Трамвайный прорыв

Новые вагоны встанут на рельсы до конца года

В конце прошлого года был подписан контракт на поставку 27 современных трамвайных вагонов в Евпаторию. В ходе встречи главы администрации Евпатории Романа Тихончука и коммерческого директора АО «Уральский завод транспортного машиностроения» Алексея Серкова прошла завершающая стадия процедуры подписания документа. О том, в чем суть этого контракта, как проходили этапы его согласования и что ждет евпаторийский трамвай в ближайшем будущем, «ЕЗ» рассказал депутат Евпаторийского городского совета, директор МУП «Трамвайное управление имени И.А. Пятецкого» Михаил КЛЕЩЁНОК.

— Михаил Владимирович, для того чтобы подписание контракта стало возможным, была проделана серьезная работа. Расскажите обо всех этапах, предшествовавших заключению документа.

— Прежде всего стоит отметить, что ситуация с выделением средств на приобретение трамваев для Евпатории уникальна как для Крыма в частности, так и для всей России вообще. Всеми участниками процесса проведена колоссальная работа, и то, чего нам удалось добиться, — ​огромная удача, практически чудо.

Изначально после возвращения Крыма в Россию поднимался вопрос о ликвидации трамвайного управления как нерентабельного, неперспективного и убыточного предприятия. На защиту трамвая встали городской совет, общественные организации, профсоюз и обычные жители. Проведено множество совещаний, общественных слушаний и мероприятий на различных уровнях администрации, советов и республики. В итоге нам удалось доказать, что трамвайное движение в Евпатории нужно не только сохранить, но и развивать. Не последними аргументами в пользу сохранения евпаторийского трамвая стали его экологичность и уникальность для Крыма. Ведь все знают, что Евпатория — единственный город на полуострове, где еще сохранился этот вид транспорта.

С 2015 года я лично посетил множество российских заводов, которые выпускают трамвайную технику. Организовывались круглые столы с участием производителей трамваев, представителей Министерства транспорта РК и Совета министров Крыма.

В октябре 2019 года в Евпаторию прибыл трамвайный вагон для получения заключения государственной межведомственной комиссии и прохождения опытной эксплуатации. В результате получен сертификат соответствия — ​это значит, что появилась возможность серийного выпуска вагонов для нашего города. И, как результат, для выполнения этой задачи был определен завод-изготовитель — ​АО «Уралтрансмаш».

В марте 2020 года проведена презентация опытного образца трамвайного вагона АО «Уралтрансмаш» модели 71—411. Были приглашены глава Республики Крым Сергей Аксенов и представители общественности. Все сошлись во мнении, что обновление подвижного состава в Евпатории необходимо.

27 ноября прошлого года между правительством Крыма и концерном «Уралвагонзавод» было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве, в рамках которого из бюджета города Москвы были выделены средства на приобретение трамвайной техники для Евпатории. Сумма контракта — ​1 миллиард 350 миллионов рублей. Следующий этап — ​заключение комитета конкурентной политики РК и распоряжение Сомина Крыма в рамках полномочий главы республики. Был определен единый поставщик трамвайной техники АО «Уралтрансмаш», установлены лимиты, и денежные средства доведены до муниципалитета.

После подтверждения поступления денег на приобретение трамваев Евпатория могла заключить муниципальный контракт на поставку трамвайной техники. Что и было сделано в преддверии Нового года. А на прошлой неделе состоялись важная встреча руководителей, последние консультации и согласования, обмен документами со всеми подписями и мокрыми печатями.

— Контракт ведь подразумевает поставку не только трамваев, но и дополнительного оборудования?

— Верно. Помимо 27 трамваев двух видов мы получим также оборудование для безаварийной эксплуатации электротранспорта. В частности, к нам приедут семь единиц четырехосных частично низкопольных вагонов челночного типа (они имеют четыре оси, то есть четыре пары колес, в середине вагона пол находится практически вровень с землей, спереди и сзади имеются ступеньки, этот тип трамваев оборудован двумя кабинами. — Ред.) и двадцать единиц четырехосных частично низкопольных однонаправленных вагонов (с одной кабиной). Помимо этого предприятие получит четырехточечный подъемник для трамваев, пресс с давлением до 600 тонн для сборки колесных пар, токарные станки, индукционные печи и прочее оборудование, инструменты для обслуживания нового подвижного состава.

— Когда именно к нам приедут новые трамваи?

— Контрактом определены сроки до 30 ноября 2021 года. То есть в течение года мы должны получить все 27 трамваев.

Каждый из них по приезде в Евпаторию пройдет пусконаладочные работы (окончательную сборку), после чего мы обязаны будем провести обкатку транспорта. Это значит, что каждый вагон должен будет проехать не менее 50 километров без пассажиров. Согласно требованиям ГОСТа, этого достаточно для проверки работоспособности техники и выявления неисправных узлов и агрегатов, если таковые имеются. Трамваи, успешно прошедшие все эти подготовительные этапы, будут постепенно вводиться в эксплуатацию и заменять имеющийся подвижной состав.

— Чем новые трамваи отличаются от старых?

— Прежде всего, новые трамваи более комфортны, оборудованы системой кондиционирования, современным электронным оборудованием, они удобны для маломобильных категорий граждан. Да что там говорить, они даже ездят намного тише, что имеет значение для горожан, живущих рядом с трамвайной линией.

И что немаловажно, современные вагоны до 40 процентов экономичнее наших старых, которые были выпущены 30 и 60 лет назад. И это — ​только в плане энергопотребления. А ведь и ремонт устаревшей техники с каждым годом становится все более дорогим удовольствием. У нас сейчас на ходу трамваи производства ГДР и Чехословакии. Стоит ли говорить, что заводы, которые их выпускали, давно не работают? Ведь уже и стран-то этих много лет как нет. Значит, в случае поломки каких-либо деталей замену им найти просто негде. Нам приходится отправлять заявки, чтобы заводы изготовили для нас по индивидуальным чертежам необходимые детали по спецзаказу. В итоге это и по времени очень долго, и по деньгам недешево. А с каждым годом ремонт порядком изношенному транспорту требуется все чаще и чаще.

— Повлияют ли эти перемены на то, какой общественный транспорт станут выбирать евпаторийцы?

— Трамваи станут более удобным и комфортным видом транспорта, а главное — ​достаточно быстрым. Полная замена подвижного состава позволит сократить интервал ожидания, обеспечить стабильность работы электротранспорта. Выбирая между душным автобусом и удобным просторным вагоном с кондиционером, многие станут отдавать предпочтение последнему. Это, конечно, в том случае, если маршруты совпадают.

— После выхода информации о приобретении 27 новых трамваев горожане стали задавать вопросы, насколько разумно ставить новые вагоны на старые рельсы. Когда будет проведена реконструкция трамвайной сети?

— Это очень правильный вопрос и вполне справедливое замечание. Действительно, изношенные трамвайные пути не самым лучшим образом влияют на работу даже самых современных вагонов. Руководство республики и города это понимает, поэтому сейчас ведется активная работа в данном направлении. В частности, реконструкция трамвайных путей включена в федеральную целевую программу. На настоящий момент уже разработана проектно-сметная документация, и она проходит согласование в профильных министерствах для дальнейшего прохождения государственной экспертизы.

— Понятно, что как руководитель предприятия вы очень остро переживаете проблемы и успехи трамвайного управления. А какую оценку предстоящим переменам вы можете дать в качестве депутата Евпаторийского городского совета?

— Еще раз подчеркну: приобретение новых трамваев для Евпатории — ​это уникальное событие в масштабах всей России, еще один шаг на пути к становлению Евпатории как всероссийской детской здравницы и приведению городского электротранспорта, который является экологичным и не загрязняет воздух, к общероссийским и общемировым стандартам. Сами посудите: в 2014 году идет речь о возможной ликвидации предприятия, а в 2020-м заключается договор на полную замену подвижного состава. Это ли не успех для всего города? И ведь никто не задумывается, какой непростой путь был пройден между этими двумя событиями, какая колоссальная работа проделана, сколько совещаний проведено, сколько экспертиз пройдено. Город смог доказать, что трамвай — ​это неотъемлемая часть и визитная карточка Евпатории, социальная, историческая и культурная составляющая, что его нужно не только сохранить, но и развивать.

Кстати, в ноябре на очередной сессии Евпаторийского городского совета была утверждена Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым до 2035 года. В документе четко обозначены приоритеты в пользу развития в городе трамвая как чистого, экологического, комфортного, удобного и практически не зависящего от интенсивности автомобильного движения вида транспорта. Приобретение новых вагонов — ​это лишь первый шаг на пути к осуществлению поставленной задачи. И за возможность осуществления проекта по замене подвижного состава стоит сказать отдельное спасибо руководству страны, республики, города и лично главе Евпатории Олесе Харитоненко.

Записала Мила АНТОНОВА.

Фото из личного архива Михаила Клещёнка, с сайта my-evp.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 3(19451) от 29.01.2021 г.






Актуальные новости


Модернизация налоговой системы

Рассказываем евпаторийцам о важных аспектах грядущих изменений, направленных на выстраивание справедливой и сбалансированной налоговой системы.

График плановых отключений на июнь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в июне 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей