Предпринимателю

Евпаторийский городской фонд поддержки предпринимательства

Національний форум міст-партнерів ПРООН/МПВСР

GIZ - Сприяння економічному розвитку та зайнятости


Официальные веб-сайты Украины
Официальный сайт Президента Украины  Официальный сайт Президента Украины
Официальный портал Верховной Рады Украины  Официальный портал Верховной Рады Украины
Официальный сайт Кабинета Министров Украины  Официальный сайт Кабинета Министров Украины
Официальный портал Государственной службы занятости  Официальный портал Государственной службы занятости
Официальный сайт Верховной Рады АРК  Официальный сайт Верховной Рады АРК
   
  Главная  »  Программа развития малого предпринимательства на 2008-2011годы
УТВЕРЖДЕНО
решением городского совета
от 28 марта 2008 г. № 5-30/14
 
 
 
Программа
поддержки и развития малого предпринимательства
в г. Евпатории на 2008-2011 годы
 
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
                Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Евпатории на 2008-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 143 Конституции Украины, законами Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».
                Основой для разработки Программы послужили Стратегический план экономического и социального развития г. Евпатории на период до 2015 года, Среднесрочный план экономического и социального развития г. Евпатории на 2008-2011 годы, Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Евпатории на 2007-2008 годы, утвержденные решениями городского совета от 27.04.2007г. № 5-16/10 , от 25.09.2007г. № 5-23/8, от 27.10.2006г. № 5-7/4, соответственно, Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2007-2008 годы, утвержденная постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21.02.2007г. № 350-5/07.
                Программой предусмотрены основные направления развития малого предпринимательства в г. Евпатории.
 
РАЗДЕЛ II
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
                По состоянию на 1 января 2008г. в г. Евпатории зарегистрировано 12933 субъекта предпринимательской деятельности, из них – 2419 юридических лиц, в т.ч. 1324 - малых предприятий и 10514- субъектов предпринимательской деятельности – физических лиц. По сравнению с 2006г. число субъектов предпринимательской деятельности возросло на 480 единиц. Темп роста количества субъектов малого предпринимательства составляет: юридические лица - 109,4%, физические лица - 103,8 %.
                В сфере малого предпринимательства в г. Евпатории занято 18,9 тыс. чел., в т.ч. работающих по упрощенной системе налогообложения - 9,3 тыс.чел., что на 11,5% больше, чем в 2006г. В 2007г. было увеличено количество рабочих мест на 2708 единиц, в т.ч. трудоустроено предпринимателями - юридическими лицами - 685 человек, предпринимателями - физическими лицами – 1904 человек. Наибольший рост числа работающих произошел в сфере торговли – на 10,7%, в сфере общественного питания - на 21,2%, в сфере предоставления услуг – на 5,4%.     
                Структура малого предпринимательства по экономическим видам деятельности в настоящее время следующая:
-торговля- 58,5 %;
-общественное питание -13,2 %;
-услуги -12,0 %;
-строительство -6,3 %;
-промышленность -4,5 %;
-прочие -1,6 %.
                Предприятия малого бизнеса вносят существенный вклад в экономического и социальное развитие города. В 2007г. наблюдалась тенденция развития туристических услуг, оказываемых субъектами предпринимательства. Был организован туристический маршрут по средневековому историческому центру города «Малый Иерусалим». Созданы условия для развития культурно-этнографических комплексов, этнографического туризма, основанного на интересе потенциального потребителя к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством, культурой и историей города. Организована пешеходная экскурсия «Турецкая крепость - Гезлев».
                В последние годы отмечаются значительные изменения в развитии инфраструктуры торговли и общественного питания. В 2007 году были открыты 8 специализированных магазинов, торгово-развлекательный комплекс «Динопарк»,  4 предприятия ресторанного хозяйства, 4 предприятия бытового обслуживания. Расширилась сеть магазинов и павильонов по реализации мясных и колбасных изделий, мяса птицы от производителей.
            В период курортного сезона на территории города было размещено 1028 мест выносной торговли и оказания услуг, что способствовало созданию дополнительных рабочих мест и явилось дополнительным источником пополнения городского бюджета. Сумма долевого участия в благоустройстве и развитии города составила 4657,8 тыс.грн., что на 580,2 тыс.грн. больше, чем в 2006 году.     
                Увеличение поступлений в местный бюджет произошло по всем видам налогов, в т.ч. по единому налогу от СПД – физических лиц – на 19,3 %, юридических лиц – на 7,6 %, за торговые патенты – на 17,7 %, фиксированный налог – 13,0 %, рыночный сбор – на 13,8 %.
            Общая сумма поступлений указанных платежей в местный бюджет составила 11528,7тыс.грн., что больше по сравнению с 2006 г. на 1488,4тыс. грн. или на 14,8 %.
Удельный вес поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней за 2007 г. составил 34,8 %, что на 8,3 % больше поступлений прошлого года.
 Для создания благоприятных условий развития предпринимательства 07.12.2006 г. в городе был открыт первый в Крыму «Разрешительный центр», главной задачей которого является защита прав и законных интересов субъектов хозяйствования в нашем городе путем упрощения процедуры получения разрешительных документов. Кроме этого, субъекты хозяйствования экономя время и деньги, могут получить всю необходимую информацию относительно организации и ведения предпринимательской деятельности. Работа разрешительного центра осуществляется каждый вторник и четверг с 8.00 до 12.00ч.
Субъекты предпринимательской деятельности имеют альтернативу  в получении документов разрешительного характера, обратившись  к администраторам отдела выдачи документов разрешительного характера.
Несмотря на позитивные тенденции в развитии малого предпринимательства  не решенных проблемных вопросов, возникающих с сфере предпринимательства еще достаточно.
Основные проблемы в данной сфере деятельности:
-неудовлетворительное финансовое состояние субъектов малого предпринимательства;
- дороговизна и сложность получения кредитных ресурсов для малого предпринимательства, в т.ч. в связи с сезонностью осуществления деятельности;
- низкий уровень профессиональной подготовки работников малого предпринимательства;
- отсутствие действующих  учреждений инфрастуктуры поддержки предпринимательства, способных оказать  помощь начинающим предпринимателям;
- несовершенство налогового законодательства.
 
РАЗДЕЛ III
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРОГРАММЫ
               
Главная цель Программы – реализация государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства в г. Евпатории в приоритетных направлениях, предусмотренных Стратегическим планом экономического и социального развития г.Евпатории на период до 2015г.,Среднесрочным планом экономического и социального развития г.Евпатории на 2008-2011 годы и другими целевыми городскими программами, с целью повышения качества жизни жителей города путем вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность и создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства.
                Приоритетные направления Программы:
                участие в пределах полномочий в усовершенствовании нормативно-правовых актов в сфере малого предпринимательства;
                устранение правовых, экономических и административных преград в реализации права на предпринимательскую деятельность;
                обеспечение взаимодействия органов власти, субъектов малого предпринимательства и их общественных организаций (объединений), с целью повышения роли общественности в процессе принятия решений органами местного самоуправления;
повышение эффективности деятельности регуляторных органов в части регулирования хозяйственных отношений в сфере предпринимательства;
активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на поддержку малого предпринимательства, внедрение новых форм финансово- кредитной поддержки малого предпринимательства в приоритетных отраслях (сферах) экономики города;
                развитие городской инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
          содействие самозанятости населения;
информационная поддержка субъектов малого предпринимательства;
методическая и консультативная поддержка субъектов малого предпринимательства в вопросах ведения предпринимательской деятельности;
повышение квалификации и профессионализма субъектов предпринимательской деятельности;
разработка программы обеспечения эффективности и прозрачности городской торговли;
содействие профессиональной ориентации молодежи, формирование предпринимательских навыков. Активизация предпринимательской инициативы молодежи;
определение наиболее актуальных проблем в развитии малого предпринимательства и разработка мероприятий по их устранению;
создание условий для деятельности субъектов малого предпринимательства, поддержка крымского товаропроизводителя;
возрождение народных ремесел и промыслов, развитие этнотуризма;
стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции, расширение рынка сбыта, привлечение инвесторов, развитие деловых контактов.
 
РАЗДЕЛ IV
СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
 
1. Усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства.
           Мероприятия данного подраздела направлена на усовершенствование нормативно-правовых актов, устранение правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность, обеспечение нормативно-правовой базы, создающей оптимальные условия для развития малого предпринимательства.
           Путями усовершенствования нормативно-правового обеспечения развития малого предпринимательства являются:
            подготовка управлениями и отделами городского совета и его исполнительного комитета предложений республиканским органам исполнительной власти о внесении изменений в действующее законодательство, связанное с развитием предпринимательства, в т.ч. с упрощением регистрационных процедур и порядка выдачи документов разрешительного характера;
            усовершенствование действующих, разработка и внедрение новых кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства;
            усовершенствование механизмов налогообложения в рамках полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления в результате пересмотра нормативно-правовых актов, которые направлены на упорядочение ставок единого и фиксированного налогов, местных налогов и сборов, стоимости торговых патентов, арендной платы, дифференцированных в зависимости от видов деятельности.
          Меры, направленные на нормативно-правовое усовершенствование сферы малого предпринимательства, будут способствовать урегулированию взаимоотношений всех уровней власти и субъектов предпринимательской деятельности.
               
2. Реализация государственной регуляторной политики в сфере малого предпринимательства.
          С целью повышения информированности субъектов малого предпринимательства в вопросах государственной регуляторной деятельности, Программой предусмотрено проведение семинаров с участием общественных организаций (объединений) предпринимателей и работодателей, представителей органов местного самоуправления, контролирующих органов. Это обеспечит реализацию Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», повысит роли общественности в процессе принятия решений- регуляторных актов органами местного самоуправления.
                 Обеспечен свободный доступ к информации по вопросам внедрения регуляторной политики и улучшения бизнес – среды в городе, путем формирования информационного уголка предпринимателя управлениями (отделами) городского совета и его исполнительного комитета, занимающимися разработкой регуляторных актов.
                Эти мероприятия направлены на:
-          уменьшение влияния на предпринимательство со стороны органов власти;
-          недопущение принятия неэффективных и нецелесообразных регуляторных актов;
-          устранение преград в развитии предпринимательской деятельности;
-          оправданность государственного вмешательства;
-          совершенствование отношений между властью и бизнесом.
В целях обеспечения реализации Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» Программой предусмотрена эффективная организация работы разрешительного центра и отдела по выдаче документов разрешительного характера, способная создать благоприятные условия для получения субъектами хозяйствования документов разрешительного характера.
Улучшению взаимодействия органов исполнительной власти и субъектов малого предпринимательства будет способствовать работа Координационного совета по вопросам развития предпринимательства в г. Евпатории и деятельность рабочей группы по обсуждению проектов регуляторных актов.
 Для повышения эффективной работы Координационного совета по вопросам развития предпринимательства в г. Евпатории  предусмотрено обсуждение на заседаниях проектов регуляторных актов, анализа их регуляторного влияния и отчетов об их результативности.
 
3. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
          Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений Программы.
           В соответствии с Положением о порядке предоставления субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки Фондом поддержки предпринимательства Автономной Республики Крым, утвержденным постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым   от 28.10.2005 г. № 1489-4/05, финансовую поддержку в 2007 г. путем предоставления частичной компенсации процентной ставки в размере 70% за кредиты, полученные в финансово-кредитных учреждениях получили 2 субъекта малого предпринимательства г. Евпатории на сумму 80,0 тыс.грн.
           Основным критерием конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства являлось создание новых рабочих мест.
           В г. Евпатории в 2007 г. создана коммунальная организация «Евпаторийский городской фонд поддержки предпринимательства», которая будет предоставлять финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства, занятым созданием и развитием сувенирного производства с городской символикой, возрождением народных ремесел, путем компенсации процентной ставки за кредиты, использованные на реализацию указанных проектов.
          Мероприятия данного подраздела Программы направлены на создание в городе стабильной и гибкой системы финансово-кредитной поддержки, упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к инвестиционным и кредитным ресурсам. Для этого необходимо объединить финансовые возможности всех источников поддержки малого предпринимательства, сделать малое предпринимательство привлекательным для поступления иностранных и отечественных инвестиций.
          Для реализации поставленных целей необходимо принять ряд мер по расширению прямых и непрямых форм финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, привлечению средств отечественных и иностранных инвесторов, обеспечению рационального подхода к реализации принципов налоговой политики, поддержки начинающих предпринимателей.
 
4. Ресурсное и информационное обеспечение малого предпринимательства.
         Большинство субъектов малого предпринимательства имеют ограниченные собственные производственные ресурсы, ощущают острый дефицит в производственных площадях, служебных помещениях, земельных участках для организации деятельности. К тому же, они имеют недостаточный  уровень экономических, юридических и управленческих знаний.   Поэтому главной задачей Программы в этом направлении является предоставление им соответствующей помощи со стороны органов местного самоуправления, а именно:
            материально-техническая поддержка субъектов малого предпринимательства;
             усовершенствование информационно-консультативной поддержки малого предпринимательства, с целью повышения профессионального уровня предпринимателей;
             внедрение инновационных форм предпринимательской деятельности.
           В рамках мероприятий Программы будет продолжена работа по ведению реестра неиспользуемых свободных производственных площадей зданий (помещений) коммунального имущества. Ежемесячно информация данного реестра, будет обновляться и размещаться на веб-сайтах городского совета и управления экономики. При расчете арендных ставок для субъектов малого предпринимательства, в рамках законодательства, будут применяться понижающие коэффициенты, продолжится передача имущества коммунальных предприятий субъектам малого предпринимательства на условиях аренды (в т.ч. долгосрочной), концессии, выкупа путем аукционов и конкурсов.
          Большое значение имеет предоставление консультативно-информационной поддержки субъектам малого предпринимательства. В 2007 г. проведены 3 расширенных совещания, 7 семинаров-занятий с участием контролирующих и правоохранительных органов города, представителей общественных организаций (объединений) предпринимателей и работодателей, предпринимателей по проблемным вопросам в сфере малого и среднего бизнеса в отраслях торговли, ресторанного хозяйства и услуг, по вопросам трудового и налогового законодательства в сфере предпринимательства.
          В центральной библиотеке им. А.С. Пушкина сформирован фонд справочной литературы для предпринимательства. Общественные организации (объединения) предпринимателей и работодателей, крупные субъекты хозяйствования получили консультационные сборники «Десять шагов навстречу бизнесу» и «Десять шагов навстречу инвестору».
          Для предоставления информационной, консультативной и методической поддержки субъектам малого предпринимательства были использованы возможности средств массовой информации, сформированы специальные рубрики на  веб-сайте городского совета.
          Планируется активизировать информационную работу о возможностях получения государственной финансовой поддержки, оказываемой Фондом поддержки предпринимательства Автономной Республики Крым  о деятельности разрешительного центра и  отдела выдачи документов разрешительного характера. Продолжится работа по регулярному обновлению разделов «Предпринимательство», «Регуляторная политика» и «Государственная финансовая поддержка»  веб-сайта городского совета.
           «Горячая линия»  по оказанию консультационной, информационной и другой помощи субъектам малого предпринимательства и начинающим предпринимателям, организованная по тел. 6-00-80, пользовалась спросом. 2007 г. было принято около 880 звонков по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.
            Для повышения квалификации субъектов малого предпринимательства, ежегодно организовывалось участие 6 начинающих предпринимателей в ежемесячных семинарах-тренингах «Школа эффективного предпринимательства», проводимых Торгово-промышленной палатой АР Крыма, при финансовой поддержки министерства экономики АРК.
           В рамках государственной программы «Украинская инициатива» бесплатно прошли обучение 39 человек управленческих кадров сферы предпринимательства, в результате  они получили второе высшее образование по специальности «Экономика предприятия и менеджмент». На обучение предпринимателей были использованы 120,0 тыс. грн. средств государственного бюджета.
            С целью оказания помощи начинающим предпринимателям Евпаторийским городским центром занятости в 2007 г. предоставлена государственная финансовая помощь в виде выплаты единовременного пособия для организации предпринимательской деятельности 22 безработным на сумму 89,7 тыс.грн. Все претенденты, получившие единовременное пособие прошли обучение, по учебной программе «Предпринимательство и малый бизнес».
         Одной из задач Программы является создание условий для привлечения малого предпринимательства в инновационную сферу.
          В настоящее время недостаточно используются возможности малого предпринимательства города в освоении производства новых наукоемких изделий и услуг, не развита инновационная инфраструктура. С целью проведения просветительской работы среди предпринимателей по данным вопросам обеспечивается их участие в ежегодных республиканских конференциях «Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития малого предпринимательства». Созданы условия по ознакомлению заинтересованных предпринимателей с каталогом франшиз.
          
5. Развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, возрождение народных ремесел и промыслов.
           Инфраструктура аграрного рынка г. Евпатории включает в себя:
- 8 рынков на 3900 торговых мест, из них: 1-продовольственный, 5-смешанных, 2- авто-, мото-, велотоваров;
- 29 фирменных объектов торговли, в т.ч. 15 магазинов и 14 киосков;
- 77 выносных торговых точек по реализации сельхозпродукции, осуществляющих деятельность  в летний период.
                С целью упорядочения и улучшения работы рынков, создания надлежащих условий, как для продавцов, так и для покупателей, проведена реконструкция рынка Евпаторийского горкоопрынкторга (ул.Дм.Ульянова,11) и рынка «Универсам» ООО «Сервис-ХХII» (пр.Победы) со строительством современных торгово-сервисных комплексов.
          В 2007 году, после реконструкции, введен в эксплуатацию 2-й  комплекс рынка горкоопрынкторга, в составе 5 павильонов. Дополнительно на рынке ООО «Союз-92» организованы 148 торговых мест по реализации непродовольственных товаров, в том числе 20 – для социально незащищенных слоев жителей города.
          Сумма собственных средств, израсходованных владельцами рынков и предпринимателями на реконструкцию рынков, составила 1754,0 тыс.грн.
          Основными задачами Программы по развитию малого предпринимательства в агропромышленном комплексе являются:                
      создание условий для деятельности субъектов малого                предпринимательства;
      поддержка крымского товаропроизводителя, путем стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции; расширения рынка сбыта, привлечения инвесторов и развития деловых контактов.
         Для реализации этих задач разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие инфраструктуры аграрного рынка г. Евпатории, усовершенствование работы по обеспечению сельхозпроизводителей местами торговли, расширению ассортимента и качества сельскохозяйственной продукции, реализуемой в городе; привлечение представителей фермерских и личных крестьянских хозяйств к участию в проводимых выставках-ярмарках.
          Программа предусматривает проведение работы по созданию мастерских народных промыслов, открытию торговых мест по реализации сувенирной продукцией с символикой города мастеров народных промыслов, оказание государственной финансовой поддержки реализации данных проектов КО «Евпаторийский городской фонд поддержки предпринимательства».   
          Полной реализации планируемых мероприятий Программы будет способствовать активное участие общественных организаций (объединений) предпринимателей и работодателей, субъектов предпринимательства в выполнении запланированного.  
           
6. Организация мониторинга Программы.
         С целью контроля за ходом выполнения Программы информация о ее выполнении ежеквартально будет рассматриваться на заседании исполнительного комитета городского совета, а по итогам года - на заседании городского совета.   
       
РАЗДЕЛ V
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
          Реализация мероприятий Программы позволит:
• максимально объединить интересы субъектов малого предпринимательства с интересами территориальной громады;
• использовать городские особенности и географическое положение, природно-ресурсный потенциал с целью  социального и экономического развития города, т.е. реализовать Стратегический план экономического и социального развития г. Евпатории на период до 2015 г., Среднесрочный план социального и экономического развития г. Евпатории на период 2008-2011 г.г.;
• обеспечить рост занятости населения путем создания новых рабочих мест юридическими лицами и самозанятости;
• повысить квалификационный и профессиональный уровень субъектов малого предпринимательства;
• активизировать партнерские взаимоотношения власть-бизнес в части содействия и развития малого предпринимательства;
• улучшить государственную поддержку малого бизнеса через фонды поддержки предпринимательства;
• насытить потребительский рынок товарами и услугами в соответствии с потребностями населения;
• увеличить поступления в бюджеты всех уровней.
          Основные показатели  реализации Программы по состоянию на 01.01.2012 г. указаны в приложении № 1 к Программе.
           Мониторинг показателей реализации Программы будет проводиться ежегодно.
 
РАЗДЕЛ VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
 
           Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств местного бюджета, средств республиканского бюджета, предусмотренных Программой поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым, инвестиций и других источников, не запрещенных действующим законодательством Украины.
           Мероприятия Программы, источники их финансирования, сроки выполнения могут корректироваться с учетом экономического и социального развития города.
 

 




Решения исполкома

Решения совета

Конкурсы

Проекты к обсуждению

Вакансии