Все ближе нам Ураза-Байрам!
В многонациональном Крыму люди разных традиций вместе отмечают праздники. Уже привычным стал «выходной день» календаря Ураза-Байрам (в этом году – 26 июня) для всех крымчан. А через 70 дней после Уразы будет еще один мусульманский праздник – КУРБАН-БАЙРАМ, и отмечать его тоже будут все жители Евпатории: крымские татары и азербайджанцы, чеченцы и ингуши, кабардинцы и адыги, казанские татары и башкиры, вместе с представителями других религий, весело и дружно! В преддверии знаменательной для всех мусульман даты дети летней площадки «Эврика» посетили с познавательной экскурсией Текие дервишей – один из уникальных памятников средневековой истории, комплекс этнографического музея на главном туристическом маршруте Евпатории – «Малом Иерусалиме».
Недавно мне довелось «войти в историю» во время подготовки репортажа про участие детей площадки «Эврика» Эколого-биологического центра Евпатории в установлении РЕКОРДА во время десятилетнего юбилея туристического маршрута «Малый Иерусалим». И вот мы снова в исторической части города. Во вторник, 20 июня, журналисты Эколого-биологического центра пришли в Текие дервишей вместе с летней площадкой «Эврика», чтобы послушать экскурсионный рассказ о древности в окружении уникальных экспонатов – по словам нашего экскурсовода, на три четверти сооружения и помещения сохранились в подлиннике, и это удивительно, такого комплекса больше нигде нет!
Мы собрались под цветущими вьющимися розами и познакомились с нашим экскурсоводом, Гульназ Кадыровой. Ее имя означает «Нежная Роза».
Юнкоры не в первый раз находятся на территории исторического памятника, но все равно было очень интересно. Тем более, что по сравнению даже с прошлым годом здесь многое изменилось. Удивляет, что одни люди преодолевают много сотен километров, чтобы увидеть свидетельства необычных культурных традиций, ведь о ДЕРВИШАХ, о том, что такое ТЕКИЕ можно узнать лишь в Турции, Египте… и в Евпатории!
Первое, что предстояло нам послушать от экскурсовода Гульназ Кадыровой, - о традициях мусульманского поста в месяц РАМАДАН, о приближении праздника Разговения Ураза-Байрам. После этого мы ушли «вглубь веков» по эпохе средневекового города Гезлев.
Мечеть Джума-Джами может быть в разных местах, эти слова означают Пятничная мечеть, потому что у мусульман именно пятница священный и выходной день. По реестру музейного комплекса, Пятничная мечеть возле текие носит имя Шукурулла-эфенди. Эфенди – приставка к имени ученого человека.
Все сохраненное историческое богатство нужно увидеть своими глазами – это и надгробия из настоящего мрамора, и древняя черепица «ручной» работы, и камни, которые дополняют рассказ экскурсовода, и арба с дровами, символом близких Ворот Дровяного базара «Одун-базар Къапусы».
Чтобы понять ценность всех этих экспонатов, нужно почитать книгу по истории, ведь сейчас суфии, дервиши, текие стали отголоском минувшей эпохи…
О «крутящихся дервишах» подробно рассказывается только в Евпатории – здесь они веками собирались, проводили свои ни на что не похожие обряды. О танце СЫМА (его человек-дервиш мог исполнять не просто часы – сутки напролет) сложены легенды, к сожалению, сегодня нелегко узнать факты о мистических ритуалах.
В ТЕКИЕ дервишей даже вход затруднен – не поклонишься – не войдешь! Внутри - центрально-купольное сооружение, просторный зал – семахане для кружения СЫМА (сема), вокруг которого располагались кельи (крохотные комнатки) дервишей. Всего - 19 келий. По углам – двойные, ведь у лучших дервишей были ученики, которые странствовали каждый со своим учителем и сдавал особый экзамен, - в течение тысячи дней учился смирению и (это - три года!) выполнял самую тяжелую и грязную работу…
Число 19 (именно столько келий дервишей – чиллехане) – имеет магический смысл. Девятнадцать ангелов служат стражами над Преисподней, а общее число стихов (аятов) во всех сурах Корана – 6346, без остатка делится на 19…
Попасть в свою келью можно только из центрального помещения храма - семахане. Выбирались комнатки не просто так – дервиш должен был почувствовать, что это – подходящая для него келья. Даже не верится – неужели мог прийти странствующий дервиш в текие, а там все комнаты «не его» - и побрести по дорогам исламского мира дальше, искать подходящий приют…
Текие дервишей – это место обмена опытом и обучения. В первом помещении у входа располагался ШЕЙХ, самый уважаемый и авторитетный дервиш. Собирались в текие для проведения ритуалов и для того, чтобы осознать свой духовный опыт, приобретенный во время странствий. На своих собраниях монахи устраивали песнопения и танцы под камышовую флейту, во время которых впадали в мистический транс.
Возле текие располагались и другие сооружения – медресе (духовное училище), чайхана (гостевой чайный домик)…
В музейном комплексе обязательно нужно не только почувствовать средневековую атмосферу текие кружащихся дервишей, несколько залов с удивительными экспонатами – историческими археологическими находками, реконструкцией предметов экипировки древних воинов, облика настоящего кружащегося дервиша в полном облачении, фотодокументы, даже фильм о демонстрационном танце СЫМА (сема)…
Хранится в музейной экспозиции даже навершие древнего МИНАРЕТА. Экскурсовод Гульназ Кадырова сказала нам, что называется он АЛИМ, по такому навершию всегда можно заметить мусульманскую мечеть. Слово АЛИМ по-арабски означает «лучше» и украшается Полумесяцем, ведь миров создано много, а под Луной (наш) – особенно прекрасен!
Навершие нашего минарета – с отверстием от пули, это эхо Великой Отечественной войны, времени, когда пострадали люди, храмы, природа…
Все это было очень интересно послушать, юнкоры и дети площадки «Эврика» будто окунулись в культуру древней эры и притронулись к многовековой истории нашего родного города! Спасибо большое руководству Евпаторийского КЭЦ « Малый Иерусалим» за экскурсию.
Анастасия НАГЛАЯ (МБОУ СШ №1), «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории
Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».