Миссия «Штандарта»

Отправляясь на отдых в Крым, до Севастополя семья последнего российского императора добиралась по железной дороге на императорском поезде. Тот состоял из вагонов их императорских величеств, великого князя наследника-цесаревича Алексея Николаевича, великих княжон и свитского вагона. На Царской пристани около императорского павильона для встречи государя с семьей выстраивался почетный караул, сухопутное и морское начальство. После этого члены августейшей семьи переезжали на яхту «Штандарт», на которой затем добирались до Ялты. Там выстраивавшиеся вдоль набережной горожане приветствовали высоких гостей, следовавших на парной коляске в находившуюся в Ливадии резиденцию. Продолжая цикл публикаций о семье последнего российского императора, «ЕЗ» рассказывает о яхте «Штандарт».

«Где бы ни швартовался «Штандарт» — ​на Балтике или у крымских скал, — ​он был образцом морской элегантности… Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты, затеняющие от солнца плетеные столы и стулья. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами», — ​отмечал американский писатель Роберт Мэсс.

«Штандарт» заложили осенью 1893 года на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» во время одного из визитов в Копенгаген Александра III. На закладке судна также присутствовали императрица Мария Федоровна и цесаревич Николай Александрович. В сентябре 1896-го на борт ступил последний августейший хозяин «Штандарта» император Николай II. Яхта была комфортабельным, хорошо оснащенным судном с прекрасными ходовыми качествами. Она имела три палубы: верхнюю, царскую и жилую. На верхней находилась царская рубка, на главной — ​императорские каюты. Для императора, императрицы и вдовствующей императрицы был предназначен блок кают, в который входили гостиная, спальня и ванная. На этой же палубе размещались жилые помещения великих князей и княжон, а также офицеров яхты. Там же были столовая, салон и офицерская кают-компания. На нижней палубе находились помещения для прислуги и кубрики экипажа, там же размещались радиорубка, мастерские и кладовые.

Царский камбуз занимал очень большое помещение со световым люком, громадной плитой, электрической жаровней и особой паровой пекарней для выпечки хлеба и различной сдобы. Рядом с камбузом находились помещения для хранения провизии, ледники и особые, обитые цинком шкафы для сухих продуктов.

Яхта была не только местом отдыха императорской семьи, но и местом встреч и официальных приемов. На ее борту в разное время побывали президент Франции, король Сиама, император Германии.

С 1909 года яхта «Штандарт» всегда сопровождала Романовых в Крыму. На протяжении всего пребывания императора в Ливадии яхта стояла у ялтинского пирса. На ней же плавали по Черному морю в Одессу, Севастополь, доходили даже до Батума. Перед этим «Штандарт» шел вокруг Европы, чтобы встретить Николая II с семьей, и, проводив их в Севастополь на поезд в Петербург, возвращался вокруг Европы в Кронштадт. Фотограф, служивший в 1906—1916 годах на «Штандарте», капитан II ранга Николай Саблин вспоминал: «Находясь в Ливадии, их величества не оставляли вниманием офицеров яхты. Мы всегда сопровождали семью в прогулках, поездках, играли в теннис, а по вечерам их величества присылали за нами лошадей, и Чагин с Невяровским ездили играть в неизменное домино, а другие офицеры, человека два-три, играли с государыней и Вырубовой в какие-либо игры». Саблин также вспоминал, что еда на яхте была превосходна, но, по общему мнению, могла бы быть более разнообразной. С начала плавания все офицеры яхты и члены императорской семьи еженедельно взвешивались. Таблица с показанием веса всех участников трапез была вывешена в рубке с первого дня путешествия. Все неизменно каждый раз давали прибавку в весе. Не взвешивалась только императрица.

Команда яхты участвовала в Февральской, а потом и в Октябрьской революциях 1917 года. На борту «Штандарта» разместился революционный Центробалт. В 1918 году яхта после «Ледового похода» перешла в Кронштадт, в этом же году она была переименована в «18 марта» в память о первом дне Парижской коммуны. После этого яхту законсервировали, и она встала в Кронштадте.

В 1936 году ее переоборудовали в минный заградитель и переименовали в «Марти» (переоснастка производилась на заводе имени Андре Марти). В 1939 году судно выполняло постановку мин у побережья Финляндии. Во время Второй мировой войны, в 1941 году, яхта потопила подводную лодку, была задействована в эвакуации защитников с острова Ханко в Финском заливе.

В 1948 году яхту опять переименовали, она получила название «Ока». Позже она стала плавказармой. В 1961 году — ​плавучей мишенью для ракетных стрельб. В середине 1960-х годов судно разобрали на металл.

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото: Николай Саблин/РГАВМФ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 50(19447) от 18.12.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей