Владимир КОНКИН: «Эта память касается меня и моего сердца!»

На прошлой неделе в Евпатории с творческим вечером выступил заслуженный артист России, Павка Корчагин и Володя Шарапов всея Руси, блистательный актер театра и кино Владимир Конкин. На встрече, которая состоялась в конференц-зале пансионата «Планета», артист выразил свою обеспокоенность тем, что происходит в современной российской культуре, рассказал о своем творческом пути и о том, как бережно хранит сувенир, напоминающий о детском отдыхе и лечении в Крыму.

Вряд ли надо говорить о том, что появление актера на сцене вызвало в зале шквал аплодисментов. Любимого старшим поколением артиста евпаторийцы встретили с нескрываемой радостью и сердечным теплом. Не по годам подтянутый, как всегда элегантный 70‑летний Конкин не стеснялся быть самим собой. Иным артистам для таких встреч нередко приходится придумывать себе образ, искать манеру, позу, скрывая внутреннюю духовную пустоту. Владимиру Алексеевичу подобные ухищрения вовсе ни к чему. Вполне самодостаточный человек и артист, образчик высокого вкуса, прекрасного воспитания и изумительной эрудиции, он просто выходит и открыто и ясно говорит о том, что его тревожит в современном мире, в нынешней России, ее культуре, в общественной жизни страны. При этом периодически возвращается к ярким эпизодам из собственной жизни, наполненным сильными поступками не менее сильных людей, с которыми его сводила судьба.

В начале встречи актер признался, что в одной из комнат его квартиры с названием Memory (с англ. «память») наряду с остальными памятными вещами хранятся два фарфоровых слоника, на одном из которых сохранилась надпись: «Володеньке в день рождения 19 августа 1958 года. Город Евпатория».

— Так что первый раз я побывал здесь в 1958 году, — рассказал артист. — Мама с папой хотели, чтобы я поправил свое здоровье (у меня с детства был порок сердца). И евпаторийский воздух и чудное море меня подкрепили. Я в Евпатории бывал многажды на протяжении 50 лет самостоятельной работы. Здесь я проводил и творческие встречи, и играл антрепризные и не антрепризные спектакли. Кроме того, в 70‑х годах, когда я жил в Киеве, я часто выступал в Симферополе, в том числе будучи частым гостем замечательного фестиваля «Крымские зори», который организовал Юрий Богатиков. В 1974 году съемочная группа киностудии имени Довженко работала здесь над художественным фильмом «Марина». И в этом фильме я играл царского подпоручика Бориса Извольского, который воевал на фронтах Первой мировой вой­ны, получил ранение и на исцеление приехал на замечательное южное побережье Крыма. В Евпатории мы снимали с октября, погода была то хорошая, то не очень (но уже не купались). Я помню один из трагических эпизодов финала фильма, когда Марина, которую играла Ира Шевчук, бежит к своему любимому Извольскому, который уже стал командиром красного эскадрона. Бегут навстречу друг другу эти два молодых человека, а на паперти Свято-­Никольского собора ходит сумасшедший капитан Дыркин — мой друг, блистательный Борислав Брондуков (это была наша первая совместная работа, потом мы еще снимались вместе с ним в других картинах). Для меня это не просто память о ­чем-то, меня не касающемся. Нет, эта память касается именно меня и моего сердца!

Рассуждая о современной культуре в России, которая, по мнению Владимира Алексеевича, «очень даже прихрамывает», артист посетовал на засилье низкопробных передач и дешевых сериалов на отечественном телевидении и вспомнил в связи с этим, как в детстве родители водили его по музеям, а отец на протяжении десятилетий выписывал журнал «Огонек», в центре каждого номера которого была цветная живописная вставка. Благодаря в том числе и этим вставкам пятилетний будущий актер уже знал, по его словам, чем отличается Рубенс от Дега, а Поленов от Сурикова.

— В театр оперы и балета в то время пускали детей с первого класса, — поделился он удивительно пронзительной историей. — А я был еще дошкольником. И мама специально купила школьную форму, все подвернула. Фуражка у меня на ушах висит, форма подобрана, и мама меня за руку, значит, держит и говорит при входе в театр: «Он — школьник». Мама обычно не врала, но здесь преуспела в этом отношении. И я на всю жизнь запомнил первую оперу, которую увидел в театре: «Аскольдова могила» Алексея Верстовского.

В качестве примера общей деградации сегодняшнего ТВ Конкин привел реакцию руководителя одного из федеральных каналов на его предложение к 40‑летию картины Николая Мащенко «Как закалялась сталь», в которой исполнил главную роль Павла Корчагина, показать киноленту. «Это неформат», — сухо ответствовал визави артиста.

— В ноябре 1973 года фильм вышел на экраны, и сотни тысяч писем не только из нашей страны, но и из Болгарии, Польши, Чехословакии, ГДР обрушились на Центральное телевидение, — напомнил Владимир Алексеевич. — Я потом со всеми первыми лицами перецеловался. С Фиделем Кастро покурил сигару — чуть не сдох, потому что я не курящий человек. Втянул дым в себя — и вокруг все поплыло. И Фидель, замечательной доброты человек, налил мне полстакана виски и говорит: «Приди в себя»… Эта картина была идеологически выдержана. Но она в свое время советских ребят позвала на БАМ, она — про честь, достоинство, про то, когда у тебя уже нет физических сил, ни ноги, ни руки не работают, глаза якобы потухли, но сердце, как у Данко, еще горит.

Сформировавшиеся пристрастия артиста в части музыкальной культуры позволяют ему с одинаковым интересом слушать как академическую, так и эстрадную музыку.

— У меня огромнейшая фонотека, есть все пластинки The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin, Black Sabbath и многих других замечательных групп. Я со всего мира привожу себе виниловые пластинки. Наверное, я ретроград, но это мое увлечение. Но если мы с вами поставим Matthaeus (Matthäus-­Passion, или «Страсти по Матфею». —Ред.) Баха, а после этого группы Yes или The Nice, мы вдруг услышим, что эти музыканты, во‑первых, умели играть на инструментах, а во‑вторых, знали классику. Когда ты все это хотя бы примерно знаешь, — это великое подспорье. Но людей, с которыми я бы мог общаться на эти темы, почти нет. Я открываю записную книжку — и плачу. Все страницы в моих высохших слезах. Высоцкого — нет, Леонида Быкова — нет, Иннокентия Смоктуновского — нет, Олега Янковского — нет. Саша Збруев — есть, позвонил ему, поздравил с Днем кино. И мы оба, как два старых идиота, ревели в трубки, потому что уже даже в театре никто не поздравляет актеров нашего поколения с Днем кино, который отмечается 27 августа. И вот мы друг друга поздравляли, вспоминали наших ушедших товарищей. А ­книжка-то — пустая, по сути…

Под занавес встречи Владимир Конкин подписал поклонникам свои книги.

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 36(19484) от 17.09.2021 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей