«Сяду в трамвайчик, поеду в историю…»

ДЛЯ многих евпаторийцев обычный день начинается с привычного и поэтому уже незаметного гула городского трамвайчика. Трамвай у нас стал не просто одним из видов транспорта, а своеобразным символом стабильности и благополучия города. Ходят трамвайчики – значит, Евпатория проснулась и живет своей привычной жизнью.

ТРАМВАЙ возник еще в первой половине XIX века и сегодня является старейшим видом городского пассажирского общественного транспорта. Как одно из надежнейших средств передвижения, трамвай очень популярен в Европе. В Крыму сейчас он существует только в Евпатории, что уже само по себе делает его уникальной достопримечательностью республиканского уровня.

holiday

В нашем городе трамвайное сообщение появилось еще в 1914 году, когда Евпаторией руководил С. Э. Дуван, один из ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии. Ориентируясь на Европу, Южный берег Франции, Семен Эзрович считал, что евпаторийский курорт не хуже, чем Ницца или старая часть Парижа, где «бегали» узкоколейные трамвайчики. Похожие узкоколейные «работяги» вскоре появились и в нашем на тот момент небольшом курортном городке с такими же узкими улочками.

Сегодня узкоколейная система электрического трамвая сохранилась только в четырех городах – в прибалтийской Риге, во Львове, Виннице и в Евпатории. Только в нашем городе существует одноколейная полоса с шириной между рельсами 1000 мм и разъездами на каждой второй остановке. И только здесь сохранились и функционируют старинные немецкие трамвайчики «Гота», которым уже более пятидесяти лет.

В 1986–1988 гг. в Евпатории появились чешские вагоны «Татра КТ-4СУ». В отличие от немецких вагонов, которые едут плавно, «чехи» имеют высокие скоростные возможности и по техническим характеристикам могут разгоняться до 70 км/час. Но, конечно, в пределах небольшого курортного города нет такой необходимости: расстояние между остановками составляет 300–500 метров.

К самому романтичному и экологически чистому виду транспорта у жителей и туристов выработалось доброжелательное и теплое отношение. Поэтому в обиходе его принято называть исключительно трамвайчиком.

Весной следующего года трамвайному движению в Евпатории исполняется 100 лет. Это знаменательная историческая дата для нашего города. К юбилею в трамвайном депо планируется организовать соответствующий музей. Сейчас идет подготовительная работа, собирается исторический материал. Евпаторийцы также могут принять участие в создании и организации музея, оказав помощь в приобретении выставочных экспонатов – старых фотографий, кондукторских сумок, формы и других вещей.

Особое внимание следует уделить сотрудникам трамвайного управления. Приятно отметить, что все они по-настоящему любят свое дело. В трамвайном управлении трудятся порой целыми семейными династиями. Секретом успешной работы и любви к профессии со мной поделилась одна из самых опытных сотрудников трамвайного управления Ольга Медведева, проработавшая здесь 28 лет, 25 из которых она водит трамвай: «Все очень просто. Как сказал один китайский философ, выбирайте работу по душе, и тогда вам ни одного дня не придется работать». Большой заслугой коллектива является долговечная работа старых немецких вагонов, которых не встретишь уже на территории Европы и бывшего постсоветского пространства.

Протяженность трамвайного пути в Евпатории равняется 20 км. За год этот экологически чистый вид транспорта успевает перевезти около 14 миллионов пассажиров. Сейчас функционируют пять трамвайных маршрутов: три круглогодичных, один летний (№ 4) и экскурсионный маршрут, о котором следует рассказать подробнее.

Экскурсионный маршрут «Трамвай желаний» – это одна из первых городских экскурсий и своеобразная изюминка курорта. Евпатория – единственный город, где существует трамвайный экскурсионный маршрут. За 1 час 10 минут поездки в экскурсионном вагоне перед вами пронесутся 25 веков, а профессиональные экскурсоводы расскажут много нового об истории Керкинитиды, Гезлева и современной Евпатории.

1 августа этого года «Трамваю желаний» в Евпатории исполнилось 16 лет. Длина экскурсионного маршрута составляет 11 км 860 м. За время поездки можно увидеть весь город: исторический центр старой части Евпатории, знаменитые здания, курортную зону, где до революции располагались дачные поместья богатых горожан, набережную и новые микрорайоны города.

В 2003 году на I Всеукраинском конкурсе среди 38 городов на лучшую обзорную экскурсию по городу евпаторийский «Трамвай желаний» занял первое место, обойдя такие города, как Львов и Одесса. В этом же году симферопольский поэт Анатолий Субботенко написал песню «Едет в историю трамвай Евпатория», в которой есть такие слова:

«Сяду в трамвайчик, поеду в историю,
В прошлое города дайте билет.
Я тебя знаю, моя Евпатория,
Две с половиною тысячи лет!»

В магическом «Трамвае желаний», где древняя история искусно переплетается с современностью, успели прокатиться многие известные современники актриса – Наталья Крачковская, украинская поэтесса Ирина Травень, автор книги «Прогулки по Малому Иерусалиму» Станислав Цалик. А замдиректора Эрмитажа по научной работе Анатолий Григорьев был приятно удивлен, как мастерски такой насыщенный по хронологии маршрут удалось вместить в трамвайную экскурсию.

Любая экскурсия всегда заканчивается словами известного и талантливого почитателя нашего города В. Маяковского: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории…»

Существует поверье – волшебный трамвайчик исполняет желания. Есть даже целый ритуал вхождения в вагон: надо поставить левую ногу на ступеньку, а правой рукой взяться за поручень и в этот момент успеть быстро загадать заветное желание. И все! Хотите верьте, хотите нет, но в журнале отзывов трамвайчика много благодарностей и счастливых историй о сбывшихся мечтах, очень даже серьезных. Кто-то мечтает о карьере, кто-то – о путешествиях, а многие – просто о душевном равновесии и любви к ближнему. Вот, например: «С удовольствием прокатились на вашем трамвае. У моей мамы были неприятности в жизни. Я загадала желание. Теперь все наладилось. Она познакомилась с хорошим человеком и вышла замуж. Семья Ворониных и Игониных, г. Москва». Другая запись: «Мы 15 лет жили в офицерском общежитии. А в 2007 году после поездки на трамвае желаний муж получил ордер на трехкомнатную квартиру. Семья Григорчук, г. Киев».

Постоянно экскурсионный вагон работает только летом, а в межсезонье в нем проводят дни рождения, детские экскурсии и даже свадьбы. В прошлом году «Трамвай желаний» совершил более 17000 рейсов и перевез полмиллиона экскурсантов. Очень надеюсь, что все их желания были добрыми – и на полмиллиона счастливых людей стало больше…

И в заключение хочется пожелать всем читателям «Евпаторийки»: радуйтесь жизни, стремитесь к лучшему, ведь все мы, словно в одном трамвае, постоянно движемся навстречу чему-то новому. Главное, не стесняйтесь мечтать – желания имеют волшебное свойство сбываться!


Елена БАУМ.
Фото автора.


Версия для печатиВерсия для печати | 17-09-2013, 14:44:00 |



Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей