Когда счет — на минуты

Предыдущие серии: 1 2

Когда счет — на минуты

О том, как врачам порой мешают жизни спасать

В предыдущих сериях мы уже выяснили, насколько важна деятельность диспетчера и водителя«скорой» для спасения больных. Именно им достается «на орехи» в первую очередь, если не сообщили о возникшей проблеме вовремя, не доехали или не довезли пациента… Сегодня речь пойдет о медиках, призвание которых — спасать, вытаскивать людей порой оттуда, откуда, казалось бы, возврата нет. Герои этой серии — врачи и фельдшеры.

Помню, работая на станции скорой помощи водителем, я нередко наблюдал за этими специалистами: какая же у них все-таки ответственная и при этом нервная работа. Удивительно, но многие из нас даже не пытаются понять важность и сложность врачебного труда, особенно в экстренных ситуациях.


«Ребеночка моего посмотрите!..»

В прошлых выпусках я рассказывал, как тяжело бывает объяснить несведущим людям, почему «скорая» не может примчаться к больному сразу после звонка. Или как правильно объяснить ожидающим нас возле упавшего доходяги, что с ним происходит. В подобной ситуации ни один квалифицированный врач не будет спешить с диагнозом. Для этого требуется время. Хочу сказать, что во времена работы на «скорой» я убедился в мудрости моего деда, повторявшего, что нет для врача худших помощников, чем паникеры и советчики…

Помню, мы только освободились, а диспетчер сообщает, что вновь надо поторопиться: приступ эпилепсии у мужчины. Только мы, мол, можем успеть — ​другие бригады заняты. Что ж, лето, курортники… Я наблюдал за происходящим из машины скорой помощи: водители должны всегда быть наготове, чтобы завести машину и уехать. Женщина, вызвавшая нас, — ​в панике, она истерически отвечает на вопросы врача, искренне не понимая, зачем он ее мучает. Думает, видимо, что доктор ничего не делает. А ему необходимо спросить о случившимся, чтобы полная картина сложилась, он смог поставить правильный диагноз и начать действовать. Помнится, она даже начала трясти врача за плечи и требовать, чтобы он незамедлительно ответил, что с ее мужем. Я уж хотел было выбежать из машины и вступиться, мол: «Женщина, не мешайте, не отвлекайте доктора!». Но врач Ванька (мы его так звали потому, что уж слишком добрым он был), все-таки сумел ее успокоить и продолжить беседу уже в более-менее спокойном тоне. Через несколько минут ему все стало ясно. В таких случаях слова моего деда: «Не мешай врачу думать, не требуй установить диагноз, ты только мешаешь», — ​для меня аксиома, и где-то в душе стало немного стыдно за свое искреннее желание вмешаться. Народу же вокруг собралось немало.

— Да он там пьяный, наверное, на жаре в обморок грохнулся, и судороги схватили, а вы развели панику: приступ, приступ! — ​выкрикнул какой-то зевака из толпы. Ох, ну вот, как часто бывает, и второе правило подоспело: не сбивайте врача с толку, оставьте свои комментарии по поводу происходящего для рассказа об этом родным или друзьям! В крайнем случае, если невтерпеж поделиться своими доводами, — ​шепните кому-то из толпы об этом.

— А я врач! — ​гордо сказал один из зевак и начал раздавать советы. Я увидел, как Ванька оживился, ведь умелые руки в этом деле не помешают: ребят только двое — ​он и молоденькая фельдшер Анютка, год назад пришедшая к нам после учебы.

— Отлично! Давай, помогай, надо… — ​едва лишь начал врач раздавать указания, как тот, из толпы, быстро ретировался: «Нет-нет, я давно не практиковался, ребята…».

Уж как я зол на этих псевдомедиков! Не можешь помочь — ​так стой тихо, не мешай работе, ведь именно в этот момент специалист ведет борьбу за жизнь человека…

— Ой, а посмотрите моего ребеночка, у него личико такое красненькое, — ​из толпы выбежала женщина, потянув за руку своего малыша как раз в тот момент, когда врачи на носилках уносили больного в карету скорой помощи. Прямо под руку, ты посмотри, а! И плевать она хотела, что другому человеку намного хуже! Однако врач в нашей бригаде — ​человек мягкий, добрый: подавив невольно вспыхнувшее раздражение, он быстро взглянул на ребенка.

— Перегрелся, посидите денек дома, — ​посоветовал он женщине, уже захлопывая двери машины. Я нажал на газ и включил сирену, — ​мало ли кому еще консультация понадобится…

— Ни стыда, ни совести у людей. Под руку лезут — ​видят же, человеку плохо, я стараюсь спасти… Так нет же! — ​говорит Ванька, приходя в себя. Но главное — ​везем в больницу живого пациента. И это ему еще повезло, что «скорую» жена вызвала вовремя и встретила нас! Пляж-то большой, здесь толпы людей — ​могли бы и потеряться в поисках.

Да, помню случай, как вызвали нас на место ДТП — ​велосипедиста сбили, и та машина ретировалась, а проезжавший мимо остановился на пару минут помочь пареньку, вызвал нас и уехал. А дорога-то длинная, вызвавший «скорую» парень уехал и не встретил, и черт его знает, под каким кустом велосипедист помощи ждет! Так и блуждали минут сорок… Хорошо, что оказался только вывих и небольшие повреждения, а могло быть и хуже. Я детей своих всегда учил: вызвал «скорую» — ​будь добр задержаться до ее приезда, встретить, объяснить, как доехать. Так у пострадавшего будет больше шансов на спасенную жизнь… Взрослым бы кто вдолбил это правило!

Оказать первую помощь теперь не многие умеют

Своих детей я всегда учил первой помощи: что можно делать, например, при том же вывихе руки, а что — нельзя. И я спокоен, что мои дети уж точно смогут перевязать неглубокую ранку на пальчике или дать жаропонижающее человеку, не вызывая «скорую», — ​ведь не критично…

В своих-то ребятишках я уверен, а вот за очень многих людей, особенно в нынешнее время — ​обеспокоен. Еще десять лет назад народ все-таки другой был. Знали, как давление понизить или повысить, какие таблетки от температуры дать. В конце концов, могли отличить обычную простуду у ребенка от гриппа. А сейчас что?! Страшно смотреть, как люди становятся беспомощными даже перед самым легким недомоганием. При этом, на станции скорой и неотложной медицинской помощи не хватает кадров. Чтоб врачом стать — ​лет семь учиться надо в университете. Затем долгий период практики, овладения опытом, которым с радостью делятся толковые специалисты. Они-то со временем обучат всему: как реагировать быстро, диагнозы ставить, с больными общаться, из ситуаций разных выходить, — ​советы, которые далеко не всегда в учебниках можно найти. Ведь врач должен докопаться до истины, понять, почему, как, что именно было, узнать предысторию болезни. Фельдшерам не намного проще — ​у них та же задача: поставить предварительный диагноз и назначить первоочередное лечение, если без врача на вызов поехал.

Сложно это, очень сложно… И работа нервная, не каждому под силу. За одну ночь как врач, так и фельдшер скорой помощи могут оказаться и травматологом, и гастроэнтерологом, и стоматологом, и много кем еще… Ситуации бывают разные. О сложностях психологии больных и их близких вообще можно часами рассказывать… Бывают случаи, в которых психологический тип личности медика играет решающую роль. Уметь восстановиться, прийти в себя после сложного вызова — ​отдельная история. Никогда не забуду взгляда Ваньки, и слез Анютки, работавшей всего второй месяц, когда они не смогли спасти дедушку, у которого случился инсульт…

Так что, вызывая бригаду, помните простые, но жизненно важные правила: не давите на врача, дайте ему подумать и определиться с точным диагнозом; не вставляйте комментарии о случившемся, если не были этому свидетелем; можете оказать помощь медику — ​оказывайте, но только по его команде; вызвали «скорую» к одному человеку — ​не подставляйте еще одного, чтобы доктор «просто посмотрел». Такие, казалось бы, элементарные правила передал мне еще мой дед. Но это те простые мудрости, которые выстраданы многими поколениями. Соблюдая их, вы можете помочь спасти жизнь человеку.

 

БЫЛИНЫ И БАЙКИ​

Доктор — ​вор?

Вызвал однажды «скорую» одинокий дедушка. Врач приехал, осмотрел, — ​оказалось, у пациента высокое давление, ничего сложного. Однако одного доктор не учел — ​что у старика этого не все в порядке с головой может быть … Мило побеседовали медики с дедушкой, поставили ему укольчик, назначили лечение и поехали по делам своим. Вызовов не поступало больше — ​рванули хоть чаю выпить на станцию.

И вдруг, через пару часов после вызова, на «скорую» к ним наряд тогда еще милиции нагрянул. Выяснилось: поступил вызов от такого-то дедули, говорит, цепочку золотую врач у него украл.

— Я ничего не брал! — ​удивился и возмутился доктор. Однако это его не спасло: устроили ему и допрос, и свидетелей, то есть фельдшера опросили. Доказательств не нашли, дело закрыли. А осадок на душе все же остался: вроде хороший дед, оказали ему помощь, а он вот так вот…

Месяц спустя поступает вызов из той же квартиры. Попадает на вызов та же бригада. Констатация смерти нужна, дедушка умер. Дед лежал на полу, видимо упал, когда плохо стало. Врач перевернул деда, и мельком увидел за диваном, в толстенном слое пыли, эту самую цепочку! Доктор грустно улыбнулся: ​жалко деда, жалко…

Роман АВДЕЕВ.

Фото ru.depositphotos.com, news.myseldon.com

Следующая серия «История одного доктора» — в одном из ближайших номеров «ЕЗ».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 5(19352) от 08.02.2019 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей