В течение месяца «ЕЗ» проводила опрос читателей на тему наличия в школах групп продленного дня. По результатам опроса мнения людей разделились. Больше всего голосов — 33% опрошенных заявили о частичном предоставлении этой услуги, у 22% — вообще нет в школе продленки, 11% всем довольны, у 6% продленка есть, но она платная, 4% — готовы оплатить услугу, если ее организуют в их школах, и 22% не нуждаются вообще в группах продленного дня.
Для более подробного разъяснения мы обратились в управление образования администрации города Евпатории Республики Крым.
Итак, группа продленного дня — это одна из форм общественного воспитания детей, задачей которой является организация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов. Основной целью этих групп является всестороннее личностное развитие, формирование у ребенка психических процессов — памяти, воображения, восприятия, внимания, а также раскрытие творческого потенциала.
Для того чтобы в вашей школе организовали группу продленного дня, необходимо просто написать заявление на имя директора с такой просьбой. Если наберется группа детей, например 25 человек, и нет существенных оснований для отказа (о них мы поговорим далее), то группу продленного дня в школе создадут без проблем. Таким образом, группа продленного дня набирается с учетом поступающих заявлений от родителей, после чего директор школы уже решает — возможно ли это в принципе, и сколько необходимо создать таких групп.
Что касается времени, отведенного на продленку, то оно в разных школах разное. Все зависит от формулировки в заявлении, которое пишут родители на имя директора. Когда дается полный продленный день, тогда нагрузка составляет 5 часов в день, 30 часов в неделю. Если же родители не хотят оставлять ребенка на весь день, то они указывают в заявлении желаемое время. После чего проводится мониторинг и принимается окончательное решение. В среднем, как показывает практика, после 4 часов в группе остаются единицы, остальных родители забирают раньше, а это, в свою очередь, чревато финансовой проверкой, ведь в заявке указывалось значительно большее количество детей, желающих остаться на продленку.
Основная проблема для детей первых классов состоит в том, что согласно санитарным правилам, они, находясь в группе продленного дня, должны обязательно получать дневной сон. А чтобы был дневной сон — должна быть оборудована спальня, чего, к сожалению, директора наших школ сделать не могут. Создаются смешанные группы. Здесь дети находятся под присмотром квалифицированных воспитателей, полноценно обедают, гуляют на свежем воздухе, привлекаются к посещению различных кружков, играют друг с другом и готовят уроки под руководством педагога. На постоянной основе, на базе семи школ (№№ 1,2, гимназия Сельвинского, №№ 6, 7,8 и 14) ежегодно создаются 10 смешанных групп продленного дня. В других школах эти группы работают переменно. К сожалению, таких групп нет в поселковых школах пгт Мирного, Заозерного, Новоозерного.
Основной технической проблемой при открытии групп продленного дня является отсутствие свободных помещений. Например, в 18-й школе не хватает классов для обучения, не говоря уже о продленке. В Заозерненской школе другая проблема — там нет столовой, наличие которой обязательно при открытии групп продленного дня. То есть, основные причины отсутствия продленки — это невозможность создать специальные условия, которых требуют санитарные нормы.
Стоит отметить, что сейчас идет резкое увеличение контингента детей. И если будут выделяться отдельные помещения под группы продленного дня, то школам придется работать в две смены, что категорически запрещено. Согласно федеральным государственным стандартам вся основная школа в этом году перейдет на внеурочную деятельность (10 часов в неделю в каждом классе детям предоставляется возможность развивать свои творческие способности и улучшать качество обучения). С каждым годом будет выделяться все больше времени, а также помещений, подготовленных для проведения такой деятельности. Поэтому основной задачей в школе будет выполнение обязательной части учебного плана, а группа продленного дня — это дополнительные услуги, которые тоже необходимо создавать.
Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы вводить платные образовательные услуги, потому что группа продленного дня тоже может функционировать за счет родителей. Но и в данном случае, опять же, вопрос будет упираться в отсутствие помещений. Зачастую директора школ не имеют возможности создать необходимые условия, требуемые санитарными нормами. Есть надежда на открытие новой школы, — тогда, возможно, разгрузятся остальные учреждения образования, и появятся помещения для дополнительных групп продленного дня.
Елена ФИЛАТОВА.
По информации управления образования администрации города.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 20(19367) от 31.05.2019 г.