«У каждого ребенка есть безграничные возможности»

В Евпатории завершил работу онлайн-проект «Азбука общения». В течение девяти месяцев его участники — родители, воспитывающие детей-инвалидов, — получали психологическую и информационную поддержку. «Азбука общения» проходила на базе региональной общественной организации «Крымское общество родителей детей-инвалидов «Подари надежду». Итоги, наработки и дальнейшую судьбу пилотного проекта в Евпатории обсудили на встрече в формате гостиной при свечах.


Своя азбука

Программу «Азбука общения» еще до пандемии написала педагог центра «Подари надежду», специалист методики Монтессори Ольга Матюшко. Изначально проект задумывался как кружок для более старших детей, которые посещают центр. Название, по сути, подходит ко всем занятиям в «Подари надежду», ведь с каждым особенным ребенком специалисты общаются по-разному, подбирая для каждого свою азбуку для построения диалога. Такой подход помогает договориться, найти общий язык, чтобы ребенок принял информацию и лучше ее усвоил. Как вспоминает председатель организации Ирина Жовнер, когда началась пандемия, было принято решение немного видоизменить уже существующую программу и перевести ее в онлайн-­формат. Так и появился столь необходимый многим проект «Азбука общения». На этом этапе к его реализации подключилась действующий психолог центра Наталья Стиславская. «Азбука общения» — пилотный проект, причем не только для организации «Подари надежду», но и для Евпатории. Подобных инициатив существует очень много — все они реализуются в разных форматах и имеют разное внутреннее содержание. Здесь же для себя «Азбуку общения» увидели именно так: сделали акцент на помощи родителям «особят», чтобы дать им поддержку в период всеобщей самоизоляции.

Ирина Жовнер отмечает, что ОО «Подари надежду» уже более десяти лет и за время существования проекта она как бессменный руководитель встречалась со многими людьми, видела примеры организаций, которые работают в некоммерческой сфере социального обслуживания. «Мне всегда хотелось любой хороший опыт применить и в нашем центре. Я видела, как подобные проекты работают в других городах и какую пользу они приносят. Понятно, что мы со специалистами прописывали онлайн-­проект «Азбука общения», опираясь на собственный опыт и предлагаемые условия нашего социума. И сейчас могу точно сказать, что мы за эти девять месяцев сделали выводы и обязательно проведем работу над недочетами. Сейчас мы видим результат проекта: мамы «особят» кардинально поменяли свое отношение к жизни и процессам воспитания собственных детей, можно сказать, стали более осознанными», — говорит Ирина Владимировна.


78 часов работы с психологом

«Для онлайн-­конференций была выбрана пятница, — рассказывает психолог проекта Наталья Стиславская. — Потому что выходные всегда помогают нам переосмыслить полученную информацию. Каждого, кто дошел до конца проекта, я считаю героем, ведь работать с психологом очень сложно. А работать регулярно на протяжении девяти месяцев — сложно вдвойне». В первые месяцы после старта «Азбуки общения» были свои трудности: участникам было необходимо «разблокировать» свою голову и эмоции, научиться слушать, слышать, запоминать главную мысль, да еще и вести при этом диалог. И все это в темах, которые затрагивали самые потаенные струны души.

«Я понимала, что в течение этого периода начинать нужно было с малых вопросов, и мы говорили о наших детях, — вспоминает психолог. — Одна из участниц проекта на первых онлайн-­семинарах задала вопрос: «Я очень устала, где взять силы, чтобы продолжать жить дальше и не скатиться в агрессию?» Потом одна из наших тем звучала так: «Ленивые игры для уставших родителей». Необходимо было сформировать честный запрос на проблему, получить ответ и проработать его головой. А потом применить ее к себе, к семье и своим детям в повседневной жизни».

Из месяца в месяц обговаривались вопросы, которые будоражили внутренний покой. Вопросы, которые давали знания. «Иногда как психолог я выступала в роли провокатора, — говорит Наталья Стиславская. — Местами я умышленно задавала некомфортные вопросы: «Посмотрите, с кем вы живете? А кто ваши мужья? Посмотрите, почему вы все тянете на себе и не делите полномочия?» Цель была одна — запустить механизм формирования новых привычек. Это был личный опыт для участников проекта: как они воспринимали эту информацию, как применяли или не применяли ее. Я замечала, как участницы начали меняться внешне, как блестели их глаза».


Правильная позиция

Постоянная работа над собой — дело сложное. В ритм онлайн-проекта «Азбука общения» удалось влиться не всем участникам. Были и те, кто, к сожалению, сошел с дистанции на разных этапах. Кто-то был не готов, были и те, кто перерос проект, а также недооценил или неправильно понял его. Как отмечает Ирина Жовнер, «Азбука общения» была пилотным проектом, поэтому специалисты не ставили перед собой задачи «во что бы то ни стало довести участника до финиша». Акцент был сделан на осознанность и свободу.

Каждому «Азбука общения» дала ­что-то свое. «Для меня это был первый проект, где я долго и длительно работала — девять месяцев. Это была уже системная работа, которая давала мне новый опыт. Меня проект научил онлайн-дружбе и потребности в общении с людьми, — рассказывает психолог Наталья Стиславская. — Он дал мне новое представление о том, что люди с общими интересами и потребностями смогут объединиться, используя для этого любой формат общения. Каждую пятницу, после занятия, когда мы уже прощались, всегда хотелось поговорить еще! Да, были в лекциях моменты, когда было скучно, я их улавливала. Скучно, непонятно, сложно, неинтересно. Но я счастлива, что благодаря этому проекту появилась новая группа мам, которые сегодня уже смотрят на себя, на собственную семью и на собственных детей другими глазами. Пока я работаю в центре «Подари надежду» с вашими детьми, я не могу видеть, как мы ограничиваем возможности наших детей. И я точно знаю, что если мы, взрослые, выберем правильную позицию по отношению к собственным детям, то все получится. У каждого ребенка есть свои безграничные возможности. Все дети могут многое. Чтобы они взяли от жизни по максимуму, мы должны понимать, что им дать. И это нужно давать системно. Просто нужно помнить, что в наших силах помочь детям стать другими. Да, возможности у всех ребят разные. Но они все понимают. И если они нас слышат и дают обратную связь, считайте, что все можно сделать».

Основной акцент в проекте «Азбука общения» был сделан на работу с психологом. Также организаторы подготовили познавательный видеоконтент — программы «Движение для здоровья» и «Кухня с историей». Их основной задачей было объединить родителей и детей за единым занятием, ведь совместные дела лучше всего налаживают общение. Видеоуроки были доступны к просмотру каждую неделю. Кроме того, к завершению реализации инициативы был подготовлен онлайн-­концерт из номеров, в которых главными звездочками стали ребята с ограниченными возможностями. Так что пользу от пилотного онлайн-­проекта «Азбука общения» ощутили все: и родители, и дети.


А вот что говорят об «Азбуке общения» сами женщины, принявшие участие в онлайн-­проекте:

Екатерина Ж., помощник психолога в проекте:

«Считаю, что этот проект был неожиданным для многих, но не менее эффективным, чем прошлые проекты центра «Подари надежду». Здесь постоянно ощущалась семейная атмосфера, благодаря которой мы больше узнавали друг друга и каждый потихоньку раскрывался. Надеюсь, что теперь мы сможем так же общаться и дальше».

Татьяна С., участница проекта:

«Хотела бы поблагодарить Ирину Владимировну Жовнер за прекрасный проект, а Наталью Геннадьевну Стиславскую — за замечательную работу на протяжении всех этих месяцев. Несмотря на то, что с психологом работать тяжело (я знаю это на собственном опыте), вы первый психолог в моей жизни, с которым приятно не только работать, но и общаться. Прошлый год для меня был очень тяжелым: болел мой сын Миша, было много операций, у меня тоже были серьезные проблемы со здоровьем, и я понимала, что мне очень нужна помощь. Я одна, и поддержки ждать было не от кого. Поэтому с большим удовольствием я пришла в «Азбуку общения» и очень рада, что стала ее участницей».

Эрмине Х., участница проекта:

«Честно говоря, я не знала, куда иду. Меня в проект просто

пригласили, и я рада, что согласилась. Благодаря этому я встала на правильный путь общения со своим сыном. Я начала давать ему больше самостоятельности и поняла, что он — часть общества и ему просто необходимо самостоятельно формировать привычки, а не жить моими указаниями. На личных консультациях с психологом мы часто говорили о моем перфекционизме: мне нужно, чтобы все было сделано идеально. И я гналась за этим, а в итоге сама себя растратила. Но мое представление об идеальном доме, воспитании, внешнем виде не совпадало с представлениями моего сына. Я поздно дала ему самостоятельность, нужно было делать это раньше. Всегда думала, что мой ребенок не справится один, а сейчас вижу, что многое он должен и может делать сам. К тому же сын стал более спокойным».

Наталья Б., участница проекта:

«Когда только начался проект, мне было тяжело открываться другим и ­что-то говорить или обсуждать. Хотя я уже достаточно взрослый человек, но иногда возникают ситуации, где чувствуешь себя беспомощным и не знаешь, к кому с этим обратиться. Уже не пойдешь к маме, как в детстве, — не хочется ее расстраивать. К мужу — тоже, ведь ситуация происходит в семье, ее нужно ­как-то решить. Вот именно «Азбука общения» давала решения и ответы, ведь на общих консультациях мы могли обсуждать любые вопросы. Также хочу отметить очень удобный формат проекта: если не было возможности присутствовать онлайн, всегда можно было посмотреть запись. И еще огромная благодарность за личные консультации. Такая поддержка очень важна в жизни».

Эльвира Ш., участница проекта:

«Для меня этот проект уже через несколько лекций и несколько часов общения начал давать видимые результаты. Во-первых, появилось время, который я могу уделить не семье, а себе и своим вопросам. Радовало, что в онлайн-­беседке были такие же мамы с похожими запросами, — это очень объединяло. Теперь можно чаще встречаться с участницами и в реальной жизни, обсуждать уже другие темы. Благодаря проекту мне удалось восстановить взаимопонимание с мужем. Это личная победа для меня!»

Екатерина КОЛЕСНИК, режиссер и участница «Азбуки общения».

Фото из архива РОО «Крымское общество родителей детей-­инвалидов «Подари надежду».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 31(19479) от 13.08.2021 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей