В интервью «ЕЗ» известный в Евпатории волонтер, секретарь первичного отделения партии «Единая Россия» №103 Анна Батманова рассказала о том, как неравнодушие позволяет оставаться человеком, почему важно помогать друг другу в тяжелых жизненных обстоятельствах и зачем евпаторийским супермаркетам «корзины добра».
— Анна, как вы считаете, волонтерами становятся или рождаются?
— Наверное, нужно родиться неравнодушным человеком, как это произошло в моем случае. Может быть, кто-то после определенных жизненных обстоятельств приходит к этому. Однозначно ответить на этот вопрос, думаю, нельзя.
— Вероятно, немалую роль в формировании вас как неравнодушного человека сыграло воспитание?
— Да, у меня и бабушка, и мама — неравнодушные к другим людям, их горю. Есть возможность — поможем, нет — значит, нет. Но хотя бы чем-то, как мне кажется, всегда можно помочь.
— В прошлом году вам и вашим единомышленникам нередко приходилось это самое неравнодушие проявлять — в особенности, когда в Крыму ввели жесткие ограничения из-за коронавируса.
— Было очень много разной работы. Например, машины с продуктами разгружали, затем эти продукты фасовали и оказывали адресную помощь, выезжая к человеку, когда он непосредственно обращался к нам с соответствующей просьбой. Принимали телефонные звонки: звонили люди, которым было очень тяжело морально справиться с этой ситуацией, и они не понимали, что к чему. Разумеется, мы не профессиональные психологи, но словом пытались их поддержать. При необходимости ездили за лекарствами (когда у людей не было денег на препараты, привлекали помощь местных депутатов), выгуливали домашних животных. Оказывали помощь многодетным, неполным семьям. Даже батарейки собирали. Люди не знали, как с ними быть, у кого-то ртутный термометр, бывало, разбился. Как известно, в общий мусор ни то, ни другое выбрасывать нельзя. В прошлом году в рамках проекта «Чистая страна» активисты молодежной организации «Молодая Гвардия» провели акцию «Батарейка, сдавайся». Ее главной целью стало привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды и формирование экологической культуры у евпаторийцев.
Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Теперь представьте, какую пользу природе принесла наша акция, во время которой активистам удалось собрать свыше 150 килограммов опасных отходов! В ходе реализации проекта «Народный контроль» в 2020 году волонтеры из нашего центра неоднократно проводили мониторинг наличия лекарств и средств индивидуальной защиты в аптеках. Основное внимание уделялось ценовой политике и наличию медицинских изделий повышенного спроса (антисептиков для рук, медицинских масок и перчаток, термометров) и лекарственных препаратов (таких как «Коронавир», «Парацетамол», «Ингавирин», «Гриппферон»). Информацию о результатах мониторинга передавали в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
В общем, занимались решением задач, которые нам определяла начальник волонтерского штаба, исполнительный секретарь городской организации нашей партии Анжела Гриценко. Она обрабатывала звонки, к утру каждого дня уже были распределены работы. Если в течение дня возникали еще неотложные дела, занимались и ими.

— Был случай, который запомнился вам, врезался, что называется, в сердце?
— Адресную помощь мы оказывали по спискам, которые предоставляли социальные службы. В них были люди, состоящие на учете в этих службах: в основном, инвалиды и одинокие старики. Приехали по одному адресу в частный сектор. Мой напарник вышел, стучит в калитку — никто не открывает. А за калиткой лает собака. Спрашиваю его: «Мы точно знаем, что там кто-то есть?» Попытались соседей спросить, но ни с одной, ни с другой стороны от дома никого не нашли. По нашим сведениям, там должна была жить одинокая бабушка, инвалид-колясочник. В итоге напарник перелез через забор, несмотря на лающую собаку, и мы нашли эту старушку лежащей на полу в кухне. На столе стояла тарелка с макаронами, уже, разумеется, холодными. Мы ее подняли и спрашиваем: «К вам соцработник приходит?» Как поняли с ее слов, очень редко. Она рассказала, что дети ее — на Украине, муж умер, живет одна. Спросили, как питается. Оказалось, соседи еду приносят, «вот вчера утром принесли» — выходит, мы приехали к ней на вторые сутки, уже после полудня. И неизвестно, сколько она пролежала так, ела — не ела… Мы позвонили в социальную службу, попросили почаще приходить к подопечной. Оставили продуктовый набор, записали номер ее мобильного телефона — она умеет только принимать звонки. В общем, взяли шефство над этой бабушкой.
— Большое дело сделали, несомненно.
— И еще был один случай: проблема, которую, казалось бы, давно можно было решить. В общежитии на улице Конституции не работает лифт, а там проживает немало людей с ограниченными физическими возможностями, многодетных мам, стариков. Мы, когда приехали туда в рамках оказания адресной помощи, недоумевали, почему одна бабушка к нам долго спускалась с шестого этажа. Мы созвонились с ней до этого, и она сказала, что сама выйдет к нам. Оказалось, пожилой человек с палочкой был вынужден спускаться по ступенькам. Мы для решения проблемы обратились к местному депутату. И, как я понимаю, в перспективе там все будет хорошо: установка нового лифта включена в соответствующий план.
— Благодаря вашему неравнодушию.
— Мы оказываем людям помощь, а они делятся с нами своими проблемами. Мы в свою очередь об этих проблемах рассказываем исполнительному секретарю городской организации нашей партии, а она уже связывается и с депутатами, и с представителями городской администрации. И те уже как могут, так и помогают решить ту или иную проблему.
— Страх заразиться коронавирусом как-то препятствовал тому, чтобы оказываемая вашими единомышленниками помощь была полноценной?
— Нет. Мы вообще не боялись и, по правде говоря, относились не очень серьезно к угрозе заражения. Позже, когда стали умирать то там, то там люди, а некоторые не сумели вызвать врача, потому что доктора были чрезвычайно загружены, наши волонтеры на своих машинах и врачей возили, и привозили медикам горячее питание — например, в санаторий «Прибой», где развернули ковидный госпиталь. Понимая, что есть потенциально нуждающиеся в помощи люди, которые редко смотрят телевизор и не пользуются интернетом (а именно там мы распространяли нашу контактную информацию), волонтеры прямо у подъездов расклеивали объявления с контактами центра.
— С тех пор число звонков с просьбами о помощи снизилось?
— Люди звонят, но, правда, редко. Однако мы не сидим сложа руки. Так, в День святого Николая в конце прошлого года поздравили ребят-инвалидов и ребят из многодетных семей — воспитанников школы-сада № 17. Я была в роли Снегурочки, а еще один волонтер играл Деда Мороза. Затем еще детям из евпаторийских многодетных семей у нас в штабе вручили новогодние подарки.
— В прошлом году, в горячий, так сказать, период, вам, пожалуй, приходилось трудиться сутками?
— Бессонные ночи наверняка были у нашего исполнительного секретаря Анжелы Гриценко. Вся координаторская работа лежала на ней. Мы старались оставлять людям личные номера, потому что телефон в штабе не замолкал.
— Как-то один из волонтеров поведал вашему покорному слуге историю о том, как продуктовый пакет они привезли к шикарному трехэтажному дому, где, судя по всему, проживали весьма обеспеченные люди. Когда по телефону волонтеры спросили у предполагаемого получателя помощи, спустится ли кто к ним, тот велел оставить пакет у соседей — мол, те передадут. В вашей практике таких курьезов не случалось?
— Мы, напротив, встречали благополучных людей, внесенных в списки получателей адресной помощи, которые просили нас отдать продуктовый набор, допустим, соседям. Однажды таким соседом оказался одинокий человек, которого не оказалось в списках.
— Что ж, совестливые люди.
— Бывало и так, что нам попросту не открывали дверь. Вероятно, из-за боязни заразиться. Некоторые просто наотрез отказывались принимать продуктовый набор. Зато среди тех, кому действительно помощь была нужна, очень многие плакали, приговаривая, что не верят в то, что кому-то нужны. Кто-то спрашивал, не должен ли он заплатить за продуктовый набор. Мы тут же пояснили, что ни в коем случае. Была ситуация, когда старушка, поблагодарив за продукты, попросила привезти ей молочка, добавив, что не пила его давно. Поехали, купили, привезли.
— В моральном плане тяжело было изо дня в день на фоне колоссальной физической нагрузки пропускать через себя непростые чужие эмоции?
— Да, очень тяжело. Самое интересное, что многие у меня спрашивали: «А оно тебе надо? Что тебе платят за это?» А я спрашивала их, зачем так ставить вопрос, и просила представить, что, не дай бог, они сами оказались в сложной жизненной ситуации, будучи, например, одиноким инвалидом или пожилым больным человеком. Мало ли как в жизни бывает — сегодня мы радуемся, не зная, что с нами завтра может случиться. И вот вы, старый и больной, остаетесь один, и человек проходит мимо вас, приговаривая: «А оно мне надо?» Если бы у нас все друг друга поддерживали, не проходили мимо, то мы и жили бы по-другому. Например, что мешает организовать в супермаркетах, в магазинах Евпатории «корзины добра»? Ведь просрочку всю, как известно, выбрасывают в мусор, где ее потом подбирают нуждающиеся горожане. Полагаю, люди с определенным достатком, предприниматели, могли бы организовать в магазинах полки, куда можно было бы выставить товар по сниженной цене: крупы, например, масло растительное, хлебушек, сахар, чай. А можно и бесплатно что-то предложить нуждающимся, хотя бы раз в год проводить такую акцию.
Беседовал Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото из архива Анны Батмановой.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 7(19455) от 26.02.2021 г.