из отечественной истории. На самом деле, все так плохо?

— У поколения миллениаллов, которое в юном возрасте характеризует прежде всего глубокая вовлеченность в цифровые технологии, есть как никогда большой выбор профессий и вариантов карьерного развития. Они хорошо образованы, достаточно разносторонние и амбициозные. Миллениалы уже активно меняют мир. Молодые люди, которые выросли с гаджетами и социальными медиа, хотят эффективных офисов, быстрых повышений и не готовы к стандартным правилам и иерархиям. Не думаю, что это плохо. В то же время, считаю, прошлое, которое является основой, не следует забывать. Ведь без прошлого не было бы и настоящего.

— Насколько велика роль семьи в воспитании нынешнего школьника? Кто должен учить ребенка добру, этике, нормам поведения в обществе: дом или школа?

— Сегодня остро встает вопрос о роли и функциях семьи в воспитании школьников. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребенка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребенка. Семья — это основное, а школа задает направление каждому человеку для работы над собой. У семьи, я считаю, главная задача — воспитание, оно должно быть только в семье, и семья является основной опорой для каждого из детей. А как иначе? Мы со своими радостями и горестями куда идем? К своим маме, папе: делимся невзгодами и ­чем-то хорошим, совета просим, как поступить в той или иной ситуации. Ведь редко кто из учеников идет к своему учителю, классному руководителю, хотя и такое бывает, конечно же. Для ребенка, какой бы он ни был, отец и мать — всегда авторитеты, они всегда готовы идти ему навстречу и помогать.


«Подобное создается подобным»

— В этом учебном году на базе именно 15й школы провели общегородскую олимпиаду по истории династии Романовых, соорганизаторами мероприятия выступила местная общественная организация монархического толка вместе с Симферопольской и Крымской епархией УПЦ МП. Насколько типичны такие мероприятия для вашего образовательного учреждения?

— Мы проводим большое количество мероприятий, связанных с развитием патриотического воспитания. Наша школа постоянно развивается. Проводить подобные мероприятия мы планируем на постоянной основе.

— С какими результатами школа встречает окончание учебного года?

— Высокое профессиональное мастерство педагогов и их творческий потенциал позволили получить достойное качество успеваемости обучающихся школы. Учащиеся имеют высокие индивидуальные достижения на всероссийских олимпиадах разных уровней, а также в области культуры и спорта. Наши дети активно занимаются в школьных кружках, секциях и объединениях.

— В постсоветское время, особенно в 90х, престиж учительского труда был существенно подорван, чтобы не сказать нивелирован. С тех пор труд учителя обрел былой престиж?

— Учительство — особая категория. На нем ответственность за будущие поколения, а значит, и за будущее страны. Без уважения к учительской профессии нельзя воспитать и уважение к стране, в которой мы живем. Поэтому так важно, чтобы каждый педагог ощущал свою значимость, внимание государства, признание в обществе.

— Вам как директору школы какие нужны учителя?

— Знающие свой предмет и способные заинтересовать им учеников, умеющие разумно сочетать требовательность и уважение к обучающимся, стремящиеся к новациям в обучении.

— Ваш идеальный учитель, каков он?

— Существует философский принцип: подобное создается подобным, то есть нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание — знанием, мастерство — мастерством. Учитель должен быть примером во всем:

Учить, как требует душа:
доступно, просто, без нотаций!
Чтить каждого, ребенка, как творца —
творца чудес, открытий, инноваций!

Беседовал Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото из архива Ольги СОБОЛЕВОЙ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 20(19519) от 27.05.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей