В Крымском государственном ТЮЗе премьера: в ближайшее воскресенье, 28 ноября, артисты театра порадуют зрителей сценическим воплощением классической комедии «Трактирщица» гениального итальянского драматурга Карло Гольдони. О том, чем помимо отмечаемой в следующем году юбилейной даты, 315‑летия со дня рождения драматурга, был обусловлен выбор произведения, «ЕЗ» рассказал режиссер спектакля, художественный руководитель Крымского ТЮЗа Андрей ПЕРМЯКОВ.
— После выпущенных в этом году сложнейших психологических спектаклей «Евпаторийский десант» и «Письма Богу» захотелось похулиганить, — с достойной подлинного художника откровенностью признается автор нового, уже третьего, сценического воплощения «Трактирщицы» на сцене театра. До него здесь комедию ставили дважды. Впервые — еще в советское время — его отец, один из основателей международного детского центра-комплекса «Золотой ключик» Олег Пермяков. Второй раз бессмертный материал итальянского мастера привлек внимание Бориса Завальнюка, блистательного художника, известного не только своим ярким театральным амплуа.
— Во втором спектакле я начинал репетировать маркиза Форлипополи, но обстоятельства сложились так, что эту роль сыграл сам Борис Михайлович, — вспоминает Пермяков. — И сделал это блистательно. И вот пришел мой черед. Сначала было подумал перенести действие в наше время, в Евпаторию, где так много хозяек и гостиниц, однако вовремя одумался.
Режиссер рассказывает, что создавал произведение о взаимоотношениях мужчины и женщины.
— Наверное, немного оно и про феминизм, про то, насколько много места есть у женщины в мире мужчин, мы косвенно затрагиваем эту тему, — поясняет Пермяков. — В спектакле задействованы шесть мужчин и одна девушка (на ее роль введены две актрисы). Причем перед премьерой ребята до последнего не будут знать, какая из актрис будет с ними играть. Поэтому артистка будет гримироваться и готовиться к спектаклю в зеленом зале. Для чего мы это делаем? Такая интрига призвана стать своего рода перчинкой для внутреннего ощущения. Я как режиссер всегда люблю выходить из зоны комфорта, либо выбирая жанр, в котором ни я как постановщик, ни артисты ранее не работали, либо пытаясь пересмотреть акценты в том или ином произведении, причем бережно, с максимальным уважением к автору.
Пермяков отметил, что из 68 страниц текста комедии оставил 24, чтобы произведение было лаконичным, легким и понятным современному зрителю.
— Наш спектакль про «театр в театре», — признался он. — Это попытка поискать новые интонации, иные смыслы, трансформировать некоторых героев. Сценическое пространство решено изначально как актерская гримерка. И это мужская гримерка, в которой вдруг появляется одна-единственная женщина. А дальше следуют сплошные вопросы. Есть ли ей место в мире мужчин? Как не сойти с ума и выбрать кого-то одного? Что делать, если все пошло не так? На глазах у зрителя наша гримерка превратится в трактир, а хорошо известные крымской публике артисты ТЮЗа — в героев комедии Гольдони. Но, чтобы зритель не расслаблялся, мы то и дело будем возвращаться в гримерку, а затем снова отправляться во Флоренцию XVIII века. Это путешествие во времени, эта напыщенная «театральность» будут эклектично соседствовать с простыми и понятными интонациями дня сегодняшнего, красноречиво говоря об одном: и сейчас, как тогда, мы, мужчины, готовы сойти с ума от любви, мы можем быть и романтичными, и смешными, и достойными, и нелепыми.
Кстати
Комедия «Трактирщица», написанная Гольдони в 1753 году, повествует о приключениях Мирандолины — привлекательной и умной молодой женщины, которая унаследовала от своего отца гостиницу во Флоренции и управляет ею при поддержке официанта Фабрицио. Пьеса неоднократно ставилась в российских театрах. Сюжет комедии лег в основу либретто нескольких опер, а также балета «Мирандолина» советского композитора Сергея Василенко. «Трактирщицу» не раз экранизировали и в Италии, и в СССР. Среди наиболее известных работ — фильмы «Трактирщина» Александра Белинского, «Хозяйка гостиницы» Паоло Кавара с Адриано Челентано в одной из главных ролей и «Миранда» Тинто Брасса.
Режиссер рассказал, что зрители, которые придут на премьеру спектакля, переступая порог театра, будут символически заселяться в гостиницу главной героини спектакля Мирандолины.
— Они будут получать условные ключики с биркой, — пояснил Пермяков. — Для них в фойе театра будет играть струнный квартет. В самом спектакле, кстати, будет звучать и итальянская музыка, и итальянский язык.
Директор Крымского государственного театра юного зрителя, председатель комитета горсовета Евпатории по вопросам социальной политики, образования, культуры и спорта Нина Пермякова рассказала «ЕЗ», что главную задачу ТЮЗа видит в том, чтобы туда приходили зрители — родители и дети, которые бы под впечатлением от увиденных спектаклей уже дома могли обсуждать различные театральные темы.
— Около тридцати процентов наших спектаклей ориентированы на зрителя категории «16+», — уточнила руководитель учреждения. — ТЮЗ, несмотря на название, это театр не только для собственно юных ребят, но и для самой разной в возрастном плане аудитории.
Комментируя предстоящую премьеру «Трактирщицы», директор театра напомнила, что спектакль считается режиссерским — таким, где режиссер имеет возможность показать свой замысел.
— Мы живем в XXI веке, и если бы мы ставили классические спектакли так, как ставились они в 50–60‑е годы прошлого столетия, это, наверное, не всем было бы понятно, — полагает она. — Есть возможность современным взглядом посмотреть на эту пьесу и воплотить ее на сцене нашего театра. Это эксперимент. А я всегда за эксперимент, творчество и поиск. Этим, наверное, и отличается наш театр.
Справка «ЕЗ»
Карло Гольдони (1707–1793) — итальянский драматург. Родился в интеллигентной венецианской семье. С ранних лет полюбил театр. Четырнадцатилетним юношей убежал из Римини, где обучался философии, после чего одно время разъезжал с труппой бродячих актеров. Спустя четыре года Гольдони выгнали из училища в Павии за то, что он написал сатирическую пьесу, в которой высмеял своих учителей. В итоге молодой человек получил-таки степень доктора и в 1732 году стал дипломированным адвокатом. В 1738 году написал пьесу «Momolo cortesan», которую можно считать началом его деятельности на поприще драматургии. В 1748 году стал присяжным драматургом труппы Медебака.
Создавший более полутора сотен пьес, Гольдони реформировал современный ему театр, наполнив устаревшую комедию масок (la commedia dell’arte) новым содержанием и изменив ее сценическую технику. На русский язык, увы, переведены менее десяти процентов драматических произведений театрального гения.
Произведения Гольдони неоднократно ставились на театральных подмостках в Советском Союзе, а по телевидению показывали «Трактирщицу» и «Слугу двух господ», причем большую известность последняя получила как телевизионная музыкальная комедия «Труффальдино из Бергамо».
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото автора и пресс-службы Крымского государственного ТЮЗа.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 46(19494) от 26.11.2021 г.