На протяжении многих лет в Украине говорится о пенсионной реформе, но не каждый знает о том, что такая реформа существует не на словах, а на деле. И это вопрос не только сегодняшнего дня. Некоторые подготовительные этапы уже успешно внедрены и функционируют в нашей стране. Некоторые нововведения на подходе. О чем же идет речь.
Изначально в Украине, как и в других странах постсоветского пространства функционировала солидарная система пенсионного обеспечения, основанная на солидарности поколений, т.е. сегодняшние работники производят отчисления в Пенсионный фонд, который направляет полученные средства на финансирование пенсий сегодняшних пенсионеров. Однако, с развитием рыночных отношений, изменением демографической ситуации (в т.ч. ввиду низкой рождаемости), экономическими процессами в Украине, как и во многих других странах мира ранее, данная система показала свою неустойчивость, зависимость от множества экономических и социальных факторов. В пенсионном обеспечении появилось понятие «уравниловки», когда значительное количество пенсионеров получает одинаковый минимальный размер пенсии независимо от своей трудовой деятельности.
Было принято решение об осуществлении пенсионной реформы.
Поскольку такая реформа стартовала в Украине позже, чем во многих других развитых странах, за основу реформирования был принят передовой опыт, который уже доказал свою успешность в других европейских странах. Речь идет о создании трехуровневой системы пенсионного обеспечения граждан, где:
· 1 уровень – солидарный, т.е. сохраняется существующая солидарная система, но в обновленном, усовершенствованном виде и уже как составной базовый элемент трехуровневой системы;
· 2 уровень – накопительный, основанный на том, что каждый работник производит отчисления, которые имеют накопительный характер, и является вторым составным элементом его пенсии, зависящим исключительно от именно его стажа и заработной платы, периода накоплений, который может быть использован не только при жизни пенсионера, но и его наследниками;
· 3 уровень – добровольный, который в отличии двух первых уровней, являющихся обязательными, основан исключительно на волеизъявлении человека и предполагает его участие в негосударственных пенсионных фондах.
Третий уровень уже существует в Украине согласно Закону Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 09.07.2003 № 1057-IV.
Внедрение второго уровня зависит напрямую от экономических процессов в государстве. Его практическая реализация затронет в основном молодое поколение, т.к. предполагается для тех лиц, которые на момент внедрения накопительной системы не достигнут 35-летнего возраста и с периода, когда бюджет Пенсионного фонда Украины станет бездефицитным. Следует отметить, что подготовительный этап для реализации накопительной системы уже пройден: создана и функционирует система персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, создана соответствующая нормативно-правовая база и т.п.
В настоящее время, для восстановления социальной справедливости, необходимо принять активные меры, направленные на усовершенствование первого – базового уровня - солидарной системы, т.е. необходимо поднять пенсии людям и сделать их достойными. Сегодня средняя пенсия в Украине на 65% больше прожиточного минимума. В Европе — в 4 раза больше. И от этого страдают те, кому пенсия была назначена 15-20 лет назад.
Начать пенсионные реформы власть решила с себя. Ведь в первую очередь планируется введение ограничений относительно привилегированных пенсий (государственным служащим, судьям, прокурорам и т.п.), а именно:
· ограничение максимального размера пенсий до 12 установленных законодательством прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан;
· установление пенсии в размере 80% зарплаты, а не 90% как сейчас;
· увеличение периода определения заработной платы для исчисления пенсии с 24 до 60 календарных месяцев;
· повышение пенсионного возраста государственных служащих-мужчин до 62 лет;
· работающие пенсионеры такой категории будут получать пенсии в общеустановленном размере, как все остальные пенсионеры.
Пугаться реформ нынешним пенсионерам не стоит, так как государство Конституционными нормами гарантирует, что закон обратной силы не имеет и при принятии новых законов и изменении старых объем существующих прав уменьшаться не может. Это означает, что пенсии нынешним пенсионерам уменьшены не будут. При этом никто не ограничивает пенсионеров трудовых правах, т.е. их возможность получать пенсию и работать остается за ними.
Одновременно с ограничением привилегий для чиновников, поднимается престиж работников бюджетной сферы. Об этом говорит запланированное введение дополнительных выплат для работников бюджетной сферы (культуры, образования и здравоохранения) при выходе на пенсию в размере 10 минимальных пенсий.
Как видим, реформы направлены к основной цели – социальной справедливости.