Как не называть героем человека, вынужденного испытывать страдания всю жизнь – за то, что в возрасте 22 лет честно исполнил свой служебный долг
Поплатились потерянным здоровьем многие крепкие молодые люди, - после взрыва на реакторе Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года открылась настоящая, реальная преисподняя – невидимая глазу радиация сжигала жизни самых неуязвимых богатырей. К АЭС была перекрыта дорога – на блокпосту в Припяти стояли сотрудники МВД, обычные «гаишники». С 19 мая 1986 года на этом шоссе, сменив таких же ребят из Винницы, расположились милиционеры Кировоградского отдела МВД. В составе отряда находился и спортсмен-разрядник, бывший десантник, молодой и холостой Олег Владимирович НИКОЛАЕНКО.
С майором МВД Николаенко двадцать пятого февраля 2017 года юные журналисты «Школы юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории встретились в музее «Звезда Полынь» на проспекте Ленина. В этой части города находится целый комплекс – Чернобыльский сквер, памятник с замурованной в подножие мемориальной капсулой и уникальный музей с настоящими документами и вещами ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС…
Таких костюмов, как в экспозиции музея, у милиционеров не было. Дали маску-респиратор, этот «лепесток» всего лишь за несколько часов дежурства на блокпосту в мае 1986 года менял цвет – с хаки на коричнево-желтый. Хорошо еще, что спортсмен – милиционер Олег Николаенко не имел вредной привычки курить и не снимал респиратор «подышать».
Не так себе представлял будущее сын кадрового военного.… В Кировоградской школе, будучи учеником старших классов, он мечтал о военной профессии, усиленно занимался плаванием и дзюдо, участвовал в соревнованиях различного уровня.
Окончив школу, отслужил «срочную» в воздушно-десантных войсках, за «плечами» с 1982 по 1984 год оказались и ПОЛСОТНИ прыжков с парашютом, и путешествия в Литву и Азербайджан, и значительный жизненный опыт. Демобилизованный сержант ВДВ вернулся в родной Кировоград, о военном училище думать не хотелось - Олега Владимировича манила возможность НЕ МЕНЯТЬ место жительства.
Таких крепких, отслуживших в армии парней охотно брали в милицию. Подумав, Олег Владимирович, выбрал профессию гаишника. В 1984 году он отправился на учебу в близкий Днепропетровск, но судьба сделала «крутой поворот» и «по курсантскому обмену» украинец поехал в школу милиции в столицу Туркмении - город Ашхабад!
Самое первое сильное впечатление от Ашхабада – настоящие двугорбые верблюды на улицах. Постепенно все вокруг стало привычным, появились друзья из местного населения. Отучившись, милиционер вернулся в родной Кировоград, пора было обустраиваться во взрослой жизни. Но в 1986 году произошла Чернобыльская катастрофа, с «тревожным чемоданчиком» в руках молодой человек, полный сил и здоровья, выехал в зону отчуждения.
О страшной опасности радиации никто из них совершенно не задумывался. В нескольких населенных пунктах проводилось выселение гражданского населения – свои дома и любимые вещи бросали ни в чем не повинные люди. На это было очень тяжело смотреть. Дети и взрослые чувствовали, что покидают любимые места навсегда. На тот момент главной задачей было как можно быстрее эвакуировать всех жителей из зоны заражения. Молодые люди и семьи сразу осознавали накаленность ситуации, а вот пожилых людей, ветеранов - приходилось уговаривать, успокаивать, объяснять по несколько раз необходимость покинуть родной город, за что хочется сказать отдельное спасибо Олегу Владимировичу. Наш собеседник сам отметил, что был молод, соответственно - бесстрашен, но, когда проезжал на бронетранспортере мимо "мертвых" населенных пунктов и смотрел на улицы и дома мирного села через «прозрачную броню» ТРИПЛЕКСА, то моментами пробегали мурашки по коже от осознания того, что все происходящее - не сон, не игра, а самая настоящая реальность.
Особенно впечатлила молодого милиционера картина, представшая перед глазами в досмотренной на блокпосту машине «Скорой». В ней везли человека «оттуда», из очага - лицо пациента было обожжено и покрыто язвами.
Конец мая, первая половина июня в зоне ЧАЭС – и вместе с командировкой «улетучилось» богатырское здоровье. Головные боли, привкус металла во рту… Вернувшегося сына в Кировограде в одежде «оттуда» даже не пустили домой – он переоделся во дворе, и дымок сожженного тряпья поднялся вместе с другими дымками на разных улицах Кировограда.
Прошло время, но становилось все хуже со здоровьем. Пока, наконец, в отделении милиции Олег Владимирович не упал в обморок. А у него уже было табельное оружие. Страшно представить себе, что произошло бы, будь он в это время за рулем.
У Олега Владимировича есть орден «За мужество». У него есть смелость стойко переносить страдания. Он не считает себя героем – только человеком, честно выполнившим свой служебный долг. Если бы не такие блокпосты – как много зараженных радиацией предметов «разлетелось» бы по всему свету. Как посчитать, сколько людей он спас, не давая вывезти из Чернобыля «самое дорогое» и одновременно – смертельно опасное для множества людей?
Однажды по путевке Олег Владимирович приехал в санаторий «Буревестник» в Евпатории – и впервые за много лет почувствовал облегчение. Снова, как в далеком 1986-ом, был май. Воздух целебного Крыма принес надежду на жизнь без постоянных болей. Через некоторое время майор милиции Николаенко переехал в Евпаторию, перевез к себе родителей. Он до сих пор трудится. Большое значение он придает лечебному климату нашего курорта. В городской общественной организации «Память Чернобыля» сотрудник МВД выполняет важные общественные поручения – ведь бывших правоохранителей не бывает. Невыразимо жаль, что «прежняя жизнь» прервалась у молодого человека в 22 года – из-за страшной техногенной катастрофы, которой могло и не быть…
Виктория ГОРЬКОВА, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ «Гимназия имени Сельвинского»
Фото Анны Красковской, юнкора-эколога (МБОУ СШ №11) и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».