Нотная библиотека Вячеслава Пестрицкого

Сорок лет назад ушел из жизни человек, оставивший городу уникальное культурное наследие

Согласно Божественным установлениям, еще в ветхозаветные времена всякая молитва к Богу сопровождалась духовным ликованием, выраженным в особых песнопениях. Среди них сначала были псалмы, а позже появились стихиры, каноны, акафисты и прочие религиозные гимны. Их можно услышать и сегодня в каждом православном храме в часы богослужения.

Исполнение этих песнопений — не только внутренний духовный подвиг, но и особое мастерство. Человек, ответственный за пение, называется регентом. Как руководитель церковного хора, он подбирает певцов, следит за ходом службы. Певцы, которых в церковном обиходе называют певчими, находятся в храме на специально отведенном для этого месте — ​клиросе. Поэтому, когда кто-либо говорит, что он поет на клиросе, это значит, что он певчий церковного хора. Регент, в согласии со священником, выбирает и церковные распевы.

Церковно-певческое наследие Русской православной церкви — ​большая сокровищница духовной музыки, которая включает в себя как глубоко покаянные, так и высокоторжественные мотивы. Каждый регент на протяжении всей жизни старается создать собственную нотную библиотеку.

Сегодня мало кто знает, что в Евпатории такая библиотека уже есть. Ее собрал регент Свято-Николаевского собора Вячеслав Пестрицкий.

28 февраля мы молитвенно вспоминаем 40-летие со дня его смерти в 1980 году.
 

Вера вопреки всему

Этот человек более тридцати лет своей жизни посвятил служению Богу и людям, исполняя церковное послушание регента архиерейского хора. На сегодняшний день сохранилось гораздо больше светлых воспоминаний о нем, чем подробностей биографии. Известно нам следующее.

Вячеслав Павлович родился 12 марта 1906 года. Для получения духовного образования в 1914 году он поступил в Павловское духовное училище Воронежской губернии на казенное обеспечение, как полный сирота.

В 1917-м окончил училище и спустя пять лет, в 1922 году, получил указ на место псаломщика. Как вспоминал сам Пестрицкий, указ этот ему не могли дать из-за возраста. Ведь юноше было тогда всего 16 лет. Но поскольку Вячеслав отлично сдал выпускной экзамен, проявил прекрасные навыки в церковном пении и богослужебном пении, ему в порядке исключения был выдан указ. Вне всякого сомнения, его талант и труды были достойно вознаграждены.

Однако на долю молодого псаломщика выпали трудные годы. Он, как и великое множество православных христиан того времени, стал свидетелем безбожных гонений, которые затронули все слои тогдашнего общества. А Русской православной церкви было суждено пройти испытание мученическим венцом. Закрывались храмы и монастыри, репрессиям и массовым расстрелам подвергались как священнослужители, так и простые прихожане.

Ввиду невозможности исполнять свое церковное послушание В.П. Пестрицкий с 1930 года переходит на гражданскую работу. Шестнадцать лет из его жизни были словно вычеркнуты. Пришлось заниматься всем кроме церковных богослужений. В то время почти в каждом городе и в каждом селе были разрушенные и оскверненные церкви. Они молчаливо взывали к совести заблудших.

В скором времени нашу страну постигло еще одно горе: началась Великая Отечественная война. Пестрицкому опять не удается вернуться к церковному пению. Он служит в пограничных войсках на Памире. И только в 1946 году Вячеслав Павлович получает возможность возвратиться к благодатному делу регентства.

Пестрицкий становится регентом церковного хора в городе Душанбе. Здесь же работает в оперном театре. В те годы это был особый поступок. Ведь каждый приходящий в оперный театр послушать светские музыкальные произведения мог обратить внимание на талантливого певца, являющегося одновременно и регентом церковного хора. Таким образом, семя веры невольно падало в душу человека и заставляло задуматься о Боге.

С 1949 по 1951 год Вячеслав Павлович Пестрицкий служит регентом Александро-Невского, а с 1951-го по 1953-й — ​Успенского кафедрального собора города Ташкента. За этот период сохранились отзывы о Пестрицком как об искренне верующем и скромном человеке, хорошем регенте, который любил церковное пение и знал Богослужебный устав. Он был прекрасным организатором хорового дела, заслуживающим особой похвалы и благодарности.

В 1953—1954 годах Пестрицкий нес послушание регента Троицкого кафедрального собора города Саратова.

Ташкент и Саратов были в жизни Вячеслава Павловича не случайны, так как в это время он трудился по благословению владыки Гурия (Егорова), бывшего сначала Ташкентским, а затем Саратовским правящим архиереем. Владыка так характеризовал Пестрицкого: «За все это время В.П. Пестрицкий выделялся из ряда других регентов прекрасным знанием репертуара, пониманием замысла композитора, умением отлично руководить хором и способностью заставить хор передать то, что вложил композитор в свое произведение. Обладая прекрасным слухом и большим опытом в хоровом деле, он гармонизовал для хора немало мелодий. По своему характеру Вячеслав Павлович — ​скромный, правдивый, уживчивый и согласный человек, без самомнения и заносчивости». С 1954 года пути владыки Гурия и Пестрицкого разойдутся навсегда. Первый будет возглавлять Черниговскую, Днепропетровскую, Минскую, Ленинградскую и Крымскую кафедры, а второй — ​трудиться в церковно-певческом деле в Ставрополе, снова в Ташкенте, в Воронеже, Евпатории.

Одно из главных мест в биографии Вячеслава Пестрицкого занимает его деятельность в Ставрополе. Здесь он с 1954 по 1963 год нес послушание регента архиерейского хора Крестовоздвиженской церкви. С 1956-го по 1959-й преподавал пение в Ставропольской духовной семинарии. В то время в семинарии учился Лев Мормыль — ​будущий архимандрит Матфей, известный церковный композитор, заслуженный профессор Московской духовной академии. Отец Матфей более тридцати лет руководил церковным пением в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В своих воспоминаниях о времени обучения в Ставропольской семинарии он не забыл про своего учителя: «Преподавал у нас пение Пестрицкий Вячеслав Павлович. До Ставрополя он был в Ташкенте, потом в Саратове, словом, там, где был владыка Гурий. […] Как знаток и любитель обиходных мелодий, владыка Гурий воспитал чутье музыкальное и привил эту любовь Вячеславу Павловичу и, видимо, следил за Вячеславом Павловичем, за его репертуаром. Поэтому Вячеслав Павлович приехал к нам в Ставрополь как бы сложившимся регентом. […] Вячеслава Павловича Пестрицкого опекал и поддерживал владыка Антоний (Романовский). Ведь он сам был в свое время участником идеальных всенощных. Видите, какое стечение обстоятельств. Ставрополь действительно был очень интересным городом в то время. Было на что посмотреть, что выбрать, чему поучиться, к чему привиться и что полюбить. […] На правом клиросе кафедрального храма располагался смешанный хор, руководимый Пестрицким. На левом — ​наш семинарский, мужской. […] «Тебе одеющагося», например, пропоет Вячеслав Павлович во время каждения, а все остальное: стихиры Триоди и прочее — ​мы. […] В Ставрополе до Вячеслава Павловича в Андреевском соборе пели только Бахметьева, а в архиерейской церкви — ​все распевы, которые предписывал исполнять Патриарх Алексий I».

На время творческой деятельности Пестрицкого выпали трудные годы. Церковная жизнь была практически уничтожена. Церковное пение находилось в упадке.

Как уже было сказано выше, большое влияние на Вячеслава Павловича оказал владыка Гурий — ​впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров). Именно он в 1945—1946 годах являлся наместником вновь открытой Троице-Сергиевой лавры. На этом посту владыка активно восстанавливал монашеские традиции и, конечно же, церковное пение. Можно предположить, что вместе с ним в лавре трудился и Пестрицкий. Кстати, о владыке Гурии святитель Афанасий (Сахаров) отзывался как об одном из лучших знатоков обихода. Митрополит Иоанн (Вендланд), будучи в Ташкенте секретарем архиепископа Гурия, сохранил вспоминания о нем и о Пестрицком: «Когда Владыка Гурий был архимандритом, то считал, что «партесное» пение, то есть пение, при котором хор разделяется на четыре (иногда более) партии, — ​нецерковно, вносит светский элемент в церковь. […] Теперь, став архиереем, Владыка допустил, чтобы его хор пел по нотным партиям, но очень строго следил за характером пения — ​оно должно быть, по возможности, простым, молитвенным, без светской чувственности. В этом его поддерживали соборные регенты. За время управления Владыки Гурия в Ташкентском соборе сменилось три регента […] Последний, Вячеслав Павлович Пестрицкий, особенно был единодушен с Владыкой. На день святителя Иоанна Златоуста Владыка Гурий организовал такую службу, в которой было много греческого языка. В. П. Пестрицкий написал к ней специальные ноты и подарил их мне (как имениннику в этот день)».

Следующий архиерей, который поддерживал Пестрицкого, — ​митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский). Владыка Антоний, будучи студентом, участвовал в знаменитых «идеальных Всенощных бдениях» Киевской духовной академии при профессоре Михаиле Скабаллановиче. Эти всенощные бдения совершались в Киеве в начале XX века в строгом соответствии с Церковным Уставом под научным руководством Скабаллановича.

В некоторых статьях, посвященных творчеству архимандрита Матфея (Мормыля), авторы считали В.П. Пестрицкого последователем традиции певческой школы знаменитого хорового дирижера и педагога К.К. Пигрова (1876—1962). Однако подтвердить это в настоящее время не представляется возможным.

После преподавания в Ставропольской духовной семинарии, в период с 1963 по 1973 год, Пестрицкий был регентом архиерейского хора Андреевского кафедрального собора города Ставрополя (при этом встречаются ноты за 1965 год с его подписью в Грозном и за 1971 год в Светлограде). В 1973—1974 годах Вячеслав Павлович — ​регент Успенского кафедрального собора города Ташкента, а в 1974—1975-м — ​регент Казанской церкви в Отрожке города Воронежа.

 

Евпаторийский период

С 28 декабря 1975 года начинается последний, евпаторийский период жизни Вячеслава Пестрицкого.

В это время он управлял хором Свято-Николаевского собора города Евпатории, на территории которого и жил. Со слов прихожанки Валентины Константиновны Гордейчик, Пестрицкий ввел в соборе нотное пение и стал проводить спевки. До него пели кто как мог. «В его время хор стал петь очень красиво. Даже приезжие на отдых из столицы и больших городов говорили, что в соборе такое красивое пение, какое и у них не везде найдешь», — ​рассказывала В. Гордейчик. Как вспоминает певчая правого хора Галина, у Пестрицкого пело в хоре 28—30 человек, только в басовой партии было 7—8 певчих, теноров — ​6 человек. Почти все они были музыкантами.

Что же касается его нотной библиотеки, с рассказа о которой и началась эта статья, то она собиралась Вячеславом Павловичем на протяжении всей его жизни. Почти все ноты переписаны и расписаны по партиям его рукой. На многих из них стоят даты, относящиеся к 50—60 годам минувшего столетия. Практически все имеют в конце его личную подпись и экслибрис. Обращает внимание и то, что одни из них, наиболее старые, написаны чернильной ручкой, ею же расчерчен нотный стан. Другие, более поздние, написаны уже на типографской нотной бумаге и шариковой ручкой. Текст песнопений, положенных на ноты, либо написан от руки, либо напечатан на печатной машинке. Эти, казалось бы, не столь уж важные моменты свидетельствуют о трудностях, существовавших в то время в церковном хоровом деле, а также о дефиците даже нотной типографской бумаги. Поэтому о переизданиях каких-либо богослужебных партитур в типографиях даже и говорить было нечего. Все создавалось исключительно путем ручной переписки.

Среди песнопений библиотеки Пестрицкого встречаются как простые, так и сложные. В основе многих из них — ​переписанные работы Н.И. Бахметева, Д.С. Бортнянского, А.Макарова, Д.В. Аллеманова, А.А. Архангельского и других композиторов, а также произведения из многотомного Церковно-певческого сборника конца XVIII — ​начала XX века. Встречаются и музыкальные редакции Пестрицкого, его гармонизация и транспортировка. Отдельный интерес вызывают ноты неизвестного авторства с такими, например, заметками Пестрицкого: «Переписано в Светлограде Ставропольского края у хориста Ивана Степановича».

Сохранилось очень мало авторских произведений самого Вячеслава Павловича. Скорее всего, это связано с тем, что в нашем распоряжении находится далеко не вся библиотека, а только ее часть. Так, по воспоминаниям певцов, библиотека состояла из трех-четырех шкафов с нотами. Возможно, некоторые тетради сам регент еще при жизни раздал знакомым или друзьям. Что-то наверняка было оставлено в храмах, где он пел. А кое-что и вовсе не сохранилось. Сегодня уже нельзя определить это наверняка. Известно, что несколько нотных листов, подписанных Пестрицким, есть в нотном архиве Курского архиерейского хора.

28 июня 1979 года у Вячеслава Павловича случился инфаркт, который стал началом продолжительного периода болезней. Пестрицкий не работал около четырех месяцев, и за это время перенес еще несколько инфарктов. Строгий постельный режим поддерживал его силы. Но спустя время он опять вышел на хор. Шестого сентября 1979 года в конце нотной партитуры регент оставил заметку: «Первая работа после болезни инфаркта. Начало болезни 28 июня 1979 года».

Осенью 1979 года Пестрицкий перенес операцию и еще больше ослаб. Он уже не мог подниматься на центральный хор, располагавшийся сверху, и поэтому, по благословению настоятеля собора, хор перенесли вниз на правую сторону возле придела святого благоверного великого князя Александра Невского.

28 февраля 1980 года Вячеслав Павлович Пестрицкий преставился ко Господу. У него остались жена, Мария Васильевна Пестрицкая, и сын.

 

Достойный преемник

По воспоминаниям прихожанки Галины, которые записала Т. Тимошевская, «после смерти В.П. Пестрицкого за регентский пульт становились многие, но подолгу никто не задерживался. Это титанический труд, связанный с огромным нервным напряжением! Затем регентом стал один из наших певчих Юрий Александрович Шолохман. Он и сейчас успешно руководит хором». В свое время, уже под управлением Юрия Александровича, хор Свято-Николаевского собора два раза был с концертной программой в Германии, в городе Людвигсбурге.

Юрий Александрович Шолохман родился в Евпатории в 1947 году. С детства мать водила его в храм на службу. И с 1972 года он стал петь в церковном хоре. Через несколько лет после смерти Пестрицкого, в 1982 году, Юрий Александрович стал регентом церковного хора Свято-Николаевского собора, кем и является сегодня.

Когда в Евпатории была вновь открыта церковь святого пророка Илии, хоровой соборный коллектив сократился. Тогда многие певчие ушли в новый хор.

Певчая Людмила рассказывала (записано Т. Тимошевской): «Благодаря тому, что Евпатория — ​курортный город, в летнее время к нашему хору всегда присоединялись и присоединяются сейчас певчие из разных городов бывшего Советского Союза. Они обмениваются опытом, делятся впечатлениями. Так, в хоре пел заслуженный артист Белоруссии Аскольд Сухин. А старшие коллеги помнят, как с ними однажды прославлял Господа пением великий Иван Козловский! Среди наших певчих — ​люди разных профессий и званий: врачи, музыканты, учителя, художники, поэты. В прошлые годы в хоре пели жены священников: матушка Мария (Жила), матушка Антонина (Маркелова). Потом служение Богу пением продолжили их дети. Наш настоящий регент по основной профессии — ​повар. Много лет работая в здравницах, несмотря на трудности, связанные с советской идеологией, он все свободное время посвящал и посвящает храму. Юрий Александрович вырос в Церкви и, как он вспоминает, приходя с мамой на службу, будучи ребенком, всегда обращал внимание на певчих, заслушиваясь их пением. Господь наделил его великолепным голосом, музыкальным слухом и хорошей памятью. Поэтому неудивительно, что, став взрослым, он пришел в храм петь. А когда не стало регента Пестрицкого В. П., руководить хором начал Юрий Александрович».

Сегодня в Свято-Николаевском соборе продолжается церковно-певческая традиция. Большой соборный хор под руководством Ю.А. Шолохмана вот уже более 40 лет исполняет песнопения за праздничными богослужениями по нотам приснопоминаемого Вячеслава Павловича Пестрицкого. И несмотря на то, что в наше время ежегодно выпускается большое количество различных церковных нотных сборников, переписанные и отредактированные рукой Пестрицкого музыкальные произведения являются на службе незаменимыми. При помощи современных технологий с них сделано множество качественных копий, и теперь всякий, кто захочет прийти и прославить Господа своим голосом, будет иметь возможность сделать это по нотам Пестрицкого.

Дорогие читатели!

В настоящее время продолжается сбор материалов о Вячеславе Павловиче Пестрицком. Просим всех неравнодушных принять участие в этом благом деле. У кого есть фотографии, ноты или какие-либо документы В.П. Пестрицкого либо же собственные воспоминания о нем или об этом периоде истории Свято-Николаевского собора, — ​ждем ваших звонков и сообщений (моб. тел. +7(978) 780‑84‑62, электронная почта: georg.dick@yandex.ru — ​отец Георгий).

Георгий ДИК, протоиерей, старший священник Свято-Николаевского собора.

Фото из архива автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 8(19405) от 28.02.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей