Космический связной

Воистину, прав был Корней Чуковский: в России надо жить долго. В этом плане бывшему командиру Центра дальней космической связи в селе Витино Василию ИВАНОВУ действительно повезло. В свои 90 — общаясь с ним, трудно поверить в столь внушительную цифру — он стал Почетным гражданином Евпатории. Замечательный евпаториец рассказал «ЕЗ» о том, чем был насыщен его жизненный и трудовой путь.


Почетный гражданин СССР

Не скрывая тихой радости от награды, которая настигла его — шутка сказать! — на десятом десятке, Василий Иванович рассказывает, что почти на полвека раньше стал почетным гражданином… Советского Союза! Да-да, было такое звание в Стране Советов с 1949 года. И хотя в официальной советской историографии принято говорить о том, что в том же 1949м звание было упразднено и его обладателями стали лишь Лаврентий Берия и Игорь Курчатов, Иванов говорит, что был удостоен именно этого звания в 1973 году.

— Я тогда работал в космической отрасли уже главным инженером, посчитали, что заслужил, — рассказывает он. — Награжденных этим званием были, скорее всего, тысячи. И как раз военных среди них было не так много. Никаких доплат за это звание не полагалось. Тогда главными были не деньги, а положение в обществе, честь, достоинство.

Официальная формулировка о награждении Иванова званием почетного евпаторийца гласит: «За особые заслуги при выполнении служебного долга, за значительный личный вклад в повышение боевой готовности, участие в международных программах космических исследований и получение результатов мирового уровня». Будто считая все это недостаточным для награды, Василий Иванович, как бы оправдываясь, признается:

— За восемь лет, которые я был командиром Центра дальней космической связи, мы ежегодно вводили в эксплуатацию по одному многоэтажному дому (минимум 80квартирному). В них проживали не только наши военнослужащие. На нижних этажах этих домов, как правило, размещались магазины и иные заведения. Еще построили детский сад и самую большую на тот момент котельную в городе, рассчитанную на три микрорайона.


«Утерли нос американцам!»

Надо сказать, что восемь лет командования Ивановым этой научно-­исследовательской, в сущности, войсковой частью были самыми сложными в ее истории. Тогда ей приходилось участвовать в управлении орбитальными станциями «Салют-7» и «Мир», автоматическими межпланетными станциями на Луне, Венере, Марсе, орбитальным кораблем «Буран», а также изучать комету Галлея.

— Мы тогда утерли нос американцам! — улыбается Василий Иванович. — Они ведь тоже послали на эту комету свои аппараты. Но они промахнулись, у них отказала вся аппаратура и ТВ-оборудование. А мы все сделали полностью!

Заодно приходилось решать задачи, связанные со строительством жилых домов и других объектов в городе, заниматься многими вопросами жизни и быта гарнизона. За эти годы личный состав НИП-16, как тогда назывался Центр дальней космической связи, без замечаний выполнял управление космическими аппаратами, показывал хорошие результаты на итоговых проверках.

Этот пункт отличался от предыдущих, где Василий Иванович проходил службу, не только особенностями выполняемых задач, но и традициями, участием в работах большого количества промышленников, ученых, конструкторов, руководителей научных институтов. Здесь служба свела его с известными учеными и руководителями. По словам Иванова, многолетний опыт командирской работы убедил его, что порядок и дисциплина в части зависят прежде всего от работы командиров подразделений, имеющих прямой контакт с личным составом. Талант и трудолюбие лучшие командиры подразделений впоследствии реализовали на постах руководителей крупных воинских коллективов. За успешное освоение новой техники и выполнение задач по управлению космическими аппаратами в октябре 1983 года Иванова наградили орденом «Трудового Красного Знамени». В августе 1988 года, в день прощания с частью, полковнику Иванову шел 57-й год. Из них 37 календарных лет были отданы служению Родине в Вооруженных Силах Советского Союза.

Постоянное внимание и помощь центру оказывали руководители Евпатории. Эта традиция по сей день не только сохранилась, но и за прошедшие годы значительно приумножилась.

После вхождения Крыма в состав России, уверен ветеран вооруженных сил, центр возродился, получив новое название: войсковая часть 81415.

— Сейчас он продолжает славную традицию, заложенную предыдущим поколением, — считает Василий Иванович. — Поздравляя коллектив части с профессиональным праздником, Днем космонавтики, ветераны центра всегда желают новых достижений в освоении космоса.


От «Темпа» до «Каскада»

Начинал военную карьеру Иванов не с руководящих должностей. Первым его «университетом» стало педагогическое училище в городе Канаше (Чувашия). В него он поступил 14-летним юношей.

— Все очень просто: в педучилище давали карточки на хлеб и платили стипендию, а это был голодный 1946-й, — спустя три четверти века объясняет Василий Иванович свой тогдашний профессиональный выбор.

По окончании училища в 1950-м он год работал учителем в Вутабосинской семилетней школе, где ранее сам сидел за ученической партой. Пока в 1951 году не стал курсантом Серпуховского авиационного училища, которое окончил в 1953-м.

— Когда исполнилось 18 лет, в райкоме Комсомола сказали: «Вася, все равно тебя призовут на срочную службу, а сейчас у нас шефство над Военно-морским флотом и авиацией», — вспоминает он. — Я был рад возможности пополнить ряды военных летчиков. Тем более что после войны на военнослужащих мы смотрели как на героев. Я отправился в военкомат. Там спрашивают: в какое авиационное училище будешь поступать? Я малейшего понятия не имел. Перечисляют их, и вдруг при слове «Серпухов» кто-то говорит, что это рядом с Москвой. Ну, я и сказал, что выбираю училище в Серпухове. Провожая меня туда, в военкомате еще сказали: «Через два года вернешься сталинским соколом!» А по прибытии в училище я узнал, что оно техническое. Экзамен сдал на отлично и выбрал радиофакультет. Служил в авиации до 1959 года техником и старшим техником. А потом поступил в Рижское высшее авиационное инженерное училище, которое вскоре расформировали. После этого в 1960-м мне удалось перевестись в Ростовское высшее командно-инженерное училище. Его я окончил в 1964 году.

Там 12 апреля 1961 года вместе с сокурсниками студент Иванов встретил весть о первом полете человека в космос.

— У нас шли занятия, и вдруг открывается дверь — и аудиторию наполняет радостный крик: «Ребята, в космосе наш человек первый!» Какое уже занятие!.. Для учебы день пропал.

После окончания училища молодого специалиста направили на службу в систему Командно-измерительного комплекса.

— Начинал работать инженером станции «Темп» Сартичальского командно-измерительного пункта (НИП-11) в Грузии, затем — главным инженером этой станции, — вспоминает Василий Иванович. — После этого был аттестован на должность начальника Воркутинского НИП-18, где прослужил четыре года. Затем вернулся вновь в Сартичалу — два года на должности начальника Сартичальского НИП-11. Но самый яркий и ответственный период моей службы прошел в Евпаторийском НИП-16 — Центре дальней космической связи.

Крушение Советского Союза для Иванова стало шоком.

— Многое, во что я верил, рухнуло, — говорит он. — По-моему, это для всех был большой шок. Часто задаются вопросом: как же офицеры допустили распад Союза? Советская Армия четко выполняла приказы. Приказа не было. А его в августе 1991-го, признаться, в армии ждали.

После распада СССР, считает Василий Иванович, власти Украины поступили глупо, отказавшись от предложения Москвы совместно заниматься космосом.

— В ответ Россия все три украинских центра космической связи (в Дунаевцах Хмельницкой области, в поселке Школьном и под Евпаторией) отключила от единого центра управления полетами, — продолжает ветеран. — Спустя пару лет Украина спохватилась, но было уже поздно. Российские центры космической связи модернизировали, и это позволило им самостоятельно управлять своими космическими аппаратами. А в 60–80-х годах прошлого века Советский Союз являлся ведущим государством в освоении космического пространства. Многие свершения в космосе впервые в мире были достигнуты благодаря таланту и работе наших ученых, конструкторов и многочисленных трудовых коллективов. Значительную долю в эти достижения вложили сотрудники евпаторийского Центра дальней космической связи. Только из этого, единственного в Союзе, уникального центра велось управление межпланетными автоматическими станциями, направляемыми к планетам Солнечной системы.


«Тогда еще город не был такой большой»

С первых же дней после увольнения в запас до распада СССР Василий Иванович трудился в специальном конструкторском бюро «Комплекс» Центрального научно-производственного отделения «Каскад». В 1994–2008 годах был представителем правительства Чувашской Республики в Крыму. На этом посту он небезуспешно налаживал между регионами торговые связи. А с Евпаторией познакомился в 1965 году, когда сыну-пионеру дали путевку в здешний оздоровительный лагерь. То есть за 15 лет до того, как был переведен в НИП-16.

— Решили, что сына в пионерлагерь повезет жена, а я тем временем поеду в Москву, чтобы достать там мебель для нашей недавно полученной двухкомнатной квартиры, — рассказывает он. — Там с приключениями ­достал-таки мебель, отправил гарнитур контейнером домой, после чего отправился в Евпаторию. Здесь мы арендовали угол у местной жительницы в однокомнатной квартире, разделенной занавеской. Правда, утром с восходом солнца на катере отправлялись на Новый пляж, натягивали там простыню на четыре палки и под таким самодельным навесом проводили день. А там были и столовая, и сухое вино, и так далее. Вечером, накупавшиеся и загоревшие, возвращались назад на ночевку. В городе, по сути, мы и не были, поэтому я его не знал. Да и сам он тогда был еще не такой большой.

Отметим, что в ту пору в ЦДКС вовсю функционировал уникальный для своего времени комплекс «Плутон», созданный для управления космическими аппаратами и приема с них информации по программе «Венера-Марс», нацеленной на исследование планет солнечной системы. Комплекс в то время составляли три раздельные антенны АДУ-1000: две приемные на первой площадке ЦДКС у села Витино и одна передающая на второй площадке вблизи села Уютного. В ноябре 1962 года при помощи «Плутона» из Центра дальней космической связи отправили первое в истории человечества радиопослание внеземным цивилизациям. Его инициатором стал научный сотрудник Института радиотехники и электроники Академии наук СССР Олег Ржига, а адресатом — планета Венера. Послание составили слова «Мир», «Ленин» и «СССР».

Кстати

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной, на момент окончания которой Иванову было всего 13 лет, Василию Ивановичу присвоен статус ветерана войны.

— Мы с малых лет трудились в сфере сельского хозяйства, — вспоминает он. — Я с десяти лет ходил за плугом, рядом с мамой работал на уборке урожая. Будучи шестиклассником, один учебный год из-за работы даже не ходил в школу, чтобы помочь выжить младшим сестренкам и братишкам. Отец находился на фронте, семью надо было кормить.

Игорь ЛИТВИНЕНКО. Фото автора и из архива Василия ИВАНОВА.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 24(19523) от 25.06.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей