Главное в обучении — подготовить ребенка к реальной жизни

В конце месяца «ЕЗ» традиционно подводит итоги народного опроса, который в апреле был посвящен качеству российского образования. Мнения респондентов разделились. Некоторые считают, что вследствие новых изменений в России развалилась одна из самых качественных образовательных систем в мире. Другие уверены в том, что благодаря европейской стандартизации российские учащиеся получили шанс работать за границей, а в школах снизилась коррупция и количество подтасовок результатов экзаменов. Только 3,66% опрошенных полностью устраивает современная система обучения. Результаты опроса мы обсудили с начальником управления образования администрации Евпатории Валентиной ЖЕРЕБЕЦ.

— Валентина Ивановна, 20% респондентов, принявших участие в проведенном «ЕЗ» опросе, считают, что система образования устарела и требует изменений. Какие новшества сейчас вводятся для ее усовершенствования?

— В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего и среднего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)». Начиная с 2014 года педагоги Крыма постепенно внедряют его в процесс обучения. Как утверждают авторы документа, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации школ возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей.

— В чем суть нового стандарта?

— Идея, положенная в основу стандарта нового поколения, заключается в следующем: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по учебным дисциплинам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, быстро переучиваться, использовать теорию в практике.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или нет, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя — ​показать спектр возможностей поиска данных. И научить не просто искать, а воспринимать и оценивать информацию, оперировать ею. С сентября 2020 года все обучающиеся десятых классов переходят на профильное обучение — ​это следующая ступень образовательного стандарта, где ученики готовятся к будущей профессии. На этом этапе ребенок уже должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительную информацию и подготовиться к ЕГЭ.

— Почти половина родителей, по результатам опроса, предпочли бы, чтобы их дети сдавали обычные экзамены по старой системе. По их мнению, ЕГЭ оценивает знания выпускников школы хуже по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Еще 20% респондентов уверены в том, что система ЕГЭ недостаточно отрегулирована: тесты не продуманы и в полной мере не могут показать знания выпускника, никак не способствуют развитию логики и творческого мышления, а только портят психику ребенка. Прокомментируйте, пожалуйста, подобные мнения.

— Для начала отмечу, что согласно ФГОС сдаче ЕГЭ предшествуют Всероссийские проверочные работы и диагностические проверочные работы. Это дает возможность учителю и администрации школы оценить качество знаний, увидеть проблемы и пути их решения. Сегодня принято осуждать единый государственный экзамен, введенный под влиянием западной системы образования. Многие влиятельные педагоги утверждают, что подготовка к ЕГЭ ведет к натаскиванию, обесцениванию устных ответов, а плохие оценки, полученные на экзамене, порождают глубокие стрессы у школьников.

— Какие положительные моменты существуют в сдаче ЕГЭ?

— Во-первых, он исключает коррупцию и снижает человеческий фактор со стороны экзаменатора при поступлении. Во-вторых, единый госэкзамен дает возможность подать документы в пять вузов одновременно, соответственно — ​поступить в любое учебное заведение вне зависимости от места жительства. Если на многих экзаменах в билете присутствует всего три разных вопроса по предмету, то в ЕГЭ вопросов несколько десятков. Поэтому ЕГЭ позволяет охватить больше тем предмета, в результате оценка получается более объективной за счет учета знаний по самым разнообразным областям. В 2018—2019 учебном году 43 обучающихся по результатам ЕГЭ получили медали «За успехи в учении». Большинство выпускников справились с заданиями экзамена. Кроме того, каждый год в городе есть учащиеся, которые сдают экзамен на 100 баллов.

— Шестнадцать процентов наших респондентов считают, что нынешняя система оценивания не позволяет выявить все сильные и слабые стороны ученика и требует доработки. 20% опрошенных полагают, что в школах недостаточно квалифицированных учителей. Так ли это?

— В большинстве российских школ уже не одно десятилетие практикуется пятибалльная система оценивания. Она привычна как учащимся, так и родителям, учителям. Однако в настоящее время все чаще возникают вопросы о реформе системы оценивания. Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся оценками, которые выставляются на основании определенных критериев. По всем предметам они разные, но можно определить и общие требования для учебных дисциплин. Вместе с тем, некоторые общеобразовательные организации самостоятельно переходят на другие системы оценивания.

Что касается педагогических кадров, сегодня мы должны признать нехватку специалистов. Около 30% — ​педагоги пенсионного и предпенсионного возраста. У многих учителей нагрузка составляет полторы и более ставки, но даже в таких условиях они демонстрируют высокую квалификацию. В Евпатории треть из 742 учителей имеет высшую категорию.

Валентина Жеребец:

Современную систему обучения, бесспорно, нельзя называть совершенной. В ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. Недочеты в разработках современных образовательных реформ можно называть долго. Но мы, родители и педагоги, должны запомнить одно: в любых условиях важно не только дать ребенку образование, но и вырастить высокоморальную, волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир лучше! Зная недостатки, мы должны обращать на них внимание и стараться восполнять недочеты существующей системы личным участием в жизни наших детей.

— Тридцать пять процентов людей, принявших участие в опросе, утверждают, что бюрократия негативно сказывается на качестве образования: учителя вынуждены заполнять десятки документов, им просто некогда учить детей. Это правда?

— Необходимость заполнять много документов — ​это реалии. Но технический прогресс неумолимо входит в систему образования, и в этом есть много положительных моментов: интерактивные доски, аудио и видео на уроках, поиск материала в интернете делают процесс обучения ярким, разнообразным и более наглядным, что положительно сказывается на качестве усвоения материала. Сегодня используются электронные дневники, с помощью которых родители могут контролировать успехи детей и иметь быструю прямую связь с учителем. Школьники могут участвовать в международных олимпиадах и конкурсах в режиме онлайн, не выходя из дома. Кроме того, это и возможность получить дополнительное образование заочно по интернету.

Как мы видим, технические средства расширяют кругозор, делают открытым международный опыт в рамках изучения проблемы. Доступ молодежи к иностранным электронным библиотекам, редким материалам и архивам помогает глубоко исследовать тему, экономя время и средства. С сентября в школах города планируется переход на цифровой документооборот — ​электронный журнал и электронный дневник. Эта система в данный момент проходит апробацию в условиях дистанционного обучения.

Беседовала Елена ФИЛАТОВА.

Фотоиллюстрация severpost.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 17(19414) от 30.04.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей