Берег надежды, берег вдохновения

В 2020 году Евпатория отмечает 105 лет научного признания города курортом. Вот уже более века уникальные природные факторы прибрежного крымского городка успешно используются врачами для лечения широкого круга заболеваний и оздоровления организма. А началось все в 1915 году — именно тогда первым общероссийским съездом по определению и улучшению лечебных местностей России была принята судьбоносная резолюция, согласно которой Евпатория официально утверждена делегатами съезда курортом и внесена в общегосударственный реестр намного раньше других городов Причерноморья.


От торгового городка к всероссийскому курорту

Принятие такого решения стало возможным благодаря научным исследованиям и практической работе на Евпаторийской военно-санитарной станции в 1886—1889 годах военного лекаря Николая Васильевича Парийского. Обобщив результаты этой деятельности, в 1891 году он защитил диссертацию в Императорской военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. За исследовательскую работу на тему «Общие естественные песочные ванны и их действие на температуру, пульс, дыхание, потерю веса и осязательную чувствительность» 33-летнему ученому была присвоена степень доктора медицины.

В 1915 году, уже в статусе действительного статского советника, Н.В. Парийский добивается личного выступления на первом общероссийском съезде по определению и улучшению курортных лечебных местностей в Петрограде. Сообщение ученого «О заведениях для лечения естественными песочными ваннами» стало важным шагом на пути становления Евпатории в качестве города-курорта.

В своем докладе Парийский смог убедительно доказать, что Евпатория уникальна по своим природным лечебным факторам: на территории одного города можно успешно сочетать бальнеологический и климатический курорты.

Одной из составляющих превращения Евпатории в культурный город западного Крыма стало развитие градостроительства, благодаря которому маленький город прославился не только целебными факторами, но и уникальными объектами архитектуры. По проектам двух талантливых зодчих — ​титулярного советника Адама Генриха и Павла Сеферова — ​обновлялась старая Евпатория. За короткое время в городе были построены фешенебельные санатории «Таласса», «Сильва», «Кармен», «Джалита», гостиницы «Дюльбер», «Гелиос», «Бо Риваж», вилла «Сфинкс» и другие объекты.

Впервые в строительстве применялись редкие стройматериалы: белый каррарский и индийский бордового и розового цвета мрамор, белоснежный и мраморовидный кремовый дагестанский известняк, армянский розовый и аспидный туф, байдарский гранит и иерусалимский камень. Первым архитектором города А.Л. Генрихом был составлен генеральный план застройки и благоустройства курорта.

Благодаря столь значительным переменам маленький торговый городок превратился в архитектурную столицу Крыма.

За 25 лет (с 1894 по 1919 годы) городским архитектором А.Л. Генрихом было спроектировано и построено более тридцати объектов, в том числе городской театр, санаторий «Приморский», церковь пророка Илии. Архитектор П.Я. Сеферов выполнил проектирование зданий городской библиотеки, виллы «Сфинкс», дома городского головы С.Э. Дувана, стал инициатором электрификации Евпатории и строительства первой в городе электростанции.

Одним из выдающихся последователей научной и лечебной работы на курорте, начатой военным лекарем Н.В. Парийским, стал выпускник Императорской военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, доктор медицины, профессор, хирург и ортопед А.К. Шенк. С 1923-го в течение 16 лет он был бессменным главой научно-курортного совета Евпатории. Особенностью его деятельности на этом посту стало планирование научных исследований врачей курорта, которое проводилось с учетом эффективного и качественного лечения детей и взрослых. Такая практика планирования очень скоро сказалась на результатах лечения больных с костно-суставным туберкулезом в санатории им. Н.А. Семашко.

С учетом этих достижений санаторий был преобразован профессором А.К. Шенком в ортопедическую клинику. В ней под руководством талантливого ученого работали молодые врачи-исследователи С.О. Бом, С.А. Новотельнов, Н.И. Струков, А.З. Соркин, В.Г. Штефко, В.Д. Чаклин. Все они впоследствии стали докторами медицинских наук, профессорами, заведовали кафедрами медицинских институтов, руководили отделами научно-исследовательских институтов, некоторые из них удостоены государственных наград Советского Союза. С.А. Новотельнов был назначен на должность начальника кафедры военной травматологии и ортопедии Военно-медицинской Краснознаменной академии им. С.М. Кирова, уволен из Советской Армии и академии по возрасту в воинском звании генерал-лейтенанта медицинской службы.

Член-корреспондент АМН СССР, профессор, доктор медицинских наук В.Д. Чаклин создал в Свердловске научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии и длительное время руководил им. Ученый удостоен звания заслуженного деятеля науки РСФСР, созданному им институту присвоено его имя.

Высокие результаты научных исследований сотрудников ортопедической клиники профессора А.К. Шенка и эффективное лечение в санаториях детей с костно-суставным туберкулезом, трахомой, тяжелыми формами диатеза, остеомиелита и аллергическими заболеваниями позволили Евпатории приобрести авторитет лучшей лечебной местности в стране. Для курорта этот период стал эпохой возрождения. В связи с этими успехами Постановлением Совета народных комиссаров в 1936 году Евпатория была признана Всесоюзной детской здравницей.

Эти исторические события и определили общегосударственную и международную лечебную миссию Евпатории. Она получила широкую известность и признание климатическим и бальнеологическим курортом де-факто и де-юре. Как следствие таких перемен статуса, в городе происходило стремительное развитие не только курортного дела и медицинской науки, но и искусства и культуры.

Евпатория превратилась в творческий центр западного Крыма. Благодаря научной и лечебной деятельности военного врача, профессора Н.В. Парийского она приобрела всероссийскую известность в качестве лучшего лечебного места для морских и лиманных купаний в Крыму.


Культурный центр западного Крыма

Евпатория стала привлекательным курортом для многих представителей культуры конца ХIX-го — ​начала XX столетия. В городе лечились и отдыхали, оздоравливались и работали видные писатели и поэты, актеры и певцы, композиторы и художники. Многие из них посвятили свои произведения уникальным лечебным природным факторам курортной Евпатории, которую прославил доктор медицины Н.В. Парийский.

Классик русской и советской литературы А.Н. Толстой находил в Евпатории творческое вдохновение, работая над трилогией «Хождение по мукам». В 1912 году, проживая в гостинице «Дюльбер», писатель создавал одно из самых известных своих произведений. Часть романа «Сестры» была написана им быстро и легко под впечатлением от эффективных процедур. Находясь в гостинице, писатель наблюдал за жизнью приморского курорта в дореволюционное время. Ему принадлежат такие строки, в которых с поразительной точностью дана характеристика того периода: «В это время в Евпатории был необычайный наплыв приезжих из Севера. Отдыхала публика самостоятельная и праздная. По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы с катарами и бронхитами, и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью, и черноглазые киевляне, не знающие различия гласных «о» и «а», и презиравшие эту российскую суету богатые сибиряки. Жарились и обгорали дочерна молодые женщины и голенастые юноши, священники, чиновники, почтенные и семейные люди, живущие, как и все тогда жили в России, расхлябанно, точно с перебитой поясницей» (из трилогии «Хождение по мукам»).

Успешное лечение на курорте повлияло на дальнейшую судьбу А.Н. Толстого: он стал общественным деятелем, был удостоен звания академика Академии наук СССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР, был трижды награжден Сталинской премией первой степени. В 1950-х годах режиссер Г. Рошаль снял кинотрилогию «Хождение по мукам», в отдельных эпизодах которой можно узнать наш город.

В 1913 году близ Евпатории организовали свою колонию актеры 1-й студии Московского художественного академического театра (МХАТ). На этой территории они жили, лечились и работали, давали спектакли, в том числе и благотворительные.

Место расположения поселения в своих воспоминаниях так описала О.И. Поль-Сулертицкая, жена соратника главного организатора колонии Константина Станиславского: «Мы живем у самого моря, в десяти километрах от центра города, вокруг степь, песок, дикие маслины, да евпаторийский маяк высится вблизи».

На сцене городского театра с 1913 по 1930 годы выступали актеры 1-й студии МХАТа Е. Вахтангов, В. Кочалов, О. Книппер-Чехова, К. Станиславский.

Они исполняли главные роли в спектаклях «Свадьба», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» А.П. Чехова; «На дне» А.М. Горького, «Гамлет» У. Шекспира, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мнимый больной» Ж. Мольера, «Горячее сердце» и «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Любовь к трем апельсинам» и «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Чудо святого Антонио», «Сестра Беатриса» и «Синяя птица» М. Метерлинка, «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова и во многих других постановках русской и зарубежной классики.

Широкой публике актерами МХАТа с участием представителей Мариинского театра и театра Моссовета было представлено более 80 спектаклей. Актеры оказывали благотворительную помощь в лечении больных детей в санаториях, раненым военнослужащим русской армии и красноармейцам, детским домам. На вырученные деньги приобретались противогазы для русской армии.

В санаторий «Приморский», преобразованный в 1916 году императором России Николаем II в военный госпиталь и названный в честь императрицы России Александры Федоровны, поступил с фронта на лечение офицер русской армии Борис Лавренев, пострадавший от применения немецкими войсками отравляющих газов.

Выздоровление молодого защитника Отечества затянулось на длительный срок. Некоторое время после выписки из госпиталя он жил в Евпатории, восстанавливая силы. С тяжелыми легочными осложнениями офицер справился благодаря евпаторийскому климату, морским и лиманным купаниям и целебным естественным песочным ваннам, разработанным и рекомендованным военным лекарем Н.В. Парийским при заболеваниях легких и верхних дыхательных путей.

Все это время выздоравливающий офицер Борис Лавренев с интересом изучал жизнь горожан. Впоследствии свои наблюдения он использовал при написании повести «Марина», имеющей в сюжете автобиографические черты. Автор произведения рассказывает о пылкой любви офицера-фронтовика и простой девушки — ​евпаторийской рыбачки Марины.

По мотивам повести режиссером Г. Ивченко в 1977 году был создан художественный фильм «Марина», главные роли в котором исполнили актеры Владимир Конкин и Ирина Шевчук. Снимали фильм в Евпатории, на набережной имени В.И. Терешковой. Перу Лавренева принадлежат также рассказы и повести «Ветер», «Сорок первый», «Седьмой спутник», «Гравюра по дереву», пьесы «Разлом», «За тех, кто в море» и другие произведения. Творчество писателя было дважды отмечено Сталинской премией.

С 1918 года в Евпатории длительное время жил, лечился и работал русский художник-баталист, график, иллюстратор, педагог Николай Самокиш. Поводом для приезда на курорт стали частые обострения ревматизма, полученного в окопах Первой мировой войны.

Художник писал батальные сцены, руководствуясь личными впечатлениями и воспоминаниями, полученными на фронтах русско-японской и Первой мировой войн. Лечение по разработанным Н.В. Парийским методикам было эффективным и вдохновляющим к творчеству. С 1918 по 1930 годы баталист работал над циклом картин, посвященных Гражданской войне в Крыму. Евпаторийский творческий период стал очень плодотворным: художник создал около тридцати художественных полотен, в том числе работы «Защитник Красного знамени», «На берегу моря», «На пляже», «Купание красноармейцев в Евпатории».

За художественное полотно «Переход Красной армии через Сиваш» Самокиш удостоен Сталинской премии второй степени и звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Его многофигурные батальные композиции отличаются динамичностью и подробной прорисовкой деталей.

Труд мастера высоко оценен общественностью Евпатории. На доме, где жил великий художник-баталист, установлена мемориальная доска.

Евпаторийцам известно и имя одного из лучших учеников Самокиша, талантливого художника Юрия Волкова. В полной мере его талант раскрылся в послевоенные годы. Художественные полотна «Малахов курган», «Херсонесский тупик», «Подвиг политрука» ярко раскрывают величие подвига защитников Севастополя 1941—1942 годов. Ю. Волков принимал участие в росписи Свято-Ильинской церкви и собора святителя Николая Чудотворца.

Кроме того, в городе-курорте долгое время лечился и работал русский художник-баталист Митрофан Греков. В свободные часы между лечебными процедурами по методу Н.В. Парийского, которые давали возможность уверенно держать кисть, художник работал над эскизами к картине «Трубач Первой конной армии».

В 1921 году в санатории «Коммунар», находившемся на углу улиц Кирова и Фрунзе, лечился поэт, участник Гражданской войны, классик чувашской литературы М.К. Кузьмин. В благодарность за успешное лечение огнестрельных ранений, полученных в годы войны, поэт-реформатор написал памятные строки в адрес Евпатории-целительницы.

Советский писатель, участник Гражданской войны, орденоносец Николай Островский в 1925—1926 годах проходил лечение в евпаторийских санаториях «Коммунар» и «Мойнаки» (ныне санаторий «Родина»). В письме к А.П. Давыдовой он сообщал: «Я живу в санатории. Устроили хорошо. «Мойнаки» вдали от города и других санаториев. Тихо и спокойно. Живу вместе с четырьмя «чудаками». Коммунисты спокойные, славные ребята».

Практически слепой, прикованный к постели после тяжелого ранения и инфекционного полиартрита писатель в свободное от лечения время работал над романом «Как закалялась сталь» о жизни героической молодежи 1920-х годов.

Одновременно, вдохновленный периодическими улучшениями здоровья, Островский обдумывал сюжет романа «Рожденные бурей». Увы, тяжелейшая болезнь и проблема резкого падения зрения почти до полной слепоты не позволили автору закончить работу над этим произведением. В память о пребывании писателя на курорте одному из санаториев города в советский период было присвоено его имя.

Евпатория полюбилась и советскому поэту Владимиру Маяковскому. С 1926 по 1929 годы он каждое лето приезжал на курорт, где не только отдыхал, но и работал — ​пропагандировал советскую поэзию.

Поэт высоко ценил богатые лечебные возможности курорта и аудиторию лечащихся в санаториях. Ему принадлежат такие слова: «В Евпаторию приезжают на лечение со всего Советского Союза. Тебя слушают одновременно и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. Приходят на вечера поэзии приезжие из таких мест, куда ты в жизни не попадешь. Они разъедутся по своим углам и будут пропагандировать стихи — ​а это и есть моя основная цель».

К этому времени у поэта сформировались все свойственные ему черты характера, уровень мышления и художественные приемы. В его репертуаре было более 250 произведений: лирика, сатира, поэмы, очерки, критические статьи и рекламные стихи. Поэт остроумно и метко отвечал на записки слушателей, превосходно владел речью и аудиторией. В 1927 году Маяковский узнал, что в Евпатории планируются съемки кинофильма «Евреи на земле», и согласился на совместную работу с Абрамом Роомом и Виктором Шкловским в написании сценария к фильму. Его желание было связано еще и с тем, что ассистентом режиссера Абрама Роома выступала возлюбленная поэта Лиля Брик. В фильме показано, как заселяется Крым и создаются коммуны.

Поэт обожал целительный городок и посвятил ему широко известное стихотворение «Евпатория», замечательные строки которого цитируют многие десятилетия: «…Все болезни выжмут горячие грязи евпаторячьи […] Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории».

Эффективно сказалось лечение в нашем городе на выздоровлении и творческой деятельности советских писателей Александра Куприна и Петра Павленко. Куприн за время терапии методами военного врача Н.В. Парийского написал рассказ «Леночка». Позднее автором также были созданы произведения «Поединок», «Алеся», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», цикл очерков «Листригоны» и автобиографический роман «Юнкера».

Находясь на лечении, Петр Павленко работал над романом «На Востоке», произведениями о восстановлении народного хозяйства по окончании Гражданской войны «Счастье» и «Солнце». Им написаны также рассказы, военные и путевые заметки, сценарии к кинофильмам, в том числе к картине «Александр Невский» совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном.

Он настолько сроднился с курортным городом и его жителями, что избирался народным депутатом Верховного Совета СССР от Евпатории. В ранге депутата оказывал помощь в восстановлении разрушенных в годы войны санаториев.

За литературную и трудовую деятельность П. Павленко четырежды удостоен Сталинской премии. В память о писателе одна из улиц города названа его именем.

Кроме того, в Евпатории в разное время жили, отдыхали, проходили курс оздоровления и работали многие другие именитые представители творческой интеллигенции: поэтессы Леся Украинка и Анна Ахматова, писатели Илья Сельвинский и Борис Балтер, оперные исполнители Федор Шаляпин и Антонина Нежданова. В их честь в городе названы улицы и скверы, школы и библиотеки, санатории и пансионаты. Но стоит помнить и о людях, которые не снискали мировой славы, но кропотливым трудом создавали научные труды, без устали совершенствовали и развивали лечебные факторы Евпатории — ​одну из важнейших составляющих курорта.

В год 105-летия научного признания Евпатории лечебной местностью России необходимо отдать дань уважения, благодарности и неизменной памяти великому ученому, научному основателю Евпаторийского курорта, доктору медицины, профессору, климатологу и курортологу, действительному статскому советнику, крупному ученому, генерал-майору Николаю Васильевичу Парийскому.

Его научная деятельность и лечебная работа несомненно были определяющими в становлении Евпатории как лучшей лечебной местности и культурной столицы западного Крыма. Всего за два десятилетия уездный портовый городок превратился в востребованный курорт и лучшее место для морских купаний на Черноморском побережье.

Память обогащает и указывает путь в будущее. Выдающиеся ученые являются опорой, фундаментом нашего мира, именно поэтому сохранить воспоминания об их деятельности — ​святая обязанность благодарных потомков.

Анатолий НЕНЬКО, ветеран курорта, почетный гражданин города Евпатории, полковник медицинской службы.

Фото krymology.info, etoretro.ru, wikipedia.org, kfinkelshteyn.narod.ru, zen.yandex.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 30(19427) от 30.07.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей