Тайны затонувших кораблей

Подводные археологи установили места гибели союзнического флота времен Крымской войны. Как пишет «Крымский ТелеграфЪ», возле евпаторийского побережья нашли свое последнее пристанище с десяток затонувших кораблей.


Долгое время о французских, британских и турецких кораблях, погибших 2 (14) ноября 1854 года во время знаменитого шторма на западном берегу Крыма (между Саками и Евпаторией), только ходили разговоры. Но пока историки спорили о том, сколько точно судов и какие именно поглотила морская пучина, грабители-ныряльщики разбирали по деталям корпуса и обшивку кораблей, продавая наиболее ценные находки на черном рынке, а все остальное сдавая на металлолом. Ведь корабли затонули у самого берега и на протяжении 159 лет лежали на мелководье.

И только в этом году археологам удалось провести тщательное обследование евпаторийского побережья, установить количество затонувших судов и даже их идентифицировать...

«Мы провели полномасштабную экспедицию в целях паспортизации объектов в этом районе, – рассказывает Виктор Вахонеев, кандидат исторических наук, заведующий отделом подводной археологии КРУ «Черноморский центр подводных исследований». – По предварительным данным, во время шторма 1854 года затоплено не менее десяти кораблей. Среди них – и английские корабли, и французские, и турецкие. Мы обнаружили восемь судов, которые лежат на глубине всего 4–5 метров и возвышаются над грунтом примерно на метр-полтора. Корабли засыпаны песком, и это сыграло положительную роль в их сохранности. То есть благодаря тому, что корабли утонули в песке, корпуса не разбило штормами на части и не разбросало по дну».

По габаритам и сохранившимся деталям археологам удалось идентифицировать суда. Например, теперь точно известно, где лежат знаменитый французский корвет «Плутон» и линейный корабль «Генрих IV». Все они разбросаны по дну примерно от Новофедоровки до Евпатории, на расстоянии 100–200 метров от берега. Один из них вообще лежит в бухте на территории евпаторийского яхт-клуба, члены которого, возможно, и не подозревают об этом.



В Музее истории Крымской войны в Евпатории хранятся фрагменты кораблей – это трофеи сознательных дайверов-любителей. Впрочем, лишь малая доля поднятого со дна добра попала в руки историков, ведь каждый турист норовит утащить с собой какую-нибудь деталь на память. Местные жители рассказывают, что с кораблей поднимали всевозможные вещи и часть такелажа, обшивочные клейма, крыши цистерн с надписями и даже металлические костыли (корабельные гвозди).

Впрочем, на месте гибели судов еще есть на что посмотреть, ведь сохранились скелеты кораблей с килями, днищевыми стрингерами и шпангоутами, и именно поэтому археологи надеются, что погибшую союзническую эскадру можно использовать в качестве туристического объекта.

В следующем году исполняется 160 лет со дня высадки десанта союзников в Крыму и начала Крымской кампании Восточной войны. Поэтому открытие нового подводного экскурсионного маршрута может прийтись весьма кстати.

Алексей ПРАВДИН.
«Крымский ТелеграфЪ»






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей