Он горячо любил людей…

14 марта после продолжительной болезни ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны, скульптор всероссийского масштаба, заслуженный художник РСФСР, член союза художников СССР, национального союза художников Украины, Союза художников России, создатель символа Урала, почетный гражданин Евпатории и просто очень хороший и достойный человек Виталий Семенович Зайков. О жизненном пути легендарного скульптора и о том, каким он был дедом, «ЕЗ» рассказал внук Виталия Семеновича — пианист, композитор, один из самых ярких представителей сцены новой музыки в России, музыкант, произведения которого широко известны во многих странах Европы и Азии, Федор БИРЮЧЕВ.

— Федор Михайлович, ваш дедушка — знаменитый в СНГ скульптор, ваши мама и бабушка — талантливые музыканты, вы — успешный музыкант и композитор. Можно смело говорить о творческой династии. Кто был ее основоположником?

— Если говорить о творческой династии, то я считаю, что ее основоположником был именно мой дед. Он родился на Урале, в деревне Боровая Свердловской области, в семье отставного кронштадтского моряка и крестьянки. Отец Виталия Семеновича участвовал в штурме Зимнего дворца, мать — занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых, помимо дедушки, в семье было еще восемь. Первым из этой многочисленной семьи связать свою жизнь с искусством решил его старший брат Сергей, который стал живописцем. Он в свое время и привел Виталия Семеновича в изостудию. Пройдет время, и только дедушке будет суждено пройти путем творца.

— Как начинался его путь в качестве скульптора? Когда Виталий Семенович решил связать свою жизнь с этим видом искусства?

— Еще в детстве его тянуло к творчеству: он постоянно что-то рисовал, лепил фигурки из глины, которые моя прабабушка затем обжигала в русской печи. На одной из выставок в Свердловске, еще в самом раннем детстве, он был награжден за первые работы грамотой, которой в то время очень гордился. Наверное, именно тогда он и понял, что хочет стать художником. Видя его интерес к изобразительному искусству, старший брат привел его в изостудию имени А.П. Митинского в Тюмени. После окончания школы дедушка поступил в Свердловское художественное училище на факультет живописи. В 1942 году, когда он был на втором курсе, ему пришлось прервать обучение: началась война, и он ушел на фронт. Но сразу же после демобилизации Виталий Семенович вернулся в училище и продолжил обучение.

— С уходом Виталия Зайкова на фронт ведь тоже была связана интересная история?

— Когда началась война, дедушке исполнилось 17 лет, а на фронт забирали не раньше восемнадцати. Он несколько раз просился, но ему отказывали, говорили подождать. Виталий Семенович очень переживал — ​а вдруг, пока он будет пережидать этот год в тылу, война закончится в пользу врага, а он так и не сможет быть полезным для своей Родины… В итоге дедушка каким-то образом добавил себе один год. Его направили на обучение в военную Васильковскую авиационную школу механиков. А с 1 июня 1944 года он стал непосредственным участником боевых действий и готовил к вылетам самолеты-штурмовики Ил2. Демобилизовался Виталий Семенович в звании старшего сержанта. Был награжден медалью «За победу над Германией», а позднее — ​орденом «За мужество».

— Делился ли дедушка с вами своими воспоминаниями о войне? Что из этого вам наиболее запомнилось?

— Когда дедушка еще был курсантом, их нередко среди ночи поднимали по тревоге — ​это было частью военной подготовки. Мой дед всегда при этом становился в строй первым или вторым, поскольку по тревоге поднимался быстрее многих. В один из таких ночных подъемов он замешкался — ​сапог закатился под кровать, и в результате Виталий Семенович стал в строй тринадцатым. Первых двенадцать человек отобрали и отправили на задание, с которого впоследствии никто из ребят, к сожалению, не вернулся. Дедушка потом долго задавался вопросом, а что было бы, если бы он, как всегда, встал в строй одним из первых?

Еще нередко он вспоминал о своих вылетах на боевые задания в качестве механика. В один из таких вылетов их самолет подбили, летчик совершил аварийную посадку, в результате которой мой дед получил черепно-мозговую травму, был контужен.

— Вы говорили, что после окончания войны Виталий Зайков продолжил учебу в училище. Как складывалась его дальнейшая судьба?

— Он действительно вернулся в художественное училище, а после его окончания уехал в Ленинград и поступил в Академию художеств имени И.Е. Репина на скульптурный факультет. Жизнь в послеблокадном Ленинграде была тяжелой, но Виталий Семенович, увлеченный искусством, мало обращал внимание на такие сложности. Дедушка окончил академию с отличием, а его дипломная работа «Метатель молота» на выставке лучших дипломных работ Советского Союза 1954 года заняла первое место. В настоящее время она хранится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

После окончания академии Виталию Семеновичу предлагали учиться в аспирантуре, но он видел смысл именно в творчестве, а не в дальнейшей учебе. Его звал родной Урал для воплощения очень амбициозного, грандиозного творческого замысла. Он вернулся домой исполнить свою юношескую мечту — ​мечту восславить свою Родину, создать символ Урала. Виталий Семенович много путешествовал по родному краю, собирал и изучал его легенды и предания. Он побывал на рудниках Карабаша, увидел снежные вершины Таганая, жаркую от мартенов Магнитку, дремучие Ильменские леса. Постепенно, в напряженных творческих поисках, у него зародился образ богатыря-труженика Урала. Шесть лет дедушка вынашивал идею «Сказа». С момента создания скульптурной композиции в 1957 году до воплощения ее в шестнадцатиметровом монументе на Привокзальной площади Челябинска прошло долгих десять лет. Именно за эту работу он удостоился звания заслуженного художника РСФСР.

Далее творческая биография Виталия Семеновича была весьма насыщенной: работа над Мамаевым курганом в Волгограде в творческой группе народного художника СССР Е.В. Вучетича, множество памятников в Челябинске и области, Магнитогорске, работа в Восточной Европе, встреча с первым премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру в Кремле и создание его портрета в бронзе, позднее подаренного правительством Советского Союза в знак крепкой дружбы двух народов, многочисленные выставки по всему СССР.

— Сколько всего работ он создал за свою жизнь?

— У него порядка 300 графических работ, 150 скульптур в малой форме, 30 портретов его современников в металле. Из монументальных композиций — ​17 памятников установлены на территории материковой части России и 16 — ​на территории Крыма, где он жил и работал с 1983 года.

— Какие из них украшают улицы Евпатории?

— Памятник «Жертвам депортации», три барельефа, установленные на мемориале «Красная горка», бюсты Н.В. Гоголя, И.А. Наговицина, М.В. Фрунзе, Ю.А. Гагарина, памятник Герою Советского Союза маршалу С.Л. Соколову, памятники «Слава пожарным» и «Рабочему водоканала».

— Какими из своих работ он особенно гордился?

— Безусловно, особый повод для гордости — ​его монументальная работа «Сказ об Урале». Вдохновленный рассказами П.П. Бажова, трудовым подвигом Урала во время Великой Отечественной войны, живым общением с уральцами, в 1967 году дедушка воздвиг на Привокзальной площади Челябинска 16-метровый монумент богатыря.

Этот монумент стал символом Урала, его изображения были массово растиражированы по всему Советскому Союзу на открытках, конвертах, тетрадях, часах, посуде… К нему совершаются паломничества, а молодожены просят у памятника благословения, чтобы сила Урала, заключенная в мощном богатыре, исполнила их мечты. И все это — ​только часть истории этого монумента, которая непременно будет продолжаться.

Также Виталий Семенович гордился памятником «Первым комсомольцам — ​строителям Магнитки», который находится в городе Магнитогорске. Дедушка тщательно изучил историю создания города и невероятно точно сумел изобразить характер этих тружеников. Он часто любил вспоминать, как приехавшие на церемонию открытия комсомольцы, строившие в свое время Магнитку, увидев памятник, сказали, что именно такими они тогда и были.

Он вообще очень любил людей, ему нравилось их изображать, он изучал их судьбы и характеры. Наверное, именно поэтому из тех его работ, что находятся в Евпатории, дедушка особенно гордился памятником «Жертвам депортации» и барельефами на мемориале «Красная горка». Он постарался изобразить людей так, чтобы в каждом лице можно было увидеть душу, прочесть нелегкую судьбу. Дедушка, когда творил, всегда ставил себя на место каждого из них…

— Расскажите о самом ярком воспоминании о Виталии Семеновиче. Каким он был с внуками?

— Дедушка всегда был невероятно добрым и преданным человеком. Виталий Семенович сыграл очень большую роль в моей жизни. Именно он воспитал во мне любовь к искусству. Помню, как, будучи еще совсем маленьким, я часами проводил время с дедушкой в мастерской. Он творил и рассказывал мне об искусстве, о великих художниках, порой читал наизусть стихотворения русских поэтов. А я в это время старался помогать ему как мог: замешивал глину, подавал воду или инструменты и чувствовал себя «очень» важной частью творческого процесса (смеется).

Когда я пошел в школу, дедушка из куска можжевельника вырезал мне сувенир. На нем — ​известная цитата П.И. Чайковского: «Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться». Для меня это стало напутствием на всю жизнь.

Никогда больше я не встречал ни одного человека, который бы настолько глубоко существовал в мире искусства, для которого окружающий мир и мир творческий были единым целым, — ​где искусство находится не только в музеях, где оно — ​воздух этого мира.

— В городе активно обсуждается создание музея, посвященного работам вашего дедушки. Что вы можете рассказать об этом?

— Это действительно так. На базе мастерской деда, в которой сейчас находится множество его работ, планируется создание музея. Мне довелось посетить все основные музеи мира, и у меня есть четкая картина того, каким именно должен быть современный музей скульптуры. В Евпатории он должен стать центром притяжения для всех людей искусства, местом развития и приобщения детей к творчеству. Я общался с создателями музея «Мастерская М.К. Аникушина» в Санкт-Петербурге, посвященного однокурснику дедушки по Академии художеств им. И.Е. Репина народному художнику СССР М.К. Аникушину, и вынес для себя очень важную вещь: музей должен быть живым и интерактивным, чтобы каждый мог почувствовать себя в атмосфере творчества скульптора, увидеть, как он работал, ощутить дух того места, где создавались основные памятники города, где творилась наша история.

Я очень надеюсь на содействие и буду благодарен главе города Олесе Харитоненко, главе городской администрации Роману Тихончуку и заместителю председателя Евпаторийского городского совета Борису Назарову за их помощь в создании музея, которого ждут очень многие в нашем городе в 2020 году, символично объявленном Годом памяти и славы.

Записала Людмила ПУШКИНА.

Фото из семейного архива Федора Бирючева.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 15(19412) от 17.04.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей