Виктория СЕРЕБРЯНСКАЯ: «Журналист должен вносить свет»

Накануне наша страна отметила День российской печати. По традиции к этой дате «ЕЗ» рассказывает о журналистах Евпатории. В этом году в преддверии праздника мы поговорили с замечательным представителем этой профессии (а еще самобытным педагогом и художником), руководителем Евпаторийской городской организации Крымского регионального отделения Союза журналистов России Викторией СЕРЕБРЯНСКОЙ. В беседе с корреспондентом нашего издания она рассказала об особом педагогическом опыте, который изменил отношение к профессии, болезненном переживании связанных с работой противоречий и миссии журналистики.

— Активно сотрудничая с разными средствами массовой информации, вы руководите воскресной школой при храме во имя святителя Луки, где уже восьмой год преподаете центральную дисциплину — Закон Божий. И надо сказать, что в том определенную роль сыграла «Евпаторийская здравница».

— Да, много лет назад я работала в «Евпаторийке» и не думала, что моя жизнь будет так тесно связана с православной церковью. В то время отец Владимир Бадах, настоятель нашего храма, возглавлял пресс-­службу Евпаторийского благочиния и регулярно приносил в «ЕЗ» информацию о церковных праздниках. Он входил в редакцию — и казалось, солнце взошло, между собой мы батюшку так и называли — «отец Владимир Ясно Солнышко». Как бы ни складывался день, с появлением этого человека возникало ощущение праздника: отец Владимир всегда приносил в подарок то икону, то книжку. В конце концов у нас в корректорской образовался небольшой иконостас, а я начала изучать христианские праздники. Затем батюшка предложил мне поработать в пресс-­службе Евпаторийского благочиния Симферопольской и Крымской епархии, в 2014м пригласил как педагога в воскресную школу. Поначалу там я вела декоративно-­прикладное искусство. Впоследствии перешла к преподаванию Закона Божия. На первых порах очень боялась: вдруг скажу детям ­что-нибудь не так или они неправильно меня поймут. Сегодня вести уроки намного легче — у нас с ребятами полное взаимопонимание. По сути, я училась вместе с детьми. А вникнуть в предмет мне​ помогли годичные катехизаторские курсы при Таврической духовной семинарии.

— Этот без преувеличения удивительный педагогический опыт изменил отношение к журналистской работе?

— Я стала избирательнее подходить к темам публикаций, которые мне предлагали так называемые светские издания. Легче отказывалась от того, что, на мой взгляд, могло бы ­кому-то навредить. Начала анализировать свои статьи в различных изданиях. Самой «желтой» страницей моей журналистской биографии оказались годы сотрудничества с одним из украинских таблоидов и ежедневным изданием в Крыму — обе редакции порой просили вытаскивать на белый свет такое, что просто не входило ни в какие ворота. Четыре года я все же продержалась в этих двух газетах и прекратила с ними сотрудничество, когда поняла, что исчерпала темы, которые мне самой были интересны.

— А могли бы привести пример крайнего внутреннего противоречия, которое переживали, выполняя редакционные задания?

— В 2008 году у берегов Гонконга затонуло украинское судно «Нафтогаз67», на его борту находились крымчане. Мне нужно было встречаться с близкими жертв трагедии. Из редакции прислали список погибших и направили к родителям одного из матросов, те еще не знали о смерти сына, надеялись, что он выжил. А я уже знала, что случилось непоправимое. У меня внутри тогда все переворачивалось, я так ничего отцу и матери погибшего не сказала. Эта же трагедия унесла жизнь и довольно молодой женщины, и я должна была у ее сына выспрашивать, какой была мама, как он переживает ее гибель… Вижу: молодой человек от потрясения вообще не может говорить. У него небо рухнуло на землю. В таких ситуациях должен, видимо, включаться определенный профессиональный цинизм, но у некоторых редакторов он и ­границ-то не имел. Тогда мне стало казаться, что занимаюсь ­чем-то не тем, что лезу в душу к людям немытыми руками, хотя вынужденные манипуляции совершала не по собственной инициативе. Тебе дали задание, и ты должен, как солдат, его выполнить. Я стала анализировать этическую сторону своей работы и поняла, что иду ­куда-то не туда.

— В нулевых вы без преувеличения были голосом Евпатории, когда работали ведущей на радио «Альфа».

— Да, меня тогда по голосу даже в магазинах узнавали. Иду за покупками, начинаю общаться с продавцом, а тот спрашивает, не вы ли, мол, на радио новости читаете? На свадьбу к друзьям прихожу, беру микрофон, чтобы поздравить, — гости уже шушукаются: «Какой знакомый голос!» По правде, было приятно, что узнавали. Работу на радио очень любила, но приходилось непросто. Для ежедневного выпуска новостей требовалось собрать пять-шесть коротких и интересных сюжетов с дельными комментариями.

— А как вы вообще стали заниматься журналистикой?

— В конце девяностых мой товарищ — художник Толик Прилепский — сообщил, что местная телекомпания «Морион» ищет ведущих, и рекомендовал мне пойти на собеседование. Как и почему ему пришла в голову такая мысль, для меня до сих пор загадка. Судьбу поменял! На тот момент я уже училась в педагогическом вузе, предполагала, что пойду работать в школу, в начальные классы. До этого три года осваивала профессию художника-­оформителя в изостудии детского сада «Дельфин». Тем не менее сегодня я вовлечена и в педагогическую работу, потому что мне интересно и статьи готовить, и с детьми заниматься. Кстати, уже трех выпускников успешно подготовила к поступлению на журфак.

— С искренней благодарностью за вашу открытость не могу не спросить: кто из собеседников, интервью с которыми вы готовили, в свою очередь, был наиболее открыт с вами?

— С удовольствием и огромным интересом общалась с Александром Збруевым в 2019 году. В беседе с народным артистом меня привлекла тема Евпатории и повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики».

— Тем более что Александр Викторович — первый исполнитель роли Володи Белова в первом же сценическом воплощении этого замечательного произведения в легендарном Ленкоме в далеком уже 1964 году.

— Так и есть. Когда согласовывала материал, Збруев сказал, что в моем тексте ничего не хотел бы менять, отметил «прекрасную стилистику». Дорожу такой высокой оценкой.

— Есть ли у журналистики миссия?

— Точно знаю: журналист должен вносить свет. Проведу параллель с двумя героями фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Каждый из них зашел в кинематограф со своей миссией. Один бескорыстно трудился, нес людям именно свет, а второй просто зарабатывал деньги на показе чернухи. То же и в журналистике: один несет свет, а другой «всего лишь зарабатывает», не заморачиваясь ­какими-либо принципами. Все зависит от тебя. Ты можешь и радость привнести в жизнь, и раздор. Можешь хоть чуть-чуть улучшить мир своим материалом: человек прочитает статью — ему тепло на сердце станет, захочется сделать ­что-то хорошее, доброе. Люди же быстро все вбирают и продолжают в мир нести или грязь, которой, впитав ее прежде в себя, ты с ними щедро поделился, или свет, которым дальше твой читатель будет делиться еще с ­кем-то. То есть журналист запускает цепочку действий. Однажды я близко к сердцу восприняла слова актера и музыканта Петра Мамонова о смысле жизни: «Сядь, напиши статью хорошую, если ты журналист. Найди хорошее, честное, чистое, чтобы в этом ужасе маленькую щелочку света сделать. Всегда можно…» И если я могу написать о хорошем, стараюсь писать о хорошем.

Справка «ЕЗ»

Виктория Серебрянская — обладатель профессиональных наград. Победитель международного фотоконкурса «Калмыкия сегодня» (Элиста, 2018), победитель IX Всероссийского конкурса на лучшее освещение темы межнациональных и этноконфессиональных отношений «СМИротворец» (Москва, 2017). Награждена общественной медалью «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе» (Дагомыс, 2016). Победитель международного фотоконкурса «Я так живу»: участник международной фотовыставки в Эрмитаже (Санкт-­Петербург, 2015). Обладатель Гран-при республиканского фотоконкурса «Крым — колыбель Православия», организованного Симферопольской и Крымской епархией УПЦ МП (2013). Лауреат профессионального Крымского творческого конкурса журналистских работ «Серебряное перо» («Новые имена», 2005) и «Журналист года» в номинации «Молодые имена» (Симферополь, 2005). Автор многочисленных публикаций в изданиях «Сегодня», «Комсомольская правда», «Фокус», «Полуостров сокровищ», «Московский комсомолец», «Крымские известия», «Обозрение крымских дел», «Евпаторийская здравница» и других. Семь лет возглавляла службу новостей на радио «Альфа» (105,9 FM). Автор иллюстраций к книге Бориса Балтера «До свидания, мальчики» (Евпатория, «Крымский Афон», 2000).

Беседовал Василий АКУЛОВ.

Фото из архива Виктории СЕРЕБРЯНСКОЙ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 1(19500) от 14.01.2022 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей