Экологические, экономические и политические факторы, влияющие на выдающееся значение восточных ворот средневековой крепости Гезлев, рассмотрели юнкоры Эколого-биологического центра во время экскурсии в музей крымско-татарского исторического наследия Одун-Базар-Къапусы в воскресенье (5 февраля 2017 года)
В двадцать первом веке важное значение «ворот» - в первую очередь туристическое. И в зябкое февральское воскресенье здесь одна за другой экскурсионным маршрутом Малый Иерусалим проходят группы туристов. Юным журналистам уделила время для интервью экскурсовод музея Одун-Базар-Къапусы Эльмаз-ханум…
Давным-давно город ютился в рамках, очерченных крепостными стенами древнего Гезлева. Я тоже живу в Старом городе, исторические находки в нем проявляются в самых неожиданных местах – даже во время обыкновенного ремонта. В музее Ворот Дровяного Базара (Одун-Базар-Къапусы) самое простое дело – изучать историю города, ведь здесь создан макет, на котором видны и «география, и хозяйственная деятельность, и культура, и природоведение» перекрестка морских и сухопутных путей средневековья.
В этом музее обязательно должны побывать все жители Евпатории – без этого просто невозможно называть себя евпаторийцем. В воссозданном в 2004 году комплексе из фрагмента крепостной стены с главными воротами располагаются не только действующий музей, но и этно-кофейня, так что здесь понравится всем, а заодно и каждый посетитель приобщится к историческому наследию.
Были в Средневековой крепости ПЯТЬ ворот. Из них Одун-Базар-Къапусы выделялся своим особым статусом. Словно камерой дрона-квадрокоптера, современной машины времени, с высоты птичьего полета рассматриваем мы Гезлев (уникальный макет города). Мы видим Лошадиные ворота (кто же будет сомневаться в значении коневодства для исторического прошлого), замечаем Земляные ворота – догадываемся, что расположенные на морском побережье ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ (для производства муки) остались бы без сырья, без тесных связей с земледельцами, если бы таких ворот в степи не было. Бросаются в глаза Морские ворота – порт, в котором на погрузке-разгрузке бывало в разные времена от ДВУХСОТ до ТЫСЯЧИ торговых судов в ГОД играл главную роль в торговле (привозили кофе и финики, ткани и парфюмерию, экспортировали муку и продукты животноводства). Но Ворота Дровяного Базара занимали особое место – ценность ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ в Крыму особенно заметна зимой, а без нефти и газа во главе угла стояли «обычные дрова». Альтернатива – кизяк…
Макет прекрасно иллюстрирует экологическую систему – ни одного парка или лесополосы, на месте нынешних Симферопольской улицы и санаторной зоны возвышаются лишь «ветряки». Степь, суховеи, безлюдные пляжи.
А ведь тракт (путь) на восток мог бы именоваться «столичным» - по нему к трону (тахта) двигался кортеж множества крымских ханов, после прибытия в порт из Турции и объявления в Ханской мечети (хан джами)…
Так один огромный экспонат музея дают картину хозяйства, состояния природы, политической жизни. Обращает на себя внимание факт обустройства фонтанов с чистой питьевой водой. Их было ПЯТЬ на относительно небольшой площади средневекового города и пользоваться драгоценной влагой (вспомните июльские и августовские желания утолить жажду) можно было бесплатно. А вот дрова имели огромную ценность в приморской степи…
И деревянные изделия стоили неимоверно дорого. Нам во время экскурсии по музею особенно интересно было услышать рассказ экскурсовода о СУНДУКЕ с приданым. Слово пришло в русский язык из тюркского. В Бахчисарайском районе есть туристический объект Сандык-Кая – «сундук-скала». Из САНДЫКА «произошли» все сундуки.
Окованный полосками металла сундук для приданого должен был быть у каждой девушки-невесты. С детства рукодельница готовила предметы одежды (они были безразмерные – на любую фигуру), вышивала узоры на платки МАРАМА – это был тяжелый труд на несколько лет.
Мы с трудом восприняли информацию экскурсовода – в сундуке помещалось до ПЯТИСОТ предметов, - это все нужно было скроить, пошить, вышить… А замуж выходили очень рано.
Экспозицию музея нельзя описывать словами – это бережно сохраненное историческое наследие нужно увидеть. Многие предметы появились на стендах вдвойне закономерно – их нашли здесь же, во время строительства комплекса, тут само место хранит дух древности. Не только «за стеной», но и перед воротами города шумели торговые ряды. Город делился на жилую и ремесленную части, и среди местных мастеров было много знаменитых, делавших седла, разную конскую сбрую. Шорник (человек, изготавливающий конскую упряжь) назывался «сарач». А черепичный мастер – «киремитли уста», до сих пор черепица «татарка», изготовленная ручным способом (точнее – ножным, ведь каждая пластина черепицы – оттиск бедра или голени ремесленника) служит надежным покрытием кровель домов в Старом городе. И не только сундук «обосновался» в современном языке, но и слово «керамика» - из черепицы-керемит…
Одун-Базар-Къапусы – ворота в историю родного города, добро пожаловать!
София МОТЫЛЕВА, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №2
Фото Анны Красковской, юнкора-эколога (МБОУ СШ №11) и автора.