Генрих — синоним архитектурной Евпатории. «Чистейшей прелести чистейший образец» местного южного модерна. Адам Генрих стал первым и единственным в истории главным архитектором нашего города, который занимал этот пост четверть века и при котором курорт обрел незабываемый и по сей день угадываемый (в Старом городе — особенно) архитектурный облик.
Осенью этого года исполнится 150 лет со дня рождения создателя архитектурных жемчужин, без которых Евпаторию представить невозможно, будь то здание краеведческого музея или муниципалитета. Увы, имя главного архитектора города возвращается из забвения спустя ровно сто лет. Отметим, что тогда, в 1919-м, отмечалось 25 лет его служения в этой должности. В связи с юбилейной датой городской голова Борис Сарач «с истинным почтением и уважением» уведомлял Генриха о том, что местное самоуправление постановило «выразить Городскому Архитектору Адаму Людвиговичу Генриху за его 25-летнюю безупречную и в высокой степени полезную деятельность на пользу города благодарность от имени Городской Думы».
Адам Генрих несколько раз избирался гласным евпаторийской городской думы, в том числе и ее последнего созыва, вплоть до досрочных выборов в августе 1917 года. «Он был членом городских комиссий: строительной, курортной, автомобильной и плановой, присутствия по квартирному налогу, входил в состав попечительского совета женской гимназии, являлся членом правления существовавшего в Евпатории филиала благотворительного Императорского человеколюбивого общества, — рассказывает исследовательница жизни и творчества архитектора Виктория Струнина. — Можно без преувеличения сказать, что современная Евпатория, особенно в исторической ее части, ныне немыслима без принятых тогда Генрихом градостроительных решений, рассчитанных на долгую перспективу. Он застроил типичными для конца ХIХ — начала ХХ века зданиями почти всю улицу Дувановскую, часть улиц Караева и Революции (тогда Морской и Лазаревской соответственно. — Ред.). По проектам Генриха были возведены гостиницы, банки, гимназии, синематографы, элегантные дачи, доходные дома, административные и культовые здания, большинство которых в настоящее время являются объектами культурного наследия. Под его наблюдением приобретали новые черты городские набережные и возводился Дачный район, участки для разведения садов в котором распределялись еще в период с 1890 по 1894 год. По новому плану города, составленному Генрихом, Евпатория развивалась почти весь ХХ век».
По словам Струниной, в Евпатории архитектурный стиль модерн, приверженцем которого был Генрих, отличается роскошной эклектичной смесью самых разнообразных комбинаций. «Тут можно встретить здания с псевдорусскими мотивами, антикизированный модерн и даже постройки с элементами синтезированной мавританской экзотики. Плодом же истинного вдохновения архитектора явился его собственный дом (улица Кирова, 9) , построенный в 1908—1910 годах. Называемый в народе «египетским», он демонстрирует в своем великолепии гармоничность единого архитектурного и художественного замысла», — убеждена исследовательница.
Историк Владимир Кропотов утверждает, что до нашего времени в городе сохранилось около двадцати зданий, наверняка спроектированных Генрихом. В том числе здание отделения Петербургского банка (недавно там располагался ресторан «Санкт-Петербург»), синагоги, городской театр, возведенный по совместному с Павлом Сеферовым проекту. По признанию ученого, в отношении некоторых зданий мнения экспертов колеблются: при отсутствии документальных свидетельств одни склонны полагать, например, что здание гостиницы «Бо-Риваж» (в недавнем прошлом «Орбита») создано по проекту Генриха, а другие приписывают авторство Павлу Сеферову.
Казалось бы, речь идет об объектах, украсивших город не тысячу и даже не двести лет назад, однако подтверждений авторства Генриха, увы, нет. Как нет (остается надеяться, пока) никаких подлинных свидетельств о жизни архитектора после 1919 года. В частности, до сих пор неизвестно, где и когда он обрел вечный покой. «Есть сведения, что он эмигрировал. Но в 20-х годах прошлого века он уже не упоминается в Евпатории. По одной версии, Генрих уехал в Польшу, на родину. По другой, уехал сначала в Польшу, а оттуда — во Францию», — отметил Кропотов.
«Генрих работал быстро, с фантастической скоростью, — рассказывает историк. — Было желание в городе построить большую гимназию по типу Ришельевской в Одессе. Задание было дано Генриху перед Первой мировой войной. Гимназия должна была разместиться на территории нынешнего парка имени Ленина. Там тогда не было ни парка, ни строений — большой квартал. Так он создал этот проект: три этажа, с помещениями для занятий спортом, домовая церковь, здание для проживания педагогического коллектива, колоссальный комплекс — и всего за три месяца!»
Досье «ЕЗ»
Адам Генрих, дворянин по происхождению, родился 18 (30) ноября 1869 года, предположительно, в губернском городе Калиш (Царство Польское). Выпускник Лодзинского высшего ремесленного училища и Института гражданских инженеров императора Николая I в Санкт-Петербурге, до переезда в Крым Генрих работал в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел. Затем в течение четверти века служил городским архитектором Евпатории.
Игорь ЛИТВИНЕНКО
Фото с сайтов pokazuha.ru, avatars.mds.yandex.net, kartarf.ru.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 31(19378) от 16.08.2019 г.