Воскресный репортаж 1 апреля 2018 года юные корреспонденты Эколого-биологического центра Евпатории готовили, слыша псалмы и песнопения, сложенные еще в четвертом веке нашей эры в Армении, первом государстве на земле, принявшем Христианство, на языке, который наверняка звучал в военном лагере Диофанта, полководца Митридата Шестого во втором веке до нашей эры (свой лагерь в Западной Таврике он назвал Евпатория)
В этом году Армянская Пасха (Сурб Затик) приходится на первый день апреля. На праздник Светлого Христова Воскресения в храм на улице Интернациональной собралось множество верующих из горожан – членов армянской общины. Христианство было провозглашено в Армении государственной религией в 301 году, страна на Кавказе стала первым в мире христианским государством. С течением столетий армяне стали проживать на разных территориях. Этому способствовало и то обстоятельство, что армяне развивали кроме торговли множество ремесел – редких профессий. Армяне были мастерами обрабатывать многие материалы – они были камнерезами, ювелирами, кожевенниками, работали с деревом, стеклом и металлами. Всюду находилась работа для замечательных профессионалов…
Улица Интернациональная в этой части Евпатории – старинный северный квартал средневековой крепости Гезлев. Рядом располагалась крепостная стена. Портовый город всегда был многонациональным. В Армянском подворье твердыни Крымского ханства (в крепости постоянно находились значительные силы турецкого султана, главы Османской империи) издавна находилась христианская церковь.
Как известно всем евпаторийцам, крепостные стены Средневекового Гезлева в Евпатории были снесены после окончания Крымской войны в середине девятнадцатого века. Это было одним из условий мирного договора между Россией и целой коалицией европейских государств, которые начали войну с операции по высадке невероятно большого десанта в Евпатории. Союзниками в той войне были Османская империя, Великобритания, Сардинское Королевство (Италия) и Франция…
В северной части Евпатории «квартировали» французские захватчики. На стенах Храма Сурб Никогаес до сих пор видны следы пребывания войск «цивилизованной Европы» - выцарапанные «автографы» солдат хранятся как память о нашествии «союзников».
В день Сурб Затик (армянской Пасхи) праздничная атмосфера захватывала всех участников и гостей. Предположительно, слово Затик происходит от слова «азатутюн», означающего «свобода» – от смерти, страданий и зла.
Как и в других странах, армянская Пасха не имеет четкой даты празднования. Ее отмечают весной после равноденствия, в воскресенье, следующее за полнолунием. В этом году празднование Пасхи выпало на 1 апреля.
Внутри храма на специальном столе были разложены пасхальные атрибуты, священник Ананиа Бабаян вел службу в пасхальном облачении, пел женский духовный хор, прихожане обменивались пасхальными поцелуями. Звучали повсюду Пасхальные приветствия: «Христос аряв и мерелоц» - «Орняле арутюн Христоси». Дети ждали продолжения праздника за пиршественным столом…
Пасха в Армении, прежде всего, семейный праздник. Его проводят в кругу семьи, родственники ходят друг к другу в гости с пасхальными корзинками, в которые кладут окрашенные в красный цвет яйца, красное вино и фигурки аклатис (куклы-обереги, защищающие семьи от несчастья, их дарят семейным парам).
На армянскую Пасху к столу подают блюда из отварной рыбы «кутап», бобово-рисовый пирог, армянский традиционный пирог называется «гата», «сладкий плов» с сушеными ягодами и фруктами, пшеничные лепешки - матнакаш, готовят «ахар» (блюдо из отварной баранины), похлебку из чечевицы и чоратана с луком, перцем и чесноком и другие традиционные кушанья. Позади у верующих - Великий пост (в христианских конфессиях пост занимает половину календарного года). Следующие за Сурб Затик пятьдесят дней носят название Хинунк и наполнены особым религиозным смыслом.
Чтобы узнать характер народа – обязательно нужно побывать на его традиционных праздниках. Юным журналистам повезло стать гостями большого торжества, увидеть счастливых людей с пасхальными корзинками, услышать древние церковные песнопения, встретить весну с друзьями.
Тамара ГНУТЕНКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ «Гимназия №8»
Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».