Отправляясь на отдых в Крым, до Севастополя семья последнего российского императора добиралась по железной дороге на императорском поезде. Тот состоял из вагонов их императорских величеств, великого князя наследника-цесаревича Алексея Николаевича, великих княжон и свитского вагона. На Царской пристани около императорского павильона для встречи государя с семьей выстраивался почетный караул, сухопутное и морское начальство. После этого члены августейшей семьи переезжали на яхту «Штандарт», на которой затем добирались до Ялты. Там выстраивавшиеся вдоль набережной горожане приветствовали высоких гостей, следовавших на парной коляске в находившуюся в Ливадии резиденцию. Продолжая цикл публикаций о семье последнего российского императора, «ЕЗ» рассказывает о яхте «Штандарт».
«Где бы ни швартовался «Штандарт» — на Балтике или у крымских скал, — он был образцом морской элегантности… Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты, затеняющие от солнца плетеные столы и стулья. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами», — отмечал американский писатель Роберт Мэсс.
«Штандарт» заложили осенью 1893 года на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» во время одного из визитов в Копенгаген Александра III. На закладке судна также присутствовали императрица Мария Федоровна и цесаревич Николай Александрович. В сентябре 1896-го на борт ступил последний августейший хозяин «Штандарта» император Николай II. Яхта была комфортабельным, хорошо оснащенным судном с прекрасными ходовыми качествами. Она имела три палубы: верхнюю, царскую и жилую. На верхней находилась царская рубка, на главной — императорские каюты. Для императора, императрицы и вдовствующей императрицы был предназначен блок кают, в который входили гостиная, спальня и ванная. На этой же палубе размещались жилые помещения великих князей и княжон, а также офицеров яхты. Там же были столовая, салон и офицерская кают-компания. На нижней палубе находились помещения для прислуги и кубрики экипажа, там же размещались радиорубка, мастерские и кладовые.
Царский камбуз занимал очень большое помещение со световым люком, громадной плитой, электрической жаровней и особой паровой пекарней для выпечки хлеба и различной сдобы. Рядом с камбузом находились помещения для хранения провизии, ледники и особые, обитые цинком шкафы для сухих продуктов.
Яхта была не только местом отдыха императорской семьи, но и местом встреч и официальных приемов. На ее борту в разное время побывали президент Франции, король Сиама, император Германии.
С 1909 года яхта «Штандарт» всегда сопровождала Романовых в Крыму. На протяжении всего пребывания императора в Ливадии яхта стояла у ялтинского пирса. На ней же плавали по Черному морю в Одессу, Севастополь, доходили даже до Батума. Перед этим «Штандарт» шел вокруг Европы, чтобы встретить Николая II с семьей, и, проводив их в Севастополь на поезд в Петербург, возвращался вокруг Европы в Кронштадт. Фотограф, служивший в 1906—1916 годах на «Штандарте», капитан II ранга Николай Саблин вспоминал: «Находясь в Ливадии, их величества не оставляли вниманием офицеров яхты. Мы всегда сопровождали семью в прогулках, поездках, играли в теннис, а по вечерам их величества присылали за нами лошадей, и Чагин с Невяровским ездили играть в неизменное домино, а другие офицеры, человека два-три, играли с государыней и Вырубовой в какие-либо игры». Саблин также вспоминал, что еда на яхте была превосходна, но, по общему мнению, могла бы быть более разнообразной. С начала плавания все офицеры яхты и члены императорской семьи еженедельно взвешивались. Таблица с показанием веса всех участников трапез была вывешена в рубке с первого дня путешествия. Все неизменно каждый раз давали прибавку в весе. Не взвешивалась только императрица.
Команда яхты участвовала в Февральской, а потом и в Октябрьской революциях 1917 года. На борту «Штандарта» разместился революционный Центробалт. В 1918 году яхта после «Ледового похода» перешла в Кронштадт, в этом же году она была переименована в «18 марта» в память о первом дне Парижской коммуны. После этого яхту законсервировали, и она встала в Кронштадте.
В 1936 году ее переоборудовали в минный заградитель и переименовали в «Марти» (переоснастка производилась на заводе имени Андре Марти). В 1939 году судно выполняло постановку мин у побережья Финляндии. Во время Второй мировой войны, в 1941 году, яхта потопила подводную лодку, была задействована в эвакуации защитников с острова Ханко в Финском заливе.
В 1948 году яхту опять переименовали, она получила название «Ока». Позже она стала плавказармой. В 1961 году — плавучей мишенью для ракетных стрельб. В середине 1960-х годов судно разобрали на металл.
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото: Николай Саблин/РГАВМФ.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 50(19447) от 18.12.2020 г.