«Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту…»

(Продолжение. Начало в «ЕЗ» № 44 от 6 ноября с.г.)

«Евпаторийская здравница» продолжает публикацию цикла статей о семье последнего российского императора Николая II. За шесть с половиной лет, прошедших с воссоединения Крыма с Россией, Ливадийский дворец стал обязательным, пожалуй, местом для посещения официальными делегациями, посещающими полуостров. Как здание, в стенах которого в 1945 году руководители союзных государств решали вопросы послевоенного мироустройства. Построенный более ста лет назад в приморском поселке по проекту выдающегося отечественного архитектора Николая Краснова как летняя резиденция императора, Ливадийский дворец стал одной из визитных карточек полуострова. Другими словами, именно Романовым Крым обязан этим памятником архитектуры.


От «татарского вкуса» к итальянскому Ренессансу

Нелишне напомнить, что у Ливадийского дворца, были, так сказать, архитектурные предшественники. На территории поселка более полувека располагались имения августейшей семьи. Сначала — ​царя Александра ΙΙ, затем Александра ΙΙΙ и, наконец, Николая ΙΙ. Первой резиденцией стал перестроенный дом графа Льва Потоцкого, который император Александр II подарил своей супруге, государыне императрице Марии Александровне. После того как дом перестроили, императорская семья почти ежегодно посещала Ливадию. Каждый визит, разумеется, положительно сказывался на развитии не только прибрежного поселка, но и всего Южного берега Крыма. Внимание государя к региону подвигало местные власти к совершенствованию инфраструктуры, благоустройству улиц и домов, открытию новых магазинов и объектов общепита.

Примечательно, что на территории Ливадийского имения Александр II принимал делегацию американцев, в состав которой входил выдающийся писатель Марк Твен. По его воспоминаниям, окруженный свитой монарх провел для гостей экскурсию по дворцу, вызывая у тех восхищение «уютными покоями и богатой, но совсем не парадной обстановкой». Показал Александр II американцам и Малый дворец (Дворец наследника), который, по словам его создателя, архитектора Ипполита Монигетти, был построен «в татарском вкусе» и внешним и внутренним убранством напоминал Ханский дворец в Бахчисарае. В нем проживал, будучи наследником, будущий царь Александр III, который после трагической гибели отца продолжил там останавливаться.

К началу прошлого века Большой дворец перестал соответствовать запросам царской семьи. К тому же из-за сырости деревянные конструкции здания покрывал грибок, что не только способствовал их разрушению, но и наносил вред здоровью дворцовых жильцов. Поэтому в 1909 году старый дворец было решено снести, чтобы на его месте возвести новый, более масштабный и удобный. Его проектирование и строительство поручили ялтинскому городскому архитектору Николаю Краснову. За 17 месяцев талантливому архитектору удалось возвести великолепный дворец из белого инкерманского камня в стиле «итальянского Ренессанса XV — ​XVI веков». «Основными мотивами композиции служили памятники Флоренции, но при этом приходилось считаться с требованиями загородного дворца и современного комфорта, — ​писал академик Федор Беренштам. — ​Надо было, сохраняя строгую красоту дворцовой архитектуры, дать уют и интимность дачи, соединить величавое впечатление дворца с мягким покоем загородного дома, расположить здание так, чтобы некоторые части его были особенно открыты солнцу и воздуху, а крыши использовать для террас, бельведеров и вышек».

По словам самого Краснова, здание при сдаче в эксплуатацию имело 116 отдельных помещений, один внутренний двор и три малых световых двора», а «официальные комнаты» в нем были отделаны и меблированы в том же стиле итальянского Ренессанса.

Сам император, делясь в письме матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, первыми впечатлениями от дворца, назвал архитектора «удивительным молодцом». «Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и на море, — ​признавался Николай II. — ​В помещениях столько света, а помнишь, как было темно в старом доме…»


От санатория и госдачи к дворцу-музею

Так уж вышло, что царская семья приезжала в Ливадийский дворец всего четыре раза: осенью 1911 и 1913 и весной 1912 и 1914 годов. В летней резиденции государь принимал министров с докладами, послов и посланников, должностных лиц Таврической губернии и просматривал деловые бумаги. Несмотря на то, что в Крым приезжал на отдых. В июне поворотного для всей Европы 1914-го император с императрицей и детьми покинули Ливадию в последний раз. После отречения от престола Николай Александрович просил Временное правительство позволить ему поселиться с семьей в Ливадии в качестве частного лица. Однако Александр Керенский, бывший руководителем временного кабмина, просьбу отклонил.

После того, как большевики свергли Временное правительство, на территории дворца размещались органы министерства земледелия. Ступившие на территорию Ливадии весной 1918-го германские войска разграбили дворец. Однако в ноябре того же года при поддержке союзников поселок заняли белогвардейцы. В 1925 году в бывшей царской резиденции открыли санаторий для крестьян, который в 1931-м преобразовали в климатический лечебный комбинат. В 1927 году дворец посетил Владимир Маяковский, а годом позже Максим Горький.

В классной комнате цесаревича Алексея была обустроена женская палата. Гостиную великих княжон (Музыкальную комнату) сделали Музыкальным залом. Две комнаты Андрея Деревянко («дядьки» и телохранителя наследника) превратили в палаты. В ванной императрицы Александры Федоровны из двух комнат поселили сестер милосердия. Большую часть остальных помещений использовали для палат, в каждой из которой было от 3-4 до 30 коек. Правда, шесть дворцовых комнат отвели под музей. В них выставили царскую мебель, посуду и другие предметы обихода, а также гардероб императрицы. Причем повесили ценник на каждом экспонате.

С первых дней Великой Отечественной войны в Ливадийском дворце развернули госпиталь с операционными, процедурными, комнатами для восстановления. Позже госпиталь эвакуировали. Когда власти приняли решение провести встречу лидеров стран-союзников в Ливадии, дворец начали срочно ремонтировать.

В 1945-1953 годах он являлся Государственной дачей № 1 для высшего партийного и государственного руководства Советского Союза. А В 1953-м на территории дворца вновь открыли корпус кардиологического санатория Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «Ливадия».

В июле 1974 года по решению ВЦСПС и Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов в парадных залах первого этажа фрагментарно воссоздали обстановку периода работы Крымской конференции. В остальных залах разместили различные художественные выставки. Тогда же Ливадийский дворец получил статус музея. В 1985 году, к 40-летию Ялтинской встречи «большой тройки», во дворце создали экспозицию «Крымская конференция руководителей трех держав: СССР, США и Великобритании». В июле 1994-го в залах второго этажа открыли музейную экспозицию «Романовы в Ливадии».

Продолжение следует.

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото с сайта ливадийский-дворец.рф.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 45(19442) от 13.11.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей