Как закалялся талант

Пианист-виртуоз Яков Айваз — впервые с концертами в Крыму

Его творческий путь выдался нелегким: взлетам постоянно препятствовали искусственно созданные трудности. Но он смог добиться истинного успеха —  виртуозному исполнителю не раз стоя рукоплескали в залах Европы. Корреспонденту «ЕЗ» удалось встретиться с музыкантом, который ненадолго вернулся на малую родину после тридцатилетнего отсутствия, — уже скоро каждый желающий евпаториец сможет услышать игру талантливого пианиста Якова Айваза. Но обо всем по порядку.


Начало творческого пути

— Яков Арамович, расскажите, пожалуйста, о себе: где родились, как появилась любовь к музыке, как начиналась ваша творческая жизнь? Где учились игре на фортепиано? Какую роль в вашем становлении сыграл отец — известный композитор и пианист Арам Айваз?

— Я родился в 1946 году в Евпатории, в караимской семье. Все мое начальное образование, мои музыкальные азы проходили под чутким надзором отца. Он крайне серьезно воспринимал мои успехи и очень внимательно следил за обучением в музыкальной школе, потому что видел во мне талант и понимал: его необходимо развивать. Когда мне исполнилось восемь, родители решили, что мне нужно ехать в Ленинград и поступать в музыкальную школу для одаренных детей при консерватории. Это учебное заведение славилось на весь Советский Союз не только уровнем обучения, но и лучшими преподавателями. Кроме того, это была школа-интернат, где я мог жить и учиться одновременно. Одиннадцать лет я обучался у таких выдающихся педагогов, как Лия Зелихман и Надежда Голубовская. После окончания школы, в 1965 году, я поступил в институт имени Гнесиных в Москве, где моими педагогами были Мария Гринберг и Лидия Кольвацио.

— Как далее складывался ваш путь? Где давали концерты?

— Если честно, у меня довольно трудная биография. Это поток личных удач и неудач, совмещенных с административными сложностями, существовавшими в то время в СССР. Коротко говоря, всю жизнь мне открыто вставляли палки в колеса, не давая пройти заслуженный творческий путь. Все интернациональные конкурсы были для меня закрыты, несмотря на то, что я проходил все отборы, а за кулисами профессора говорили мне, что я замечательно играю. Но они не давали мне развиваться как музыканту, потому что должны были следовать директиве сверху. В течение шести лет я тратил массу времени на подготовку ко всем этим конкурсам, занимался по семь-восемь часов в день, проходил адовы круги, и, возможно, мои неудачи как раз таки меня и закалили. Несмотря на все препятствия, я не ушел из музыки, а укрепился в ней: начал давать частные концерты. Помню, как в Ивановской филармонии провел цикл выступлений «Все сонаты Бетховена», — тогда мне был 31 год. Это было большое достижение, так как подобную серию сонат в мире играют единицы. После этого меня без конкурса взяли на музыкальный Олимп — в Московскую государственную филармонию, несмотря на «бумажную сторону» моего происхождения. С того времени у меня появилась надежда на сольный концерт, и я начал прикладывать максимум усилий для реализации этой идеи. Да и общественность просила об этом: меня заметили, когда я сыграл все сонаты Скрябина. Комиссия, в состав которой входили люди высокого музыкального ранга, наконец-то дала разрешение на проведение выступления. Но радоваться было рано: решение жюри окончательно утверждалось Министерством культуры РСФСР. Там я снова получил отказ и никак не мог отстоять свои права. В моем арсенале на тот момент уже было около пятидесяти программ по произведениям таких композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шуман, Лист, Рахманинов и прочие, но никто не обращал на это внимания. Мне просто испортили карьеру — видели достойного конкурента. Работать концертмейстером не было моей мечтой: я всегда стремился к большему, посему мне пришлось уйти из филармонии, а точнее, для этого создали все условия.

— Неприятно, что ваш талант столкнулся со столькими перипетиями и не был оценен по достоинству. Что вы делали после этих событий?

— Наступило тяжелое время: близились 90-е, полная безработица. Однажды в драке я получил серьезную травму левой руки. Началось длительное лечение, играть я, естественно, не мог. Тогда обратился к Джуне — известной целительнице, она ко мне прониклась и неожиданно помогла: через какое-то время я снова заиграл. Я уехал подальше от Москвы, в Ташкент. Работал в филармонии, провел цикл концертов, получил бесценный опыт: впервые исполнил с оркестром композиции Рахманинова. А в 1998 году меня пригласили играть на открытии посольства Узбекистана в итальянском городе Беневенто. Там посол Италии в Узбекистане Иоланта Джованни-Брунетти познакомила меня с дирижером Паоло Чарди. Так я окончательно уехал из страны. В тот период все завертелось: появился энтузиазм, цель... В Будапеште блестяще сыграл с оркестром третий концерт Рахманинова: публика была в восторге, а я получил шикарные рецензии. В 1999-м повторно выступил в Италии в качестве солиста с Будапештским симфоническим оркестром под управлением Паоло Чарди. Тогда он посоветовал мне ехать во Францию, пока была открыта виза.

Яков Айваз:

«Признаться честно, я бы никуда не уезжал. Мне в России очень хорошо, это мой дом. Здесь я могу разговаривать на своем языке, а в других странах должен подбирать какие-то комбинации, которые все равно полностью не выражают мысль. Получается некий суррогат действительности... Благосостояние и самореализация? Да, за рубежом я это получил. Но уехал я для того, чтобы иметь возможность показать людям свой талант. И, к слову, до сих пор не взял второго гражданства, в отличие от многих приезжающих за границу музыкантов. Хотелось бы надеяться, что на родине уже наступили другие времена и нравы, и администраторы, которые работают в сфере культуры, больше не будут так грубо и бесцеремонно нарушать права артистов».


Успех в Европе и новые высоты

— Как вас встретила Франция? Какие сложности возникли в первое время? Все-таки новая страна, родные далеко...

— Очень скоро там отыскались общие знакомые — выходцы из России, друзья, которые решили мне помогать. Одна из них, Клавдия, жила в Ницце: именно она представила меня импресарио фонда «Sophiaantipolis». Они мне очень быстро организовали сольный концерт. Как сейчас помню, это было 9 мая, в День Победы, в одном из концертных залов Ниццы, там собрались представители Европарламента. После моего выступления они все дружно встали и начали аплодировать стоя. Это был настоящий музыкальный триумф. Я играл десять этюдов Листа и его сонату. После этого импресарио Моник Айо организовала мне большое количество концертов на юге Франции и в Бретани. Я принимал участие в различных фестивалях в Нанте, Брюсселе, Равелло, Лиссабоне. Айо была замечательным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но через некоторое время мне пришлось искать нового человека, готового заниматься моим продвижением. Как ни странно, такой человек уже был рядом: корреспондент, составляющая рецензии к моим концертам, Шанталь Минек. Она впоследствии стала моей женой, мы вместе жили во Франции, и некоторое время она занималась моей концертной деятельностью. В современном мире, что бы ты собой ни представлял и кем бы ты ни был, в одиночку ты не сможешь ничего. Артист сам не может себя продать — это закон. Брак наш продлился недолго, пути разошлись. После этого я переехал в Париж, где заново начал самостоятельный музыкальный путь. Однажды я играл на частном концерте, и там ко мне подошел человек, желающий организовать мои выступления в зале «Гаво» — одном из престижнейших залов Франции. Это стало мощным витком развития. Я дал два концерта, на которых отыграл сложнейшие сонаты Бетховена, Шопена, Моцарта, Прокофьева, [сюиту] «Гаспар де ля Нуи» («Ночной Гаспар». – Ред.) Равеля.

Концерт Якова Айваза в Евпатории состоится 10 апреля в 16.00 на сцене театра имени А.С. Пушкина. Откройте для себя одного из лучших в мире исполнителей всех сонат Бетховена!

— Где вы жили перед тем, как началась пандемия коронавируса? Расскажите о вашей сегодняшней музыкальной деятельности.

— Во Франции очень хорошо развита система социальной помощи: мэр Парижа выделил мне двухкомнатную квартиру в пригороде французской столицы. До этого я жил в восьмиметровой комнате в общежитии и репетировал на электронном пианино. За полтора сезона провел двадцать концертов, и все по разным программам, которые на сегодняшний день никто не исполняет. Мои последние гастроли стали очередным взрывом, который услышала вся Франция. Но карантин все испортил. Хотя есть и положительные моменты: ввиду этих событий я решил приехать на родину и посетить дорогие сердцу места.

— Нравится ли вам в Евпатории? По сравнению с Европой, какие плюсы и минусы нашего города вы бы отметили? Что вам по душе здесь?

 — Я обожаю Евпаторию! Это моя родина. Многое изменилось с моего последнего визита: некоторые районы я просто не узнаю, появилось много замечательных проектов, дельфинарий, например. Мне кажется, надо продолжать благоустраивать наш город, и он может стать мировым курортом. Причем не только в области здравоохранения, но и в духовном аспекте. Важно сочетать развитие города с культурой, с музыкой… Не бойтесь Бетховена! Он способен лечить! От безнадеги, от унынья, да и физически. Это чистая правда! Вот посмотрите на меня: разве мне дашь 75 лет? Я – живая иллюстрация того, как действует на здоровье классическая музыка. Искусство излечивает и душу, и тело, оно заполняет вас изнутри. Ведь мало кто хочет оставаться пустым.

— Поделитесь с читателями «ЕЗ» ближайшими творческими планами. Будете ли вы давать концерты в Крыму? Если да, то где можно будет услышать вашу игру?

— Я уже дал несколько концертов: в Бахчисарае, в Севастополе, Симферополе и Керчи. Сейчас решаются организационные вопросы для выступления в Евпатории, я обратился за помощью к караимскому обществу, поскольку мне сложно действовать самостоятельно. И уже 10 апреля в 16.00 на сцене городского театра имени Пушкина буду рад видеть каждого, кто готов наполнить душу чудодейственными сонатами Бетховена. Кроме того, я буду играть сочинения моего отца, гениального композитора и пианиста Арама Айваза — ему будет посвящено одно отделение концерта.

Беседовала Елена ФИЛАТОВА.

Фото из архива Валерия Басырова.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 11(19459) от 26.03.2021 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей