В конце месяца «ЕЗ» традиционно подводит итоги народного опроса, который в апреле был посвящен качеству российского образования. Мнения респондентов разделились. Некоторые считают, что вследствие новых изменений в России развалилась одна из самых качественных образовательных систем в мире. Другие уверены в том, что благодаря европейской стандартизации российские учащиеся получили шанс работать за границей, а в школах снизилась коррупция и количество подтасовок результатов экзаменов. Только 3,66% опрошенных полностью устраивает современная система обучения. Результаты опроса мы обсудили с начальником управления образования администрации Евпатории Валентиной ЖЕРЕБЕЦ.
— Валентина Ивановна, 20% респондентов, принявших участие в проведенном «ЕЗ» опросе, считают, что система образования устарела и требует изменений. Какие новшества сейчас вводятся для ее усовершенствования?
— В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего и среднего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)». Начиная с 2014 года педагоги Крыма постепенно внедряют его в процесс обучения. Как утверждают авторы документа, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации школ возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей.
— В чем суть нового стандарта?
— Идея, положенная в основу стандарта нового поколения, заключается в следующем: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по учебным дисциплинам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, быстро переучиваться, использовать теорию в практике.
Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или нет, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя — показать спектр возможностей поиска данных. И научить не просто искать, а воспринимать и оценивать информацию, оперировать ею. С сентября 2020 года все обучающиеся десятых классов переходят на профильное обучение — это следующая ступень образовательного стандарта, где ученики готовятся к будущей профессии. На этом этапе ребенок уже должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительную информацию и подготовиться к ЕГЭ.
— Почти половина родителей, по результатам опроса, предпочли бы, чтобы их дети сдавали обычные экзамены по старой системе. По их мнению, ЕГЭ оценивает знания выпускников школы хуже по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Еще 20% респондентов уверены в том, что система ЕГЭ недостаточно отрегулирована: тесты не продуманы и в полной мере не могут показать знания выпускника, никак не способствуют развитию логики и творческого мышления, а только портят психику ребенка. Прокомментируйте, пожалуйста, подобные мнения.
— Для начала отмечу, что согласно ФГОС сдаче ЕГЭ предшествуют Всероссийские проверочные работы и диагностические проверочные работы. Это дает возможность учителю и администрации школы оценить качество знаний, увидеть проблемы и пути их решения. Сегодня принято осуждать единый государственный экзамен, введенный под влиянием западной системы образования. Многие влиятельные педагоги утверждают, что подготовка к ЕГЭ ведет к натаскиванию, обесцениванию устных ответов, а плохие оценки, полученные на экзамене, порождают глубокие стрессы у школьников.
— Какие положительные моменты существуют в сдаче ЕГЭ?
— Во-первых, он исключает коррупцию и снижает человеческий фактор со стороны экзаменатора при поступлении. Во-вторых, единый госэкзамен дает возможность подать документы в пять вузов одновременно, соответственно — поступить в любое учебное заведение вне зависимости от места жительства. Если на многих экзаменах в билете присутствует всего три разных вопроса по предмету, то в ЕГЭ вопросов несколько десятков. Поэтому ЕГЭ позволяет охватить больше тем предмета, в результате оценка получается более объективной за счет учета знаний по самым разнообразным областям. В 2018—2019 учебном году 43 обучающихся по результатам ЕГЭ получили медали «За успехи в учении». Большинство выпускников справились с заданиями экзамена. Кроме того, каждый год в городе есть учащиеся, которые сдают экзамен на 100 баллов.
— Шестнадцать процентов наших респондентов считают, что нынешняя система оценивания не позволяет выявить все сильные и слабые стороны ученика и требует доработки. 20% опрошенных полагают, что в школах недостаточно квалифицированных учителей. Так ли это?
— В большинстве российских школ уже не одно десятилетие практикуется пятибалльная система оценивания. Она привычна как учащимся, так и родителям, учителям. Однако в настоящее время все чаще возникают вопросы о реформе системы оценивания. Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся оценками, которые выставляются на основании определенных критериев. По всем предметам они разные, но можно определить и общие требования для учебных дисциплин. Вместе с тем, некоторые общеобразовательные организации самостоятельно переходят на другие системы оценивания.
Что касается педагогических кадров, сегодня мы должны признать нехватку специалистов. Около 30% — педагоги пенсионного и предпенсионного возраста. У многих учителей нагрузка составляет полторы и более ставки, но даже в таких условиях они демонстрируют высокую квалификацию. В Евпатории треть из 742 учителей имеет высшую категорию.
Валентина Жеребец:
Современную систему обучения, бесспорно, нельзя называть совершенной. В ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. Недочеты в разработках современных образовательных реформ можно называть долго. Но мы, родители и педагоги, должны запомнить одно: в любых условиях важно не только дать ребенку образование, но и вырастить высокоморальную, волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир лучше! Зная недостатки, мы должны обращать на них внимание и стараться восполнять недочеты существующей системы личным участием в жизни наших детей.
— Тридцать пять процентов людей, принявших участие в опросе, утверждают, что бюрократия негативно сказывается на качестве образования: учителя вынуждены заполнять десятки документов, им просто некогда учить детей. Это правда?
— Необходимость заполнять много документов — это реалии. Но технический прогресс неумолимо входит в систему образования, и в этом есть много положительных моментов: интерактивные доски, аудио и видео на уроках, поиск материала в интернете делают процесс обучения ярким, разнообразным и более наглядным, что положительно сказывается на качестве усвоения материала. Сегодня используются электронные дневники, с помощью которых родители могут контролировать успехи детей и иметь быструю прямую связь с учителем. Школьники могут участвовать в международных олимпиадах и конкурсах в режиме онлайн, не выходя из дома. Кроме того, это и возможность получить дополнительное образование заочно по интернету.
Как мы видим, технические средства расширяют кругозор, делают открытым международный опыт в рамках изучения проблемы. Доступ молодежи к иностранным электронным библиотекам, редким материалам и архивам помогает глубоко исследовать тему, экономя время и средства. С сентября в школах города планируется переход на цифровой документооборот — электронный журнал и электронный дневник. Эта система в данный момент проходит апробацию в условиях дистанционного обучения.
Беседовала Елена ФИЛАТОВА.
Фотоиллюстрация severpost.ru.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 17(19414) от 30.04.2020 г.