Евпаторийская здравница :: Новости » Культура » Пара фраз о «Парафразе»

Евпаторийская здравница :: Новости » Культура » Пара фраз о «Парафразе»

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=25730


Пара фраз о «Парафразе»

Евпатории, несомненно, повезло в том, что именно здесь находится Крымский государственный ТЮЗ. В нем жители и гости полуострова могут посмотреть яркие постановки не только служащих в нашем театре мастеров, но и познакомиться с лучшими без преувеличения театральными работами ведущих российских режиссеров. В том числе в рамках общероссийской театральной программы «Большие гастроли». На прошлой неделе в Евпатории свои спектакли представил Глазовский драматический театр «Парафраз». Все они поставлены его главным режиссером, самобытным и талантливым художником Дамиром Салимзяновым.

Дебютировали гости из Удмуртии «Просто игрой» — ориентированным на самых маленьких зрителей представлением о мире детской фантазии, волшебства и смеха. Продолжили гастроли комедией по мотивам пьесы Гильерме Фигейредо «Сейчас не до любви». Этот спектакль можно разбирать на цитаты, после него хочется все выключить, забыть и просто побыть с тем, кого любишь. Восторженные зрители аплодировали стоя и долго не хотели отпускать артистов. Именно в Евпатории на следующий день актеры «Парафраза» отыграли последние два показа спектакля «Байки с Бейкер-­стрит». Очевидно, что это не только история о раскрытии преступлений, но и об истории театра, о его возможностях, о том, как из ничего можно сделать целый мир.

Визит театралов из Удмуртии стал ответным. В апреле на сцене Глазовского драмтеатра прошли «Большие гастроли» республиканского ТЮЗа. Крымские артисты, в частности, представили спектакли «Аз есмь тварь» (по мотивам произведения Виктора Понизова в постановке Сергея Новикова), «Мюнхгаузен» (по рассказам Рудольфа Эриха Распе в постановке Андрея Пермякова) и «Собака» (по мотивам произведения Нодара Думбадзе в постановке Лили Муслединовой). Глазовские зрители с большим теплом приняли работы крымчан. Не стесняясь эмоций, они благодарили за театральный праздник организаторов «Больших гастролей» и артистов Крымского ТЮЗа, от которых, по признанию самих глазовцев, невозможно глаз было оторвать. При этом большая часть зрителей подчеркивали гармонию формы и содержания в постановках наших земляков.

— Театр Дамира — самобытный, интерпретационный, — рассказал в комментарии «ЕЗ» художественный руководитель Крымского государственного ТЮЗа Андрей Пермяков. — Это очень родственный нам театр, можно сказать, театр-­побратим. В разные годы мы ставили одни и те же пьесы: «Поющего поросенка», например, или «Питера Пэна». Как и мы, они выросли из студии. Сам Дамир Салимзянов — безумно известный в театральной среде человек как режиссер и как драматург. К слову сказать, сейчас он ставит спектакль в Театре на Таганке. В свое время у нас в театре шел спектакль по его пьесе «Принц Кролик».

И «Парафраз» в его нынешнем виде как театр собрался вокруг Дамира Салимзянова, убежден Пермяков. Не скрывая восторга от спектакля «Просто игра», худрук Крымского ТЮЗа отметил, что ключиком к такого рода постановкам является детская фантазия.

— Это удивительный замес фокусов, игр, — говорит он. — Мы применили этот прием в «Золотой антилопе», в «Волшебнике изумрудного города». В финале спектакля звучит голос мамы мальчика — и ты вдруг понимаешь, что то, что происходило на сцене, было потрясающей игрой ребенка в своей комнате. Это то, что может действительно происходить в сознании детей. На сцене явлен мир через призму детского восприятия. И становится ясно, что в этой темной комнате этот мальчик лепил из пластилина фигурки, они запрыгивали ему на плечи, на голову. Они оживали в мире его детской фантазии.

Из-за спектаклей в Евпатории занятый сейчас в столичных театрах Салимзянов приехал в Крым.

— Мне интересно ездить и смотреть, и это едва ли не главная причина, — признается он. — Во-вторых, я прекрасно понимаю, что здесь другое пространство, и одна из задач режиссера — помочь артистам внести в это другое пространство спектакль. Мы многое меняли. Я считаю, что приехал поработать, помочь артистам освоиться в новом пространстве, приехал, потому что мне нравится бывать в новых местах. К тому же некоторые спектакли мы здесь сыграли в последний раз. У нас не репертуарный театр, близкая к бродвейской система. Мы считаем число проданных на спектакль билетов и даже очень любимые спектакли закрываем в ­какой-то момент. Проще и интереснее поставить новый спектакль.

По словам режиссера, выбор спектаклей, с которыми в рамках гастролей «Парафраз» выступил в Крыму, был обусловлен несколькими причинами.

— Это и количество актеров, и способность вписать спектакль в другую сцену, — пояснил он. — У нас есть, например, спектакли-­блокбастеры, которые просто не влезут на эту сцену. Мы смотрели, чтобы спектакль хорошо вписался, чтобы его было удобно перевозить с соответствующим количеством артистов.

Режиссер признался, что ориентированный на самого маленького зрителя спектакль «Просто игра» — стратегический, как и другие постановки, рассчитанные на детей.

— Важно, чтобы, посмотрев его, маленький зритель, который впервые пришел в театр, понял, что театр — это чудо, и ему захотелось прийти во второй раз, — говорит Салимзянов. — Спектакли для детей постарше пронизаны идеей о том, что в театре из ничего может возникнуть весь мир. И те, и другие рассчитаны на взращивание своего зрителя. Чтобы взрослый воспринимал театр легко, его нужно к этому подготовить. Готовить надо с детства.

Мастер отметил темпераментную реакцию крымского зрителя:

— Нас любят на родине, но здесь реакция более бурная — уж смех, так смех.

Справка «ЕЗ»

Стартовавшая в 2014 году программа «Большие гастроли» Минкультуры РФ призвана формировать и объединять единое культурное пространство страны, расширяя рамки творческого взаимодействия театральных коллективов, способствовать привлечению новой зрительской аудитории на территории России и стран ближнего зарубежья. Благодаря «Большим гастролям» зрители знакомятся с лучшими постановками российских и русских зарубежных театров, масштабные гастроли которых проходят с полноценными декорациями и костюмами, основным актерским составом, с участием выдающихся представителей театрального искусства.

География проекта простирается от Калининграда до Камчатки, от Дербента до Чукотки, а спектакли предназначены для самой широкой аудитории — взрослой, семейной и детской. Программа «Большие гастроли» реализуется в рамках Всероссийского гастрольно-­концертного плана Министерства культуры РФ и открыта для сотрудничества с профессиональным театральным сообществом во всех регионах России и странах ближнего зарубежья.

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото пресс-­службы Глазовского драматического театра «Парафраз».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 18(19517) от 13.05.2022 г.