Сорок лет назад ушел из жизни человек, оставивший городу уникальное культурное наследие
Согласно Божественным установлениям, еще в ветхозаветные времена всякая молитва к Богу сопровождалась духовным ликованием, выраженным в особых песнопениях. Среди них сначала были псалмы, а позже появились стихиры, каноны, акафисты и прочие религиозные гимны. Их можно услышать и сегодня в каждом православном храме в часы богослужения.
Исполнение этих песнопений — не только внутренний духовный подвиг, но и особое мастерство. Человек, ответственный за пение, называется регентом. Как руководитель церковного хора, он подбирает певцов, следит за ходом службы. Певцы, которых в церковном обиходе называют певчими, находятся в храме на специально отведенном для этого месте — клиросе. Поэтому, когда кто-либо говорит, что он поет на клиросе, это значит, что он певчий церковного хора. Регент, в согласии со священником, выбирает и церковные распевы.
Церковно-певческое наследие Русской православной церкви — большая сокровищница духовной музыки, которая включает в себя как глубоко покаянные, так и высокоторжественные мотивы. Каждый регент на протяжении всей жизни старается создать собственную нотную библиотеку.
Сегодня мало кто знает, что в Евпатории такая библиотека уже есть. Ее собрал регент Свято-Николаевского собора Вячеслав Пестрицкий.
28 февраля мы молитвенно вспоминаем 40-летие со дня его смерти в 1980 году.
Вера вопреки всему
Этот человек более тридцати лет своей жизни посвятил служению Богу и людям, исполняя церковное послушание регента архиерейского хора. На сегодняшний день сохранилось гораздо больше светлых воспоминаний о нем, чем подробностей биографии. Известно нам следующее.
Вячеслав Павлович родился 12 марта 1906 года. Для получения духовного образования в 1914 году он поступил в Павловское духовное училище Воронежской губернии на казенное обеспечение, как полный сирота.
В 1917-м окончил училище и спустя пять лет, в 1922 году, получил указ на место псаломщика. Как вспоминал сам Пестрицкий, указ этот ему не могли дать из-за возраста. Ведь юноше было тогда всего 16 лет. Но поскольку Вячеслав отлично сдал выпускной экзамен, проявил прекрасные навыки в церковном пении и богослужебном пении, ему в порядке исключения был выдан указ. Вне всякого сомнения, его талант и труды были достойно вознаграждены.
Однако на долю молодого псаломщика выпали трудные годы. Он, как и великое множество православных христиан того времени, стал свидетелем безбожных гонений, которые затронули все слои тогдашнего общества. А Русской православной церкви было суждено пройти испытание мученическим венцом. Закрывались храмы и монастыри, репрессиям и массовым расстрелам подвергались как священнослужители, так и простые прихожане.
Ввиду невозможности исполнять свое церковное послушание В.П. Пестрицкий с 1930 года переходит на гражданскую работу. Шестнадцать лет из его жизни были словно вычеркнуты. Пришлось заниматься всем кроме церковных богослужений. В то время почти в каждом городе и в каждом селе были разрушенные и оскверненные церкви. Они молчаливо взывали к совести заблудших.
В скором времени нашу страну постигло еще одно горе: началась Великая Отечественная война. Пестрицкому опять не удается вернуться к церковному пению. Он служит в пограничных войсках на Памире. И только в 1946 году Вячеслав Павлович получает возможность возвратиться к благодатному делу регентства.
Пестрицкий становится регентом церковного хора в городе Душанбе. Здесь же работает в оперном театре. В те годы это был особый поступок. Ведь каждый приходящий в оперный театр послушать светские музыкальные произведения мог обратить внимание на талантливого певца, являющегося одновременно и регентом церковного хора. Таким образом, семя веры невольно падало в душу человека и заставляло задуматься о Боге.
С 1949 по 1951 год Вячеслав Павлович Пестрицкий служит регентом Александро-Невского, а с 1951-го по 1953-й — Успенского кафедрального собора города Ташкента. За этот период сохранились отзывы о Пестрицком как об искренне верующем и скромном человеке, хорошем регенте, который любил церковное пение и знал Богослужебный устав. Он был прекрасным организатором хорового дела, заслуживающим особой похвалы и благодарности.
В 1953—1954 годах Пестрицкий нес послушание регента Троицкого кафедрального собора города Саратова.
Ташкент и Саратов были в жизни Вячеслава Павловича не случайны, так как в это время он трудился по благословению владыки Гурия (Егорова), бывшего сначала Ташкентским, а затем Саратовским правящим архиереем. Владыка так характеризовал Пестрицкого: «За все это время В.П. Пестрицкий выделялся из ряда других регентов прекрасным знанием репертуара, пониманием замысла композитора, умением отлично руководить хором и способностью заставить хор передать то, что вложил композитор в свое произведение. Обладая прекрасным слухом и большим опытом в хоровом деле, он гармонизовал для хора немало мелодий. По своему характеру Вячеслав Павлович — скромный, правдивый, уживчивый и согласный человек, без самомнения и заносчивости». С 1954 года пути владыки Гурия и Пестрицкого разойдутся навсегда. Первый будет возглавлять Черниговскую, Днепропетровскую, Минскую, Ленинградскую и Крымскую кафедры, а второй — трудиться в церковно-певческом деле в Ставрополе, снова в Ташкенте, в Воронеже, Евпатории.
Одно из главных мест в биографии Вячеслава Пестрицкого занимает его деятельность в Ставрополе. Здесь он с 1954 по 1963 год нес послушание регента архиерейского хора Крестовоздвиженской церкви. С 1956-го по 1959-й преподавал пение в Ставропольской духовной семинарии. В то время в семинарии учился Лев Мормыль — будущий архимандрит Матфей, известный церковный композитор, заслуженный профессор Московской духовной академии. Отец Матфей более тридцати лет руководил церковным пением в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В своих воспоминаниях о времени обучения в Ставропольской семинарии он не забыл про своего учителя: «Преподавал у нас пение Пестрицкий Вячеслав Павлович. До Ставрополя он был в Ташкенте, потом в Саратове, словом, там, где был владыка Гурий. […] Как знаток и любитель обиходных мелодий, владыка Гурий воспитал чутье музыкальное и привил эту любовь Вячеславу Павловичу и, видимо, следил за Вячеславом Павловичем, за его репертуаром. Поэтому Вячеслав Павлович приехал к нам в Ставрополь как бы сложившимся регентом. […] Вячеслава Павловича Пестрицкого опекал и поддерживал владыка Антоний (Романовский). Ведь он сам был в свое время участником идеальных всенощных. Видите, какое стечение обстоятельств. Ставрополь действительно был очень интересным городом в то время. Было на что посмотреть, что выбрать, чему поучиться, к чему привиться и что полюбить. […] На правом клиросе кафедрального храма располагался смешанный хор, руководимый Пестрицким. На левом — наш семинарский, мужской. […] «Тебе одеющагося», например, пропоет Вячеслав Павлович во время каждения, а все остальное: стихиры Триоди и прочее — мы. […] В Ставрополе до Вячеслава Павловича в Андреевском соборе пели только Бахметьева, а в архиерейской церкви — все распевы, которые предписывал исполнять Патриарх Алексий I».
На время творческой деятельности Пестрицкого выпали трудные годы. Церковная жизнь была практически уничтожена. Церковное пение находилось в упадке.
Как уже было сказано выше, большое влияние на Вячеслава Павловича оказал владыка Гурий — впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров). Именно он в 1945—1946 годах являлся наместником вновь открытой Троице-Сергиевой лавры. На этом посту владыка активно восстанавливал монашеские традиции и, конечно же, церковное пение. Можно предположить, что вместе с ним в лавре трудился и Пестрицкий. Кстати, о владыке Гурии святитель Афанасий (Сахаров) отзывался как об одном из лучших знатоков обихода. Митрополит Иоанн (Вендланд), будучи в Ташкенте секретарем архиепископа Гурия, сохранил вспоминания о нем и о Пестрицком: «Когда Владыка Гурий был архимандритом, то считал, что «партесное» пение, то есть пение, при котором хор разделяется на четыре (иногда более) партии, — нецерковно, вносит светский элемент в церковь. […] Теперь, став архиереем, Владыка допустил, чтобы его хор пел по нотным партиям, но очень строго следил за характером пения — оно должно быть, по возможности, простым, молитвенным, без светской чувственности. В этом его поддерживали соборные регенты. За время управления Владыки Гурия в Ташкентском соборе сменилось три регента […] Последний, Вячеслав Павлович Пестрицкий, особенно был единодушен с Владыкой. На день святителя Иоанна Златоуста Владыка Гурий организовал такую службу, в которой было много греческого языка. В. П. Пестрицкий написал к ней специальные ноты и подарил их мне (как имениннику в этот день)».
Следующий архиерей, который поддерживал Пестрицкого, — митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский). Владыка Антоний, будучи студентом, участвовал в знаменитых «идеальных Всенощных бдениях» Киевской духовной академии при профессоре Михаиле Скабаллановиче. Эти всенощные бдения совершались в Киеве в начале XX века в строгом соответствии с Церковным Уставом под научным руководством Скабаллановича.
В некоторых статьях, посвященных творчеству архимандрита Матфея (Мормыля), авторы считали В.П. Пестрицкого последователем традиции певческой школы знаменитого хорового дирижера и педагога К.К. Пигрова (1876—1962). Однако подтвердить это в настоящее время не представляется возможным.
После преподавания в Ставропольской духовной семинарии, в период с 1963 по 1973 год, Пестрицкий был регентом архиерейского хора Андреевского кафедрального собора города Ставрополя (при этом встречаются ноты за 1965 год с его подписью в Грозном и за 1971 год в Светлограде). В 1973—1974 годах Вячеслав Павлович — регент Успенского кафедрального собора города Ташкента, а в 1974—1975-м — регент Казанской церкви в Отрожке города Воронежа.
Евпаторийский период
С 28 декабря 1975 года начинается последний, евпаторийский период жизни Вячеслава Пестрицкого.
В это время он управлял хором Свято-Николаевского собора города Евпатории, на территории которого и жил. Со слов прихожанки Валентины Константиновны Гордейчик, Пестрицкий ввел в соборе нотное пение и стал проводить спевки. До него пели кто как мог. «В его время хор стал петь очень красиво. Даже приезжие на отдых из столицы и больших городов говорили, что в соборе такое красивое пение, какое и у них не везде найдешь», — рассказывала В. Гордейчик. Как вспоминает певчая правого хора Галина, у Пестрицкого пело в хоре 28—30 человек, только в басовой партии было 7—8 певчих, теноров — 6 человек. Почти все они были музыкантами.
Что же касается его нотной библиотеки, с рассказа о которой и началась эта статья, то она собиралась Вячеславом Павловичем на протяжении всей его жизни. Почти все ноты переписаны и расписаны по партиям его рукой. На многих из них стоят даты, относящиеся к 50—60 годам минувшего столетия. Практически все имеют в конце его личную подпись и экслибрис. Обращает внимание и то, что одни из них, наиболее старые, написаны чернильной ручкой, ею же расчерчен нотный стан. Другие, более поздние, написаны уже на типографской нотной бумаге и шариковой ручкой. Текст песнопений, положенных на ноты, либо написан от руки, либо напечатан на печатной машинке. Эти, казалось бы, не столь уж важные моменты свидетельствуют о трудностях, существовавших в то время в церковном хоровом деле, а также о дефиците даже нотной типографской бумаги. Поэтому о переизданиях каких-либо богослужебных партитур в типографиях даже и говорить было нечего. Все создавалось исключительно путем ручной переписки.
Среди песнопений библиотеки Пестрицкого встречаются как простые, так и сложные. В основе многих из них — переписанные работы Н.И. Бахметева, Д.С. Бортнянского, А.Макарова, Д.В. Аллеманова, А.А. Архангельского и других композиторов, а также произведения из многотомного Церковно-певческого сборника конца XVIII — начала XX века. Встречаются и музыкальные редакции Пестрицкого, его гармонизация и транспортировка. Отдельный интерес вызывают ноты неизвестного авторства с такими, например, заметками Пестрицкого: «Переписано в Светлограде Ставропольского края у хориста Ивана Степановича».
Сохранилось очень мало авторских произведений самого Вячеслава Павловича. Скорее всего, это связано с тем, что в нашем распоряжении находится далеко не вся библиотека, а только ее часть. Так, по воспоминаниям певцов, библиотека состояла из трех-четырех шкафов с нотами. Возможно, некоторые тетради сам регент еще при жизни раздал знакомым или друзьям. Что-то наверняка было оставлено в храмах, где он пел. А кое-что и вовсе не сохранилось. Сегодня уже нельзя определить это наверняка. Известно, что несколько нотных листов, подписанных Пестрицким, есть в нотном архиве Курского архиерейского хора.
28 июня 1979 года у Вячеслава Павловича случился инфаркт, который стал началом продолжительного периода болезней. Пестрицкий не работал около четырех месяцев, и за это время перенес еще несколько инфарктов. Строгий постельный режим поддерживал его силы. Но спустя время он опять вышел на хор. Шестого сентября 1979 года в конце нотной партитуры регент оставил заметку: «Первая работа после болезни инфаркта. Начало болезни 28 июня 1979 года».
Осенью 1979 года Пестрицкий перенес операцию и еще больше ослаб. Он уже не мог подниматься на центральный хор, располагавшийся сверху, и поэтому, по благословению настоятеля собора, хор перенесли вниз на правую сторону возле придела святого благоверного великого князя Александра Невского.
28 февраля 1980 года Вячеслав Павлович Пестрицкий преставился ко Господу. У него остались жена, Мария Васильевна Пестрицкая, и сын.
Достойный преемник
По воспоминаниям прихожанки Галины, которые записала Т. Тимошевская, «после смерти В.П. Пестрицкого за регентский пульт становились многие, но подолгу никто не задерживался. Это титанический труд, связанный с огромным нервным напряжением! Затем регентом стал один из наших певчих Юрий Александрович Шолохман. Он и сейчас успешно руководит хором». В свое время, уже под управлением Юрия Александровича, хор Свято-Николаевского собора два раза был с концертной программой в Германии, в городе Людвигсбурге.
Юрий Александрович Шолохман родился в Евпатории в 1947 году. С детства мать водила его в храм на службу. И с 1972 года он стал петь в церковном хоре. Через несколько лет после смерти Пестрицкого, в 1982 году, Юрий Александрович стал регентом церковного хора Свято-Николаевского собора, кем и является сегодня.
Когда в Евпатории была вновь открыта церковь святого пророка Илии, хоровой соборный коллектив сократился. Тогда многие певчие ушли в новый хор.
Певчая Людмила рассказывала (записано Т. Тимошевской): «Благодаря тому, что Евпатория — курортный город, в летнее время к нашему хору всегда присоединялись и присоединяются сейчас певчие из разных городов бывшего Советского Союза. Они обмениваются опытом, делятся впечатлениями. Так, в хоре пел заслуженный артист Белоруссии Аскольд Сухин. А старшие коллеги помнят, как с ними однажды прославлял Господа пением великий Иван Козловский! Среди наших певчих — люди разных профессий и званий: врачи, музыканты, учителя, художники, поэты. В прошлые годы в хоре пели жены священников: матушка Мария (Жила), матушка Антонина (Маркелова). Потом служение Богу пением продолжили их дети. Наш настоящий регент по основной профессии — повар. Много лет работая в здравницах, несмотря на трудности, связанные с советской идеологией, он все свободное время посвящал и посвящает храму. Юрий Александрович вырос в Церкви и, как он вспоминает, приходя с мамой на службу, будучи ребенком, всегда обращал внимание на певчих, заслушиваясь их пением. Господь наделил его великолепным голосом, музыкальным слухом и хорошей памятью. Поэтому неудивительно, что, став взрослым, он пришел в храм петь. А когда не стало регента Пестрицкого В. П., руководить хором начал Юрий Александрович».
Сегодня в Свято-Николаевском соборе продолжается церковно-певческая традиция. Большой соборный хор под руководством Ю.А. Шолохмана вот уже более 40 лет исполняет песнопения за праздничными богослужениями по нотам приснопоминаемого Вячеслава Павловича Пестрицкого. И несмотря на то, что в наше время ежегодно выпускается большое количество различных церковных нотных сборников, переписанные и отредактированные рукой Пестрицкого музыкальные произведения являются на службе незаменимыми. При помощи современных технологий с них сделано множество качественных копий, и теперь всякий, кто захочет прийти и прославить Господа своим голосом, будет иметь возможность сделать это по нотам Пестрицкого.
Дорогие читатели!
В настоящее время продолжается сбор материалов о Вячеславе Павловиче Пестрицком. Просим всех неравнодушных принять участие в этом благом деле. У кого есть фотографии, ноты или какие-либо документы В.П. Пестрицкого либо же собственные воспоминания о нем или об этом периоде истории Свято-Николаевского собора, — ждем ваших звонков и сообщений (моб. тел. +7(978) 780‑84‑62, электронная почта: georg.dick@yandex.ru — отец Георгий).
Георгий ДИК, протоиерей, старший священник Свято-Николаевского собора.
Фото из архива автора.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 8(19405) от 28.02.2020 г.