«Смотрела в воду и считала «бульбочки»…»

В Евпатории презентовали книгу воспоминаний уроженца нашего города, протодиакона Бориса Пузанова «Я помню рейд и помню корабли…» (18+). До эмиграции в 1920 году Борис Ильич служил следователем 2го Евпаторийского следственного участка Симферопольского окружного суда, был членом Особой следственной комиссии при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков. В издании впервые опубликовано свидетельство евпаторийца о расследовании так называемых «Варфоломеевских ночей», устроенных большевиками в январе 1918 года в Евпатории.


Без суда и следствия

Приведенные в мемуарной книге показания Бориса Пузанова о зверствах большевиков до 1945 года хранились в Русском заграничном историческом архиве в Праге. А с 1945-го, когда их вывезли в Советский Союз, и до недавнего времени — в секретных фондах. Машинописную рукопись воспоминаний следователя и протодиакона нашел живущий в Америке писатель Кирилл Финкельштейн (чьи предки, кстати, жили в Евпатории). Он и оказал редактору-­составителю издания Виктории Струниной неоценимую помощь в подготовке и комментировании.

Питая живой интерес к истории русской эмиграции, Финкельштейн обнаружил рукопись воспоминаний Пузанова в Бахметьевском архиве русской и восточноевропейской истории и культуры Отдела редких книг и рукописей Колумбийского университета. В работе над книгой, одобренной советом Крымского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, объединились специалисты из четырех стран — России, США, Франции и Бельгии. Издание воспоминаний Бориса Пузанова следует считать важной вехой в деле восстановления и защиты исторической правды, сохранения культурного наследия России.

Как известно, местные большевики и высадившийся в Евпатории десант севастопольских матросов и портовых рабочих учинили бессудные кровавые расправы. Их жертвами стали сотни, по замечанию Пузанова, «ни в чем не повинных людей». Злодеяния эти описаны в нескольких источниках, однако воспоминаний современников, непосредственных свидетелей евпаторийских «Варфоломеевских ночей», сохранилось не так много.

По словам мемуариста, прибыв в Евпаторию, матросы с соучастниками «врывались во все дома, обыскивали квартиры на дачах и в городе». Потом арестованных отводили в свой временный штаб на пристани Русского общества пароходства и торговли, откуда затем на катерах «перевозили на свои пароходы в трюм». «Ночью матросы творили «суд», и, как это выяснилось на следствии, заключался он в следующем, — вспоминает Пузанов. — На пароходе были образованы две комиссии: ту, что определяла «степень буржуазности», возглавляла Антонина Немич, а другую, определявшую «степень контрреволюционности», возглавляла Варвара Немич — дочери бывшего царского урядника Евпаторийского уезда.

Жертву обычно выводили из трюма на палубу […] и живьем сбрасывали в море. В это время Антонина Немич, стоя у борта парохода, смотрела в воду и считала «бульбочки» — тот воздух, который со дна морского выпускала жертва. Так протекал «суд» над несчастными арестованными. Продолжался он три ночи, и за это время, как выяснилось в ходе следствия, было утоплено около семисот человек».

Таким образом, по замечанию крымских историков Александра и Вячеслава Зарубиных, полуостров открыл позорную красную страницу террора гражданской вой­ны. Примечательно, что о чудовищных крымских событиях начала 1918 года с содроганием писала небольшевистская пресса России, голос возмущения подняли такие авторитеты, как Максим Горький и Иван Бунин.


«От этого никуда не деться»

Настоятель храма Святого Илии протоиерей Георгий Куницын признался, что книгу воспоминаний прочитал за один вечер.

— В ней открываются для нас те страницы истории, о которых мы не знали, о которых в школе нам не рассказывали, — отметил он. — Наверное, то, что сегодня происходит с нами, с нашей страной, нашим народом, имеет корни в том времени и отталкивается от событий, которые в том числе происходили на нашей земле. Сталкиваясь с трагическими событиями истории, мы задаем себе вопрос: а почему это с нами происходит, в чем причина, где корни? Такая летопись истории тех времен дает нам на них свой ответ. Не просто для того, чтобы мы узнали, а чтобы ­что-то изменили в своей жизни, попытались ­чего-то избежать. Повторение подобных трагедий — это большое зло, которого мы ни в коем в случае не должны никогда допустить.

Отец Георгий подчеркнул, что, хотя расследование злодеяний большевиков в Евпатории в 1918 году было проведено (свидетельством тому служат 16 томов материалов, собранные Борисом Пузановым), завершено оно, увы, не было.

— Конечно, каждый из тех, кто творил здесь кровавое беззаконие, мучил жестоко людей, перед Богом в ответе, и судьбы их незавидны, — считает священник. — Однако на земле время подводит к человеческому, юридическому суду, который должен установить все эти беззакония и определить имена чинивших их негодяев. Хотелось бы, чтобы ­что-то изменилось в нашей жизни, в нашем сознании, и улицы, названные именами перечисленных в книге преступников, убийц, чья вина доказана, были переименованы и названы именами их жертв — достойных людей, которые много полезного сделали для развития города.

Писатель, заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Крыма Евгений Никифоров признался, что, как ни прискорбно сознавать, но сегодня среди его знакомых есть люди, которые утверждают, что никакого красного террора не было.

— Хотя если взять книгу Сергея Мельгунова «Красный террор в России», то, наверное, несколько страниц, посвященных Евпатории, — самые страшные в ней, — с горечью заметил он. — Никакие домыслы, никакие конъюнктурные соображения, никакие политические экивоки ничего не могут сделать перед документом. А книга воспоминаний протодиакона Бориса Пузанова — это документ. Такой была наша история, от этого нам никуда не деться, с этим страшным опытом за плечами нам жить.

Справка «ЕЗ»

Борис Пузанов (1882–1972) — по материнской линии внук евпаторийского купца I гильдии, соледобытчика, получившего потомственное почетное гражданство, греческого консула Евстафия Хрисонопуло. Последний известен установкой в 1862 году креста над памятником храбрым защитникам Веры, Царя и Отечества, павшим 5 февраля 1855 года во время штурма Евпатории в период Крымской вой­ны.

Выпускник Евпаторийской прогимназии, Пузанов по окончании мужской гимназии в Симферополе в 1902 году поступил на математический факультет Императорского Харьковского университета. Год спустя перевелся на юридический факультет. Работал в окружных судах Одессы (1909–1914) и Симферополя (1914–1918). Будучи судебным следователем, оказался очевидцем массовых убийств, учиненных большевиками в период с 15 января по 10 апреля. «Побуждаемый чувством гражданского долга, будучи в то время единственным в Евпатории следователем, решил, не выжидая предписаний суда, приступить к следствию по этому делу», — рассказал он в мемуарах «Моя жизнь». С 1920 года — в эмиграции. С 1966 года — протодиакон собора святителя Николая Чудотворца в Ницце. Там же в 1972 году скончался и обрел последний приют на русском кладбище Кокад.

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото автора и из книги «Я помню рейд и помню корабли…» Воспоминания протодиакона Бориса Пузанова».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 12(19511) от 01.04.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей