Инклюзия — иллюзия?

Вот уже вторую неделю в соцсетях бурно обсуждают видеоролик, на котором молодая бабушка пыталась выгнать с детской площадки детей с особенностями развития. Мотивировала свое поведение она тем, что якобы они пугают других детей и вообще должны играть отдельно, на изолированной площадке, в карантине. И хоть впоследствии женщина принесла извинения за свое поведение, ситуация остается по-прежнему острой. Ведь эта история — не про ­какую-то конкретную женщину и особенных детей, эта история про реалии нашего общества. «ЕЗ» решила узнать, как к детям с особенностями развития относятся в Евпатории.


Нашумевшая история

Для начала стоит кратко рассказать о том самом нашумевшем видеоролике — на случай, если не все еще его посмотрели. Ситуация произошла в одном из дворов Санкт-­Петербурга. На самую обычную детскую площадку тьюторы (тьютор — специалист, который изучает интересы ребенка и создает среду для его развития. — Ред.) привели детей с расстройствами аутистического спектра. Собственно, именно это и вызвало возмущение петербурженки.

На протяжении всего ролика (а длится он две с половиной минуты) женщина пыталась добиться того, чтобы детей «с особенностями» увели с площадки. При этом она говорила, что эти дети пугают ее внучку, хотя было слышно, как ребенок, которому явно не страшно, обращается к ней с просьбой покататься на велосипеде. Также женщина звонила управдому, требуя, чтобы таких детей больше никогда не допускали на эту площадку, мотивируя свои слова тем, что она в этом дворе «собственник» и имеет право предъявлять такие требования. «Вы здесь гулять не будете! У вас есть свой двор. Мы еще выясним, имеете ли вы право там гулять, в своем дворе. Организовывайте свою площадку и там гуляйте. У вас свои должны быть карантины и тому подобное…»

«ЕЗ» не берется оценивать поведение или человеческие качества этой женщины. Ведь она вполне может оказаться замечательным человеком, просто напуганным. Ее поведение, скорее всего, обусловлено страхом и недостатком знаний. Потому что, несмотря на то, как активно в России в последнее время пытаются развивать доступную среду, инклюзивное образование, в реальной жизни эти программы, к сожалению, работают не всегда. Не все люди знают о том, что подобные болезни не заразны, не все готовы понять и принять тот факт, что дети с инвалидностью — такие же, как и все. Они все видят, слышат, понимают. Мало кто знает, как правильно вести себя рядом с такими детьми. А ведь всему этому нужно учиться.


Дикость или обыденность?

Для Евпатории ситуация, описанная выше, совершенно чужда и дика — мало кому из местных жителей может прийти в голову решение поступить так же, как та петербурженка. Нам ее поведение кажется противоестественным: слишком часто мы видим людей с особенностями здоровья — как взрослых, так и совсем маленьких. Мы каждый день контактируем с ними, общаемся, работаем, живем. Поэтому большинство из нас уверены, что в Евпатории подобное невозможно. Но так ли это на самом деле? Ведь мы с вами видим и знаем далеко не все. А о том, как именно принимают детей с инвалидностью в нашем городе, знают только их родители, которые с этим «приемом» сталкиваются лично.

С данным вопросом «ЕЗ» обратилась к председателю правления Крымской республиканской общественной организации родителей детей-­инвалидов (КРООРДИ) «РОСТ» Светлане Сахаровой. По ее словам, в Евпатории и правда подобных ситуаций и сложностей практически не бывает:

— Я промониторила обстановку по Евпаторийскому филиалу «РОСТа», и родители рассказали мне, что таких ситуаций на площадках или в ­каких-либо других общественных местах города действительно не бывает. Население Евпатории в этом плане более информировано и не только готово, но и вполне умеет принимать и понимать детей с особенностями развития. Для евпаторийцев, в силу специфики города, это вполне привычное явление. Но сложности у наших родителей все равно были — в данном случае речь о проблемах с поступлением в детские сады и школы. Здесь, в силу несовершенства законодательства вообще и программы образования в частности, нередко возникают различные сложности и препятствия.

И ведь проблема, о которой говорит Светлана Сахарова, заключается не только в несовершенстве программы образования и законодательства, но и еще в обществе. Не всегда родители детей в общеобразовательных школах готовы к тому, чтобы их чада обучались наравне с детьми с инвалидностью. А ведь это и есть инклюзия, которая нужна как одним, так и другим. В таких смешанных классах дети с инвалидностью будут социализироваться, учиться общаться не только со своими родителями, врачами или теми же тьюторами, но и с другими людьми. А нормотипичные дети, в свою очередь, научатся общаться с ребятами с особенностями развития, поймут, как нужно себя с ними вести, осознают на собственном опыте, что они — такие же люди. Абсолютно такие же. Просто со своими потребностями.


Нужно разговаривать

Председатель правления «РОСТа» рассказала о том, что еще в самом начале своего пути КРООРДИ столкнулась с почти такой же ситуацией, как и та, что произошла в недавно Санкт-­Петербурге.

— Когда нам выделили в Симферополе помещение в жилом доме, первое, с чем я столкнулась во дворе, — это вопрос его жителей: «Почему эти дети должны быть в нашем дворе?», — вспоминает Светлана Сахарова. — На подобное я всегда отвечаю вопросом: «Вы считаете, лучше запереть их в изоляции или бросить со скалы?» И обычно после таких слов в глазах собеседника я вижу страх. Он бывает разным: «вдруг это заразно», «это может быть опасно для моего ребенка», «если буду смотреть, может, и у меня случится». Но это именно страх. Много, очень много стереотипов общества базируется на этих и подобных опасениях.

И ведь нам тоже было сложно вписываться в привычный мир городского двора, и до сих пор далеко не всем нравится наше соседство. Некоторые соседи продолжают говорить: «Вашим детям не надо ходить на площадку». Но есть и те, кто помогает нам носить разные коробки (ведь бывают мероприятия и за пределами помещений организации) со словами: «Мне не трудно, давайте помогу, вы делаете доброе дело».

Тот наш первый разговор с жителями симферопольского двора был долгим. Я отложила все свои дела, и мы разговаривали о детях РОСТа, об их родителях и рассуждали о том, откуда же эти дети берутся, о проблемах, с которыми сталкиваются семьи, о том, какими талантливыми бывают «особята»… О многом мы говорили, о многом.

И ведь Светлана Сахарова права в главном: все непонятное и неизвестное вызывает чувство страха. Это рефлекторная реакция. Именно поэтому мир особого детства нужно сделать максимально понятным для всех людей. А для этого необходимо разговаривать. Нужно рассказывать о том, что это уж точно не заразно, что способы взаимодействия и взаимоуважения найти проще, чем кажется, никто в этом мире от подобного не застрахован. И сегодня ты можешь всячески стараться избегать общения с особыми детьми, а лет через пять-семь — искать способы социализировать своего такого же ребенка.

Поэтому мы можем попросить лишь об одном: люди, оставайтесь людьми! И пусть все дети мира будут здоровыми!

Мила АНТОНОВА.

Фото из архива КРООРДИ«РОСТ».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 30(19478) от 06.08.2021 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей