«Я бы хотел никогда не выезжать отсюда…»

В ноябре этого года исполняется сто лет Великому русскому исходу — ​массовой эвакуации из России, вызванной поражением Белого движения на фронтах Гражданской войны. К последней привели Февральская и Октябрьская революции 1917-го. Того самого предсказанного поэтом «России черного года», в марте которого император Николай II отрекся от престола.


«ЕЗ» открывает серию публикаций, посвященных жизни семьи последнего российского императора, в том числе в Крыму. В первой из них мы хотели бы вспомнить трепетное отношение монарха к полуострову, который стал последним оплотом Русской армии и сочувствующего ей гражданского населения.
Начальник канцелярии Министерства императорского двора генерал-лейтенант Александр Мосолов вспоминал разговор с императором, во время которого государь вместе со свитой возвращался с конной поездки по Ялтинской яйле и признался в чрезвычайной привязанности к Южному берегу Крыма:
«— Я бы хотел никогда не выезжать отсюда.
— Что бы Вашему Величеству перенести сюда столицу?
— Эта мысль не раз мелькала у меня в голове.
Вмешалась в разговор свита. Кто-то возразил, что было бы тесно для столицы: горы слишком близки к морю. Другой не согласился:
— Где же будет Дума?
— На Ай-Петри.
— Да зимою туда и проезда нет из-за снежных заносов.
— Тем лучше, — ​заметил дежурный флигель-адъютант.
Мы двинулись дальше — ​государь и я с ним рядом — ​по узкой дорожке. Император полушутя сказал мне:
— Конечно, это невозможно. Да и будь здесь столица, я, вероятно, разлюбил бы это место. Одни мечты…»
На этом фоне вполне закономерным выглядит признание, которое уже «гражданин» Романов оставил в своем дневнике 28 июля 1917 года: «А мы так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии». Оставил после того, как Временное правительство отказало ему в просьбе поселиться после отречения от престола в любимом месте.
Император Николай II с семьей провел на 
полуострове всю весну 1912 года, конец лета и осень 1913-го. Большая часть времени протекала в только что отстроенном архитектором Николаем Красновым Ливадийском дворце. Впоследствии он стал излюбленным местом пребывания всех Романовых. Маршруты поездок были одинаковыми: поездом до Севастополя, откуда императора с семьей до Ялтинского порта доставляла яхта «Штандарт».
В крымских поездках императора неизменно сопровождала вся семья. Вместе с императрицей Александрой Федоровной в 1912 и 1913 годах в Крым приезжали великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также наследник престола Алексей.
19 декабря 1913 года Николай II с семьей покинул Крым и отправился в Царское Село. За оставшееся до Первой мировой войны время императорская семья еще раз посетила дворец в Ливадии, где провела весну и начало лета 1914-го.
А еще через два года, 16 (29) мая 1916 года, вместе с семьей Николай II прибыл в Евпаторию. Одним из мест посещения царской семьи был Свято-Николаевский собор, где царскую семью встречал архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий, который после провозглашения многолетия императорскому дому совершил молебен. Этот визит в Крым для императора и его семьи оказался последним.

Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото из архива ИТАР-ТАСС.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 44(19441) от 06.11.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей