Если быть точным, не совсем в Евпаторию, поскольку аэродром «Тобаско», на котором в минувшую субботу приземлился самолет путешественника и священника Федора Конюхова, расположен в селе Великом Сакского района. Но если сам путешественник обозначил конечным пунктом экспериментального перелета Евпаторию, — так тому и быть. Главное, что перелет Конюхова из столицы в Крым все-таки состоялся. На очереди — одиночный беспосадочный перелет в 2021 году вокруг света на усовершенствованном самолете «Летающая лаборатория», который будет работать исключительно на энергии солнца. В настоящее время над его созданием работает команда российского проекта «Альбатрос» при поддержке отечественных технологических компаний.
В испытательный полет на «Летающей лаборатории» путешественник отправился вместе с президентом Федерации планерного спорта России Сергеем Рябчинским неделю назад, 5 июля, в 6.14 из Москвы и должен был прилететь в Крым в течение дня. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает: свои коррективы в планы авиаторов внесла погода. По словам сына путешественника Оскара Конюхова, было принято решение сесть на одном из аэродромов Краснодарского края, там переночевать и следующим утром продолжить полет.
«Летающая лаборатория» оборудована гибкими солнечными модулями отечественного производства и системами накопления энергии. По информации Федора Конюхова, в испытательном полете из Москвы в Крым планировалось провести испытания модулей на разных высотах, под разным углом к солнцу и в различных географических широтах.
Проект «Альбатрос» реализуется при поддержке российской технологической компании «РОТЕК» и входящей в нее компании «ТЭЭМП». Руководитель проекта — председатель Совета директоров «РОТЕК» Михаил Лифшиц. В истории мировой авиации был всего один успешный перелет вокруг света на энергии солнца: швейцарский самолет Solar Impulse 2 совершил кругосветку за пятьсот дней, сделав девятнадцать остановок. Команда же «Альбатроса» работает над созданием самолета, способного совершить полет вокруг света без остановок и без подзарядки за 7 суток. Пока идет проектирование большого рекордного самолета, в России проходят испытательные полеты на прототипе — самолете «Летающая лаборатория». Размах его крыла составляет 25 метров, вес — 900 килограммов.
Приземлившись на аэродроме «Тобаско» под вечер минувшей субботы, Конюхов первым делом рассказал встречавшим его крымчанам о красоте, которую созерцал во время полета.
— Не первый раз летаю, просто красиво и все. Батареи хорошо работают, планер — хорошо. Летели и любовались природой, — отметил он. — Я этим занимаюсь, потому что мне нравится. Как можно не любить небо или океан, или землю?..
Путешественник признался, что старался поскорее посадить свою «Летающую лабораторию» в Евпатории, однако «погода была плохая: то грозовой фронт, то уже здесь (в Крыму. — Ред.) стреляли, град разгоняли, и пришлось задержаться». По его словам, хотя это не первый тестовый полет, в Крым экспериментальный самолет отправился впервые.
Конюхов пояснил, что солнечные модули на корпусе самолета установлены не только сверху, но и снизу.
— Когда я буду лететь вокруг света, у меня солнце будет не только сверху, от туч (свет. — Ред.) будет отражаться, будем собирать еще и оттуда. Наклеить (модули. — Ред.) на крылья недостаточно, надо еще и снизу (разместить. — Ред.), чтобы больше было энергии, — уточнил путешественник и тут же добавил:
— Почему планер? Потому что днем, 12 часов, я буду лететь за счет солнца, а ночью буду планировать на большой высоте. Я буду лететь на 12—15 тысячах (метров. — Ред.). К утру я должен подойти к 8 тысячам. Ниже не могу спускаться, потому что обледенение получу».
Полет в Крым был тренировочным перед еще более масштабным экспериментом. В следующий раз, заверил Конюхов, он пролетит на самолете через всю Россию — от Москвы до Камчатки, через Уральские горы и Байкал. По словам путешественника, такой полет имеет важное значение для науки и станет вторым этапом перед беспосадочным перелетом вокруг света на самолете с солнечными батареями.
Досье «ЕЗ»
Федор Конюхов (род. в 1951 году) — знаменитый российский путешественник, художник, журналист, яхтенный капитан. В 2016 году осуществил одиночный кругосветный беспосадочный полет на воздушном шаре. Весной 1990 года первым в истории России совершил одиночный поход на лыжах к Северному полюсу, достиг его 8 мая после 72 дней пути. С ноября 1995-го по январь 1996 года первым из россиян предпринял одиночный лыжный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон.
Широкую известность Конюхову принесли его морские путешествия. Так, в октябре 1990-го он совершил свое первое одиночное кругосветное плавание на яхте «Караана»: за 224 дня путешественник без остановок преодолел маршрут Сидней (Австралия) — Мыс Горн — Экватор — Сидней, финишировав 8 июня 1991 г. Вторая кругосветная морская экспедиция Конюхова состоялась в марте 1993 года — августе 1994-го на двухмачтовой яхте «Формоза» (старт и финиш — на Тайване).
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото со страниц Александра Семенченко и Михаила Патлиса в «Фейсбуке».
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 26(19373) от 12.07.2019 г.