Горький вкус детства

На страницах «ЕЗ» мы часто рассказываем истории ветеранов Великой Отечественной. Уходя на вой­ну, они — тогда совсем не ветераны, а молодые советские мужчины — оставляли дома семьи: жен, вынужденных взвалить на свои плечи нелегкий груз тыловых мытарств, и маленьких детей, на чьих судьбах фашисты оставили неизгладимый отпечаток ужаса.
Сегодня мы познакомим вас с Валентиной Васильевной Литовченко. Она поделилась с нами воспоминаниями о своем детстве, прошедшем в годы Великой Отечественной, и поведала историю о том, как нашла могилу своего отца, который долгое время считался без вести пропавшим.

 

Годы, опаленные вой­ной
Валентина Литовченко родилась в Полтавской области на Украине. Именно оттуда ее отец ушел на фронт.
— Мне было три с половиной года, но уже тогда я понимала, что происходит ­что-то нехорошее, раз мама и папа плачут. Я знала: мужчины не должны плакать. Они стояли напротив нас, прощались, и из глаз у них текли слезы, — вспоминает женщина. — У отца ­какие-то котомки, странно одет. И со мной тоже прощался…
После ухода на фронт отец 
прислал одно-единственное письмо: «Нас в Кременчуге грузят в вагоны, уже обмундировали, едем на фронт бить фрицев. Береги себя и Валюню, мою манюню».
Валентина Васильевна отмечает, что папа всегда называл ее именно так: «Валюня, моя манюня».
Больше писем от отца не было. Родные неоднократно подавали в розыск, но всегда получали один ответ: числится пропавшим без вести.
— Так мама и умерла, не узнав, что с ним… — с горечью рассказывает Валентина Васильевна.
Во время вой­ны мама нашей собеседницы продолжала работать. Уходя из дому, она была вынуждена привязывать маленькую дочку к печи — так было безопаснее.
— Я плачу, и она плачет… — вспоминает Валентина Васильевна. — Уходя, говорила мне: «Вот тебе горшочек, вот подушечка…» А с работы вернется, посмотрит и говорит с облегчением: «Спит моя Валечка».
Одно из самых страшных воспоминаний военного периода — время, когда немцы покидали деревню, где жила Валентина Литовченко. Уходя, они обливали дома бензином и поджигали их.
— Такое не забудешь: дети кричат, собаки лают. Мы успели вытащить все из дома, спрятались в кукурузе. Тогда мама научила меня молиться… — рассказывает женщина.
Истории о вой­не слышала Валентина и от своей тети, которая в годы Великой Отечественной жила в Севастополе. Однажды местные ребята узнали, что всю молодежь планируют отправить в Германию. После уроков они залезли в камыши и целую ночь, прячась от фашистов, простояли по колено в воде. Мерзли, обнимались, чтобы согреться. А утром услышали ругань немецких военных и, не выдержав, начали плакать. Знали, что бьют их родителей. Когда все затихло, вышли из воды — а ноги все в пиявках. Прятались долго: кто на чердаке, кто сбежал, чтобы в Германию не забрали.
Еще один случай Валентина Васильевна помнит со слов своего супруга Андрея Алексеевича:
— Зашел к ним в дом немец, чтобы забрать еду. Мама отдала ему с десяток свежих, только что собранных куриных яиц. А тот увидел четверых детей на печи, показывает на пальцах «три» и говорит: «Киндер» — хотел сказать, что у него у самого трое детей. Яйца немец забрал, но из кармана вытащил шоколад и отдал его семье.

В мирное время
В школу Валю взяли не сразу: когда девочка пришла поступать в первый класс, ей сказали, что лучше подождать до следующего года. А все потому, что она была слишком уж маленькой и худенькой. Тогда мама стала заставлять дочь пить рыбий жир и давала гематоген.
— Пью рыбий жир и плачу. Жду, когда даст гематогенку. А потом она нашла ­где-то сахар! Я тайком туда язык макнула, след в виде ямочки остался — и мама заметила. Как она ругалась! Тяжко нам было… — вспоминает женщина.
Хранит она в памяти и теплые воспоминания из детства. Так, однажды из армейского парашюта мама сшила маленькой Вале самое настоящее платье, в котором та чувствовала себя сказочной принцессой.
Один за другим пролетели годы, и пришло время Валентине поступать в университет. Чтобы пройти вне конкурса, нужно было отработать два года в колхозе — девушку отправили выращивать телят. В тот период она встретила своего будущего супруга Андрея.
По истечении двух лет Валентина стала лучшим работником, о ней даже написали в газете. Эту публикацию она и предъявила, подавая документы в университет. Ее взяли вне конкурса, нужно было уезжать на учебу. Тогда девушка стала переживать: а как же Андрей? Но тот заверил, что будет писать письма и обязательно дождется ее. И дождался: связав себя узами брака, супруги прожили вместе почти 60 лет. Лишь немного не дожил Андрей Алексеевич до этого юбилея…
А тогда в молодой семье родилась дочь Светлана, супруги приняли решение переехать в Крым. Уже здесь Валентину Васильевну застал звонок: сестра Андрея Алексеевича прочла в газете заметку, где сообщалось, что отец Валентины Литовченко, Василий Власович Нелида, похоронен в Кировоградской области.


— Я тогда работала медсестрой. Пришла на работу, а все видят, что я сама не своя, переживаю. И меня отпустили. Я побежала в военкомат, направила письмо в город, где похоронен отец. Через несколько дней пришла телеграмма: «Ваш отец Нелида Василий Власович похоронен в могиле № 295, Кировоградская область, Онуфриевский район, село Вишневцы».
Оказалось, что отец Валентины Васильевны погиб в первом бою под Кировоградом.
Женщина отправилась в Вишневцы. Перед отъездом муж посоветовал ей найти там старожила, который помнил бы, как проходило захоронение. Она так и сделала. Старик, житель села, рассказал ей жуткую историю: после боя в Кировограде хоронили около 80 человек. Сделали много гробов, везли их на конной повозке. Сельсовет регистрировал погибших, а церковь — отпевала. Длилось это два дня. По словам старика, плач и рев тогда стоял страшный… Рядом вырыли отдельную яму, где захоронили всех погибших немцев.
Около десяти лет отдала Валентина Литовченко патронажной службе, еще 22 года проработала в физкабинете. После ушла на пенсию. С теплотой вспоминает она о своем творческом досуге: Валентина Васильевна любила выступать на сцене, декламировать стихи. И сейчас она не позволяет себе сидеть на месте. Ежедневно Валентина Васильевна выходит на прогулку с подругами, делает зарядку. В свободное время женщина создает коллажи из семейных фотографий, чтобы они не пылились в альбомах, читает стихотворения. С неподдельными эмоциями прочла она поэтические строки и журналисту «ЕЗ».

Юлия БУРЦЕВА.
Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 19(19467) от 21.05.2021 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей