Евпаторийская здравница :: Новости » Актуальное интервью » Наталья КУДЕРЕВКО: «Наша деятельность подчинена строгой логике»

Евпаторийская здравница :: Новости » Актуальное интервью » Наталья КУДЕРЕВКО: «Наша деятельность подчинена строгой логике»

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=23250


Наталья КУДЕРЕВКО: «Наша деятельность подчинена строгой логике»

Контрольно-счетная палата городского округа Евпатория (КСП) — это постоянно действующий орган местного самоуправления, который создан Евпаторийским городским советом для осуществления внешнего муниципального финансового контроля за законностью, экономностью и эффективностью расходования средств местного бюджета, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. О том, по какому принципу выбираются предприятия, учреждения, департаменты, управления, отделы для проведения проверочных мероприятий, как составляется план проверок на год и можно ли внести в него изменения, «ЕЗ» рассказала председатель Контрольно-счетной палаты Евпатории Наталья КУДЕРЕВКО.

— Наталья Стефановна, в последнее время в обсуждениях в социальных сетях горожане нередко пишут о том, что те или иные предприятия или объекты, по их мнению, должна проверить Контрольно-­счетная палата, мол, там явно имеются нарушения. Расскажите, как КСП строит и планирует свою работу?

— Прежде всего нужно отметить, что Контрольно-счетная палата осуществляет внешний финансовый контроль использования исключительно бюджетных средств городского округа Евпатория. То есть проверять, к примеру, управляющие компании или другие предприятия, которые в своей деятельности не распоряжаются средствами из бюджета, мы не имеем полномочий.

Планирование наших проверок подчинено строгой логике. Сама процедура предусмотрена регламентом работы КСП и специальным стандартом, в котором указаны условия формирования разделов и позиций плана и порядок его утверждения. В них прописана четкая последовательная процедура: начиная от источников информации и заканчивая утверждением готового годового плана работы на очередной год. Причем этот процесс не зависит от одного должностного лица — в нем принимают участие заместитель председателя и все аудиторы КСП, они формируют предложения и обосновывают их по специальной форме. А затем проект плана несколько раз проходит через коллегию КСП. Коллегия — это специально созданный коллегиальный орган КСП, предусмотренный положением о КСП, регламентом работы на основании нашего профильного закона — № 6 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности контрольно-счетной палаты, включая вопросы планирования и организации деятельности. Мы приглашаем и представителей объектов контроля, и депутатов городского совета на наши заседания коллегии, многие наши депутаты неоднократно на них присутствовали, принимали участие в дискуссиях и обсуждениях вопросов повестки дня. В том числе по плану работы 16 декабря прошлого года также было заседание коллегии, на котором присутствовали наши депутаты.

— Могут ли депутаты вносить предложения по формированию плана работы КСП на будущий год?

— Согласно нашим правовым актам, включение в годовой план КСП предложений от одного конкретного депутата раньше не предусматривалось. А вот поручения Евпаторийского городского совета мы принимали и принимаем в работу безоговорочно. То есть необходимо подготовить проект решения на сессию городского совета, и, если он будет принят, КСП включит указанные мероприятия в годовой план. Если, конечно, вопрос входит в компетенцию КСП.

Но в прошлом году при формировании плана на 2021‑й нам впервые поступили предложения от отдельных депутатов. В связи с этим мы даже внесли изменения в наш регламент, чтобы была возможность до начала планового года рассмотреть эти предложения. Всего поступило четыре обращения от народных избранников с предложениями к плану‑2021. При этом три предложения не были обоснованы, поэтому они не включены в план работы, а вот некоторые вопросы четвертого мы частично учли. Всем депутатам были даны подробные письменные ответы, кроме того, мы обсудили еще ряд проблемных тем, ответили на вопросы, рассказали депутатам, по какому принципу и порядку КСП строит свою работу и какие обоснования являются достаточными для проведения проверок.

— Чем руководствуется контрольно-­счетный орган при формировании плана работы?

— В 2018 году президент страны Владимир Путин в послании Федеральному собранию РФ обозначил, что контрольным и надзорным органам нужно сократить количество проверок и планировать свою работу на основе риск-ориентированного подхода. Мы стараемся использовать этот подход в нашем планировании.

Работа по подготовке предложений в проект годового плана с 15 октября проводится заместителем председателя и аудиторами. Предварительное рассмотрение проекта плана происходит коллегиально. Планирование осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-­аналитических мероприятий, поручений Евпаторийского городского совета, предложений и запросов главы Республики Крым, главы Евпатории. Кроме того, ежегодно в ноябре-­декабре мы рассылаем запросы в правоохранительные органы на случай, если у них есть ­какие-либо предложения, которые мы можем учесть в плане очередного года. Чаще всего предложения приходят от главы города и из прокуратуры. Немало рекомендаций по включению в план тех или иных вопросов поступает из Счетной палаты Республики Крым. Речь о параллельных и совместных мероприятиях, которые проводятся по всему Крыму контрольно-­счетными органами муниципальных образований. Например, сейчас, по итогам поручений, доведенных на совещании главы Республики Крым Сергея Аксенова и на основании рекомендаций председателя Счетной палаты Республики Крым Анатолия Заиченко проходит параллельное экспертно-­аналитическое мероприятие: мы анализируем расходы по объектам инфраструктуры, введенным в эксплуатацию в 2020 и в 2021 году за счет так называемых «московских» денег, то есть выделенных по Соглашению между Правительством Москвы и Советом министров Республики Крым. Это мероприятие проводится всеми контрольно-­счетными органами Крыма. Мы собираем информацию, анализируем, готовим и направляем заключение в Счетную палату РК, которая по итогу будет делать свод всей поступившей информации по Крыму, анализировать ее, готовить отчет и доклад главе республики.

— Вы говорили о риск-ориентированном подходе. Что в данном случае имеется в виду под рисками?

— У нас имеются определенные критерии. Нередко бывает, что в ходе проведения ­какого-либо мероприятия аудитор понимает, что есть объективные данные, указывающие на возможное нарушение. Либо же объект проверки неоднократно допускает серьезные нарушения, которые были ранее выявлены. Например, при проверке бюджетной отчетности, видя искажения, мы можем предположить, что могут быть нарушения не только в части ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и другие. Это не значит, что они гарантированно есть, но имеется такой риск, поэтому необходимо запланировать проверку конкретного вопроса, чтобы возможные нарушения были выявлены, устранены, проанализированы причины, способствовавшие этому, и были приняты управленческие решения.

Также мы проводим экспертно-­аналитические мероприятия, в ходе которых проводится анализ используемой нормативно-­правовой базы, изучается, насколько хорошо организована деятельность того или иного учреждения, как налажен внутренний контроль, насколько хорошо это структурное подразделение взаимодействует с другими подразделениями и как это отражается на достижении целей и результатов, для которых оно создано. Попутно мы можем обнаружить, что ­какой-то из вопросов требует более детального изучения, например, с выходом на место и изучением документов непосредственно на территории объекта контроля. Вот для этого на заседании коллегии вносится предложение о включении такого мероприятия в план работы.

Здесь необходимо понимать, что возможные риски — это в том числе и есть обоснование необходимости включения объекта в план проверок. Заявлений из разряда «ходят слухи, что там есть нарушения» в данном случае недостаточно, иначе не хватило бы и века, чтобы проверить все слухи и предположения. Опять же: если речь идет об уголовных преступлениях, то КСП не наделена соответствующими полномочиями. И я рекомендую обращаться именно в правоохранительные органы с такими заявлениями. Но в то же время по требованиям прокуратуры или по запросам правоохранительных органов сотрудники КСП часто подготавливают справки по возникающим вопросам, входящим в круг полномочий контрольно-­счетных органов. Поэтому опосредованно сотрудники КСП принимают участие в некоторых действиях правоохранителей, но такая информация является по большей части закрытой.

— Понятно, что КСП работает по заранее утвержденному плану, а возможны ли спонтанные проверки? Какие вообще отклонения от плана могут быть допустимы?

— Внеплановые проверки мы не проводим, у нас все по плану. Отклонения от плана возможны, но все они четко оговорены законодательством. Например, в прошлом году из-за ситуации с коронавирусом, когда в одно время на больничный ушел почти весь коллектив КСП Евпатории, выполнение намеченного заранее плана в срок стало невозможным. Мероприятия в плане значились, а по факту провести их аудиторы оказались физически не в состоянии. И тогда мы были вынуждены часть мероприятий передвинуть на следующий год. Такая возможность предусмотрена в наших нормативных документах. То есть в исключительных случаях мы имеем право передвигать сроки проведения проверок, менять состав проверяющих, но совсем убрать мероприятия из плана, если они были ранее обоснованы, считаю неправильным.

А вот спонтанных проверок быть не может в принципе. Да, мы можем дополнительно включить в план мероприятия по поручениям главы республики и главы Евпатории, но, опять же, эти мероприятия включаются в план работы на год и проводятся в соответствии с ним. При этом план нашей работы, как и состав коллегии КСП, находятся в открытом доступе, с ними всегда можно ознакомиться.

— За семь лет работы в российском правовом поле КСП наверняка уже видит основные болевые точки в нашем городе и может выделить наиболее частые нарушения. Какая, на ваш взгляд, основная проблема в Евпатории?

— Мне кажется, что это недостаток ответственности и надежда на авось. Не скажу, что должностные лица допускают те или иные нарушения специально, со злым умыслом, но чаще всего их причиной становятся недостаточность знаний, недоработки, непонимание степени ответственности. И если раньше мы еще делали ­какие-то скидки на переходный период и у нас не так было много протоколов об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, то теперь с этой практикой покончено. Если за несколько лет не наступило понимание ответственности, то ничего другого не остается, как в полной мере реализовать свои полномочия в этом болезненном ключе. Да и практика у нас нарабатывается довольно обширная для нашего городского округа.

К примеру, если подрядчик установил детскую площадку, а через полгода с нее «сошло» резиновое покрытие, то балансодержатель объекта не должен просто разводить руками и составлять бюджетные запросы на дополнительное финансирование на укладку нового покрытия. Нужно принимать реальные меры: вызвать представителя заказчика и подрядчика, заактировать повреждения комиссионно и, если этот случай гарантийный, согласно условиям контракта потребовать от подрядчика устранения всех недочетов. В контрактах весь порядок действий расписан. Если на спортивной площадке должно быть, к примеру, девять тренажеров, а аудитор, выйдя на место, нашел там только восемь, или девять, но не тех, что указаны в смете, отвечает за это тот, кто принимал работы, а в дальнейшем за их состояние отвечает балансодержатель. И если, к примеру, тренажер кто-то украл, то мы увидим оставшиеся от снаряда крепления, а по факту кражи должно быть составлено заявление в полицию.

Это все просто, но не все понимают степень своей ответственности и не все способны реально оценивать значимость бюджетных средств, израсходованных на установку, строительство, ремонт тех или иных объектов. Это дома у себя можно, недосчитавшись скамейки, не захотеть подавать заявление в полицию — это ваша собственность, и решение о том, «дарить» ее нарушителям или нет, принимаете только вы. А с муниципальным имуществом так нельзя.

Записала Людмила ПУШКИНА.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 15(19463) от 23.04.2021 г.