Все по-взрослому

Недавно в Евпатории на сцене Крымского государственного ТЮЗа завершился международный фестиваль «Земля. Театр. Дети Pro». В этом году его участниками впервые в истории стали исключительно профессиональные театры, что и нашло отражение в названии. Они привезли на фестиваль спектакли, ориентированные на семейный просмотр.


Точка сбора

Крымский ТЮЗ устроил инсталляцию в советском стиле прямо у входа в театр: гостей фестиваля встречал солнечный евпаторийский пляж родом из детства. А в галерее theHARASHO в первый день июля открылась персональная выставка известного художника Ленура Велиляева.

По словам министра культуры РК Татьяны Манежиной, с 1991 года, когда фестиваль провели впервые, он стал «своеобразной точкой сбора всех неравнодушных к детскому искусству».

— Фестиваль выполняет важную миссию, способствуя укреплению единого культурного пространства, а также развитию сотрудничества между лучшими театральными коллективами, — убеждена глава республиканского Минкультуры. — Отмечу особую важность фестиваля для многих только начинающих свою деятельность театров России. Ведь именно здесь у молодых талантливых творцов есть шанс проявить свои способности… Возможно, именно здесь, на берегу Черного моря, зажгутся новые звезды, а их имена запомнятся на долгие годы и еще не раз порадуют своим вкладом в наше великолепное искусство.

Директор Крымского ТЮЗа Нина Пермякова поблагодарила всех участников фестиваля за то, что приехали на этот праздник искусств, несмотря на огромный тяжелый путь. Кроме того, и самим театралам, и зрителям фестивальных спектаклей она пожелала полюбить Евпаторию так же, как театр.

Председатель экспертного совета фестиваля доцент кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина Елена Ласкавая, приветствуя участников и гостей, призналась, что счастлива быть свидетелем этого праздника.

— Думаю, что все гости фестиваля увидели чудо прикосновения к искусству, — добавила она.

Кстати

В мае этого года исполнилось 35 лет со дня рождения центра театрального искусства «Золотой ключик», на базе которого в 2019 году открыли Крымский государственный ТЮЗ. В структуре театра удалось сохранить детскую театральную студию, которая носит имя «прародителя» ТЮЗа. За прошедшие 35 лет на сценах театра сыграно 185 премьер, а его выпускниками стали более десяти тысяч юношей и девушек. Каждый год в Крымском ТЮЗе играют более 250 спектаклей, а сам театр посещают более 20 тысяч зрителей. Сейчас в репертуаре театра 33 спектакля, а в штате — более ста человек, в том числе 20 актеров.


Без церемоний

После того, как в 2019 году на базе международного центра искусства «Золотой ключик» возник Крымский государственный ТЮЗ, среди гостей фестиваля стало больше профессиональных трупп. Они привозили спектакли для семейного просмотра.

— К сожалению, в этом году по понятным причинам нам не удалось подтвердить статус международного, хотя один член экспертного совета, наш многолетний гость, ­все-таки заехал «контрабандой» из Литвы, — рассказал художественный руководитель Крымского ТЮЗа Андрей Пермяков. — Несмотря на серьезные проблемы с логистикой, нам удалось собрать весьма яркую фестивальную афишу и достойные коллективы. В частности, это Московский областной государственный театр юного зрителя под управлением Нонны Гришаевой, драматический театр «Поиск» из Лесосибирска, Буинский государственный драматический театр, Саратовский академический театр юного зрителя имени Юрия Киселева, Севастопольский театр юного зрителя, Крымский академический театр кукол, Театр у Нарвских ворот из Санкт-Петербурга и Театр для детей и молодежи «Мастерская» из Самары.

По словам Пермякова, фестиваль, известный яркими ежедневными уличными шоу, в этом году полностью ушел с открытых площадок. Более того, даже на сценах театра не было помпезных церемоний открытия и закрытия.

— Но зато в этом году впервые человек с улицы мог попасть на любой фестивальный спектакль, — пояснил он. — Для этого нужно было всего лишь купить билет. Раньше у нас было очень много участников, которые смотрели работы друг друга. Залы в нашем театре маленькие, и если даже на ­какие-то спектакли продавались билеты, то их было не более десятка. Теперь у крымчан и гостей полуострова появилась прекрасная возможность познакомиться с творчеством хороших театров.


Мастер-­класс как фестиваль

Традиционно фестивальные спектакли оценивал экспертный совет. В его нынешний состав, помимо председателя доцента кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина Елены Ласкавой, вошли театральный критик, директор творческих проектов Театра на Таганке Елена

Груева, заведующий кафедрой театральной режиссуры Самарского государственного института культуры, главный режиссер Самарского театра для детей и молодежи «Мастерская» Александр Мальцев и старший преподаватель кафедры хореографии и кафедры актерского искусства Самарского государственного института культуры, хореограф-­постановщик Самарского академического театра оперы и балета имени Шостаковича и Самарского театра юного зрителя

«СамАрт» Павел Самохвалов. Всю неделю специалисты из Москвы, Самары и Челябинска проводили в Крымском ТЮЗе различные мастер-­классы для театралов.

По словам Андрея Пермякова, в театре вынашивают идею ежегодно чередовать фестиваль для профессионалов с фестивалем, в котором бы участвовали детские театральные коллективы.

— Ее мы намерены предложить Министерству культуры Крыма, — рассказал он. — Если поддержат, то будет так. Сейчас мы ищем новую концепцию фестиваля, чтобы на фоне остальных он выделялся. К примеру, «Фабрика Станиславского» — фестиваль актерский, на котором не вручается приз за лучшую режиссуру, а сродни гран-при награда за лучший актерский ансамбль. Или проводимый в Севастополе всероссийский фестиваль «Сказочное королевство», который собирает спектакли-­сказки. Мы смотрим ­все-таки в сторону фестиваля-­пользы, а не только фестиваля-­праздника. Поэтому, скорее всего, будем рассматривать концепции, связанные с фестивалем-­лабораторией, фестивалем-­мастер-классом. Возможно, это будет серия лабораторий в течение года и фестиваль как ее итог. Так, в прошлом году мы провели лабораторию «Театр + дизайн», и это было здорово. Ее курировали дизайнер из Санкт-­Петербурга Ксения

Люстикова и театральный художник из Севастополя Ольга Долгова. На протяжении недели крымские студенты, будущие дизайнеры, создавали под их началом плакаты к фестивальным спектаклям.

Сам Крымский ТЮЗ на этом фестивале представил вне конкурса три премьерные работы разных постановщиков: «Пиноккио», «Мертвые души» и «Трактирщица». По традиции в этом году организаторы фестиваля присудили и премию имени Олега Пермякова — сооснователя «Золотого ключика». Его имя, кстати, отныне официально будет носить Крымский ТЮЗ. Правда, лауреата премии объявили гораздо позже, чем номер нашей газеты ушел в печать.

— Но это будет очень известный человек, которого знают не только в театральных кругах, но и очень любят кино- и телезрители, — рассказал «ЕЗ» худрук Крымского ТЮЗа Андрей Пермяков.

Позже «ЕЗ» сообщит о том, кто же в этом году был удостоен этой высокой награды.

Среди лауреатов премии — театры из России, Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Болгарии, худрук Губернского театра Сергей Безруков, худрук РАМТа Алексей Бородин, артистка Роза Хайруллина.

Пока верстался номер

Накануне вечером экспертный совет определил победителей фестиваля. Лучшим спектаклем стал «Невидимый мальчик» городского драматического театра «Поиск» из Лесосибирска Красноярского края. В номинации «Лучший актерский ансамбль» победила постановка «Муфта, полботинка и моховая борода» детского драматического «Театра у Нарвских ворот» из Санкт-Петербурга. Лучшей женской ролью эксперты признали Барыню, сыгранную заслуженной артисткой Татарстана Гульзадой Камартдиновой в спектакле «Барыня» Буинского государственного драматического театра. Приз за лучшую мужскую роль получил актер Семен Сковородин, исполнивший роль Зайцева в спектакле Севастопольского театра юного зрителя «Лайк или дислайк». Лучшим актерским дуэтом члены экспертного совета признали работу Андрея Галкина и Кирилла Шевырева в спектакле «Звук позади самолета, или Разговор, которого не было» Театра для детей и молодежи «Мастерская» из Самары. Победителем в номинации «Преданность искусству театра кукол» стал Крымский академический театр кукол (Симферополь), «За смелый эксперимент на территории инклюзивного театра» — Саратовский академический театр юного зрителя имени Юрия Киселева и «За создание сказочной атмосферы в спектакле» — Московский областной государственный театр юного зрителя (Москва) с постановкой «Сказки на всякий случай».

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото пресс-­службы Крымского ТЮЗа.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 26(19525) от 08.07.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей