Евпаторийская здравница :: Новости » Новости Евпатории » К 130-летию со дня рождения Бориса Ельяшевича

Евпаторийская здравница :: Новости » Новости Евпатории » К 130-летию со дня рождения Бориса Ельяшевича

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=5129


К 130-летию со дня рождения Бориса Ельяшевича

26 марта в евпаторийском комплексе караимских кенас состоялась конференция, посвященная 130-летию со дня рождения Бориса Ельяшевича, жизненный путь которого оставил яркий и неизгладимый след в истории караимского народа. Организаторами конференции были Духовное Управление религиозных организаций караимов Украины, караимская религиозная община Евпатории и Евпаторийское национально-культурное караимское общество «Кардашлар». На конференции присутствовали: заместитель начальника управления межнациональных отношений Евпаторийского городского совета Татьяна Щербинина, председатель Общественного совета при управлении межнациональных отношений Евпаторийского городского совета Александр Склярук, почетный председатель Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины Давид Эль, руководитель Евпаторийской караимской религиозной общины, избранный недавно Председателем Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины Давид Тирияки, председатель Всеукраинской ассоциации караимов «Крымкарайлар» Владимир Ормели, председатель Симферопольского национально-культурного общества «Чокрак» Галина Гладилова, член правления Московского караимского общества - племянник Бориса Ельяшевича Илья Бабаджан, главный хранитель фондов Евпаторийского краеведческого музея Наталья Дмитерко, старейшина караимского общества Симферополя Тамара Ормели, один из руководителей Симферопольской религиозной общины Александр Бабаджан, смотритель музея истории и этнографии крымских караимов им. Семиты Кушуль Виталий Тирияки, караимы из Москвы, Симферополя, Бахчисарая, Стамбула.
.
.
.
После утреннего субботнего богослужения и благотворительного завтрака Председатель Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины Давид Тирияки открыл конференцию. Он поприветствовал всех участников конференции, которые приехали отдать дань уважения и памяти старшему газзану евпаторийских кенас Борису Ельяшевичу. Затем выступил председатель Евпаторийского национально-культурного караимского общества «Кардашлар» Сергей Синани. Со страницами биографии Бориса Ельяшевича всех присутствующих ознакомил Александр Тирияки. О религиозной и общественной деятельности Бориса Ельяшевича рассказала Анна Паша. Главный хранитель фондов Евпаторийского краеведческого музея Наталья Дмитерко рассказала об участии Бориса Ельяшевича в формировании и сбережении фондов «Карай-Битиклиги» — национальной караимской библиотеки в Евпатории. С сообщением о литературной и научной деятельности Бориса Ельяшевича выступил смотритель музея истории и этнографии крымских караимов им. Семиты Кушуль Виталий Тирияки.
.
.
.
Большое впечатление на всех участников конференции произвело выступление старейшины караимского общества Симферополя Тамары Ормели, дочери Исаака Ормели - соученика и друга Бориса Ельяшевича по Александровскому Караимскому Духовному Училищу, которая рассказала о встречах и товарищеских отношениях двух семейств. Кстати, в прошлом году вышла в свет ее книга рецептов караимской кухни «Все лучшее для гостя дорогого». Изюминка издания состоит в том, что все рецепты изложены в авторских стихах. О московском периоде жизни Бориса Ельяшевича с присутствующими поделился его племянник Илья Бабаджан, который передал в дар музею истории и этнографии крымских караимов им. Семиты Кушуль и возрожденной национальной караимской библиотеке «Карай-Битиклиги» бесценные семейные реликвии – фотографии, книги и рукописные материалы Бориса Ельяшевича. С большим волнением присутствующие прослушали аудиозаписи караимских молитв в исполнении Бориса Ельяшевича, которые были записаны на магнитофон незадолго до его кончины и представляют собой уникальнейший этнографический материал, содержащий мотивы народных песен XVII и XVIII вв.
Председатель Общественного совета при управлении межнациональных отношений Евпаторийского городского совета,  заместитель председателя Евпаторийского городского отделения Крымского Армянского общества Александр Склярук рассказал о своих впечатлениях от встреч с Борисом Ельяшевичем в юношеские годы. Председатель Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины Давид Тирияки рассказал о новаторстве в деятельности Бориса Ельяшевича, который одним из первых переосмыслил роль караимского газзана. Он увидел в нем не только закостенелого догматика, но и разносторонне образованного, эрудированного, постоянно работающего над собой духовного лидера. Борис Ельяшевич собирал фольклорный материал, организовал первый караимский хор, составил биографический очерк об Илье Казасе, а также первый каталог рукописей караимской библиотеки «Карай-Битиклиги» и подробное описание Большой Соборной кенаса, собрал богатейший материал о выдающихся караимах и составил биографический словарь.
Председатель Всеукраинской ассоциации караимов «Крымкарайлар», советник Председателя Верховной Рады АРК Владимир Ормели за добросовестный труд и высокий профессионализм вручил благодарность Председателя Верховной Рады АРК Владимира Константинова Оксане Алтуниной - руководителю народного ансамбля «Фидан» ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар». После завершения работы конференции ее участники ознакомились с экспонатами материальной и духовной культуры караимского народа, которые были выставлены в специально оформленных витринах и стендах а также совершили экскурсию по туристическому маршруту «Малый Иерусалим».
.
.
.
Биографическая справка:
Борис Саадьевич Ельяшевич родился 13(25) марта 1881 года в г. Поневеж (ныне — Литва). В 1892 году семья Ельяшевичей переехала в Москву. От своего отца — Саадьи Семёновича Ельяшевича — он усвоил караимскую и русскую грамоту, унаследовал необычайный патриотизм и страстную любовь к родной культуре. Поскольку семья бедствовала, московское караимское общество за свой счет послало 14-летнего Бориса в Евпаторию, где в 1895 году открылось караимское училище по подготовке учителей для караимских школ. После отличного окончания Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории, Борис Саадьевич уехал в Москву, где проходил воинскую службу в армии. За несколько месяцев до окончания службы, Ельяшевич заручился поддержкой И. И. Казаса — инспектора АКДУ — о работе учителем в Евпатории, где и прослужил 18 лет. Обладая хорошим музыкальным слухом и приятным мелодичным голосом, Борис Саадьевич организовал из учеников караимских школ духовный хор.
После избрания С. М. Шапшала в 1915 году караимским гахамом, Борис Саадьевич Ельяшевич, согласно существовавшему в то время положению, стал его заместителем, будучи старшим газзаном Соборной кенаса Евапатории. В начале 20-х годов прошлого века эмигрировал гахам, по причине голода выехал в Москву инспектор АКДУ А. И. Катык и заведующий караимской библиотекой С. С. Ельяшевич. Советской властью было упразднено АКДУ и Караимское Духовное Правление. Из всех работников караимских институций в Евпатории остался Б. С. Ельяшевич. Он поселился при библиотеке-музее, и в течение 9 лет бесплатно нёс охрану материально-культурного наследия караимского народа.
В 1928 году над библиотекой «Карай-Битиклиги» нависла угроза ликвидации и расчленения ее фондов по разным библиотекам. Убедившись, что спасти, ее от расчленения невозможно, Борис Саадьевич поехал в Ленинград, где обратился к академику П. К. Коковцеву, а через него - в Академию наук, и добился, чтобы ценнейшие собрания караимских рукописей были переведены на хранение в Ленинград в библиотеку им. Салтыкова—Щедрина, а другая часть духовного наследия караимов - в Москву, в библиотеку им. Ленина. Благодаря этому ценнейшие караимские материалы сохранились до наших дней.
После закрытия библиотеки-музея «Карай-Битиклиги» в 1929 году — последнего караимского учреждения в Евпатории, Борис Саадьевич Ельяшевич переехал с семьей в Подмосковье, в связи с болезнью отца. Это время было для него наиболее тяжелым, так как он имел духовный сан и считался лишенцем, не имея право работать на государственной службе. Тем не менее, он работал простым служащим, учителем музыки в школе.
В начале 1930 годов Бориса Саадьевича вместе с отцом Саадья Семёновичем (который имел духовное звание «эрби», то есть имел право быть караимским учителем и газзаном) вызвали в НКВД. Борису Саадьевичу предложили написать в газету, и отказаться от духовного сана, на что он ответил отказом: «Это я сделать не могу, мой народ сочтет меня изменником», и остался по-прежнему лишенцем.
В марте 1946 года караимы Евпатории обратились к Ельяшевичу с письменным приглашением возглавить общину и занять должность газзана при кенаса. Борис Саадьевич дал своё согласие и незамедлительно переехал в Евпаторию, где горячо был встречен всеми единоверцами. В Евпатории Ельяшевич вновь единогласно избран и утвержден Совмином СССР на должность газзана.
Ельяшевич прослужил газзаном до июля 1958 года, и оставил должность по причине старости и слабости здоровья. Менее чем через год караимская кенаса в Евпатории была закрыта, а сама община снята с регистрации.
Прожив долгую, трудную и интересную жизнь, Борис Саадьевич Ельяшевич скончался 9 января 1971 года, похоронен на Евпаторийском караимском кладбище. Но память о нём не угасает, и ежегодно в начале января в кенаса Евпатории звучит поминальная молитва о «последнем печальнике караимов» — Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич.

Версия для печатиВерсия для печати | 04-04-2011, 14:58:00 |